В 2013 году стоимость проекта оценивалась уже в 180,0 млн.$ / км. То есть не менее 31,5% финансовых средств, уже вложенных в строительство трассы, затрачивается сверхнормативно, иными словами, изымается в виде инсайдерской ренты. Реально же эта цифра близка к 50%.
Например, по расчетам Немцова и Милова, объективная стоимость сооружения всей дороги Адлер - Красная Поляна не должна превышать на 2009 год
$4 млрд., или $4,3 млрд. в ценах 2012 года [Немцов, Милов, 2009]. То есть объем выведенных средств составляет, по их данным, примерно 54%. В ответ на критику проекта, опиравшуюся на результаты настоящего и других исследований (см., например, [Немцов, Мартынюк, 2013; Ostrovsky, 2013]), глава РЖД Якунин попытался оправдать аномальное превышение расходов путем сравнения с четырьмя зарубежными проектами [Якунин, 2013; На самом деле…, 2013]. Однако, по мнению автора, приведенный сравнительный анализ страдает рядом изъянов и неточностей. Во-первых, не учитывается структура проектов, что сделано в рамках данной диссертации. В итоге трасса «Адлер-Красная Поляна», состоящая на 41% из мостов и тоннелей, сравнивается, например, с линией легкого метро в Ванкувере, полностью автоматизированной и более чем на 85% состоящей из тоннелей и мостов. Исследования специалистов показывают, что при строительстве городских железнодорожных и метро-путей стоимость затрат надземных участков пути отличается от наземных в 2-2,5 раза, а подземной – в 4-6 раз [Flyvbjerg et al, 2008, p.25]. То есть без учета структуры трассы невозможно объективно оценить еѐ нормальную стоимость. Во-вторых, в общую протяженность тоннелей необоснованно включены вспомогательные сервисно-эксплуатационные штольни, не упитывающиеся как полезная длина трассы у других объектов. В-третьих, при сравнении не учитывается сложность тоннелей и мостов, а также количество полос, что осуществлено в данной работе с помощью корректирующих коэффициентов. Наконец, с целью сделать удельные показатели затрат более симпатичными, глава РЖД необоснованно завышает протяженность сочинской трассы за счет прибавления 37,2 км другой трассы – прибрежной железнодорожной ветки Сочи- Адлер-Олимпийский парк, стоимость которой оценивается в 21,26 млрд. рублей (примерно $18млн./км) [На самом деле…, 2013].
|
Масштабы вывода инсайдерской ренты
Средние олимпийские расходы на Зимние Олимпиады в 1998, 2002, 2006 и 2010 гг. составили $2,93 млрд., что на 66% меньше расходов на Сочи-2014. По 7 рассмотренным нами олимпийским объектам и трассе «Адлер-Красная Поляна» реальная стоимость за 2007-2012 выросла в среднем на 171%, или в 2,71 раза. Норма капиталовложений относительно мощности (вместимости) оказалась по олимпийским объектам в среднем на 57,4% ниже, по трассе Адлер-Красная поляна (инфраструктурным проектам) - минимум на 31,5% ниже. Объем перерасхода по 7 объектам Олимпиады в реальном выражении составляет примерно 1,82 млрд.$ + 2,96 млрд.$ перерасхода по трассе до Красной поляны. Если же рассматривать расходы в целом, то получается, что масштабы потерь средств от инсайдерского контроля в проекте Сочи-2014 составляют по олимпийским объектам – $4,9 млрд.
(57,4% от $8,6 млрд.) и более $13,3 млрд. по инфраструктурным и другим расходам (31,5% от (50,9-8,6) млрд.$), что в сумме не менее $18,2 млрд. Если брать среднюю величину потерь по 7 рассмотренным объектам и трассе, то общие потери будут равны $27,6 млрд. (54,2% от $50,9 млрд.) В этом промежутке находится реальная цена неформального контроля и безответственного управления в ГК
|
«Олимпстрой».
К результатам наших расчетов весьма близки и экспертные оценки. Известный политик и эксперт Борис Немцов оценил масштабы коррупции в $25-30 млрд., что весьма близко к результатам наших расчетов [Немцов, 2013]. По оценкам Б.Е. Немцова, «в путинской России, где откаты достигают 80-90%, бюджеты должны быть больше» (курсив мой – А.С.) [Бюджет Олимпиады в Сочи побил рекорд…, 2010]. Как отмечает В.Милов, 20-30% - наиболее распространенная сумма отката на олимпийской стройке [Трещанин, 2010]. По оценкам старшего аналитика ИК «Риком-Траст» В. Жуковского, размер откатов и нецелевого использования бюджетных средств в «Олимпстрое» варьируется от 25 до 50% [Гладунов, 2012]. 7 сентября 2012 по фактам необоснованного завышения стоимости объектов Олимпиады на 30% и более возбуждено 3 новых уголовных дела [там же]. По оценке главы Росфиннадзора С. Павленко, в случае отсутствия коррупции на Олимпийской стройке можно было бы сэкономить 40% выделенных средств [Зыкова, 2011].
В начале февраля 2013 года В. Путин, видимо был вынужден признать масштабную коррупцию в олимпийском проекте [Соколов, 2012е]. Однако все закончилось пока только отстранением и заведением дела на вице-президента Олимпийского комитета А. Билалова. Постоянное завышение затрат говорит о том, что со своей обязанностью по планированию, организации, координации и контролю строительства объектов ГК «Олимпстрой» справилась неудовлетворительно. Низкая эффективность операций планирования корпорации была отмечена в результате госревизии «Олимпстроя» [там же]. По результатам проверки было также выявлено, что существующая система ответственности, выстроенная в госкорпорации, является несовершенной, а сотрудникам
|
«Олимпстроя» предоставлен неправомерно большой объем полномочий по распоряжению переданным имуществом [там же].
Результаты проверки Счетной палаты показали, что именно сотрудники
«Олимпстроя» создали предпосылки к необоснованному увеличению сметной стоимости спортивных объектов [На что тратим…, 2013]. В связи с недостоверной стоимостью санно-бобслейной трассы, Большой ледовой арены и других объектов, проверенных СП, проектная документация по ним получила отрицательное заключение государственной экспертизы, а общее удорожание стоимости составило 15,5 млрд. руб [там же]. «Должностными лицами корпорации принимались решения, увеличивающие стоимость объектов, при этом обоснования новых расчетов отсутствовали либо представлялись недостаточно мотивированными, не подкрепленными дополнительными фактическими потребностями в капитальных вложениях» (курсив мой – А.С.), – говорится в отчете [там же]. По результатам проверки было возбуждено 3 уголовных дела [там же]. Результаты проверки Росфиннадзора показали, что госкомпания «Росавтодор» потратила с нарушениями 6,8 млрд руб. при строительстве транспортной инфраструктуры в Сочи. г. [Росфиннадзор выявил…, 2013]. В частности выявлены следующие нарушения: оплата работ по завышенным расценкам и фактически
невыполненных работ и услуг, авансирование оплаты работ сверх установленных пределов, оплата материалов, не соответствующие требованиям, изменение условий госконтрактов без проведения повторной экспертизы, повторное включение в смету одних и тех же видов работ, непринятие мер по взысканию неустойки за несвоевременное выполнение работ и т.д. [там же].
Другие последствия инсайдерского контроля
Важным последствием вывода ренты и сверхзатрат является неокупаемость построенных объектов. По словам главы холдинга «Инттеррос» олигарха В. Потанина, инвесторы Олимпиады-2014 рассчитывают на помощь государства, поскольку ряд инфраструктурных проектов может обанкротиться. Что же касается олимпийских объектов, которые строило государство, то об их неокупаемости, по словам Д. Козака, было известно заранее [Гладунов, 2012]. В связи с этим ряд стадионов планируется после Олимпиады разобрать и перенести в другие города, что означает дополнительные серьезные издержки [там же]. По мнению экспертов, повышение ВЭБом доли госфинансирования олимпийских объектов с 70% до 90% говорит о том, что государство фактически признает, что проекты перестают быть окупаемыми, и перекладывает убытки на налогоплательщиков [Милов, 2012].
Отметим такое важное последствие инсайдерского контроля, как некачественное строительство и техногенные катастрофы. За период с декабря 2009 г. по март 2013 отмечены 7 крупных происшествий, включая смывание грузового порта Имеретинский, обвалы дорог и зданий [Соколов, 2012е]. Когда при строительстве подъемников на горнолыжный спуск выяснилось, что грунты оказались хуже по качеству, стоимость строительства выросла. Это показатель того, что не проводились инженерно-геологические изыскания [там же]. Также случались прорывы грунтовых вод при строительстве горных тоннелей в рамках проекта дороги Адлер-Красная Поляна. Принципиальный риск в том, что основные спортивные сооружения строятся в Имеретинской низменности, где нет твердых грунтов на глубину 100 и более метров и высоко стоит вода категорически противопоказано строить сооружения капитального характера. Даже официальные лица не скрывают, что капитальные объекты в Имеретинской низменности будут сползать на несколько см в год, а при землетрясении в 4-5 баллов могут и вовсе уйти под землю [Милов, 2012]. Также в конце лета 2010 года Счетная палата представила доклад, придя к выводу, что Сочи превращается в гигантскую свалку [Журавлева, 2011]
Выводы
- деятельность госкорпорации «Олимпстрой», официальная цель которой – организация строительства олимпийских объектов, обеспечение проведения Олимпиады и развития Сочи как курорта, характеризуется наивысшими масштабами изъятия ренты среди рассмотренных ГК;
- в ГК «Олимпстрой», где успело смениться уже 3 гендиректора, наблюдается нестабильность инфраструктуры инсайдерского контроля, а также некачественное выполнение поставленных законом целей;
- среди механизмов изъятия ренты можно отметить схемы с использованием фиктивных фирм и аффилированных лиц, завышение цен поставщиками, использование оффшорных схем, необоснованное заключение дополнительных соглашений и др.
- стоимость олимпиады по оценкам на 2012 год превысила расходы на все прежние Зимние и Летние Олимпиады и превышает средние расходы на
предыдущие Зимние Игры за рубежом примерно в 4 раза. Общие затраты на Олимпиаду выросли с 316 до 1526 млрд. руб, или почти в 5 раз. Повсеместно было также растягивание сроков строительства;
- стоимость олимпийских объектов в среднем и без учета инфляции выросла за 2007-2012 гг. в 2,71 раз, или на 171%. Так, главный стадион подорожал в 3 раза, трасса Адлер-Красная поляна – в 2,5 раза;
- относительная стоимость олимпийских объектов оказалась в разы выше по сравнению с аналогами за счет изъятия инсайдерской ренты;
- масштабы изъятия инсайдерской ренты можно оценить примерно в 30-60%: 54,2% по 7 рассмотренным олимпийским объектам и 31,5% по инфраструктурным проектам (трасса «Адлер-Красная Поляна»);
- объем перерасхода по 7 объектам Олимпиады составляет примерно 1,82 млрд.$. К этой цифре надо добавить 2,96 млрд.$ перерасхода по строительству трассы от Адлера до Красной поляны;
- оценка общего объема вывода средств при реализации проекта Сочи-2014 составляет примерно 18,2-27,6 млрд.$;
- масштабы и последствия изъятия ренты не могли не привести к заведению уголовных дел и различным проверкам, результаты которых подтверждают основные положения исследования;
- последствиями инсайдерского контроля являются также повышение рисков неокупаемости и невостребованности олимпийских объектов после завершения Олимпиады, некачественное строительство и аварии;
- фактически основное бремя коррупции и изъятия ренты инсайдерами ложиться на бюджет, то есть всех граждан России, которые вынуждены будут из своего кармана оплачивать эту гигантскую аферу.
КЕЙС-СТАДИ №3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «РОСАТОМ»
Описание атомной отрасли и задач госкорпорации «Росатом»
После Чернобыльской катастрофы атомная энергетика в России и в мире переживала не лучшие времена. Сейчас в мире работают 435 энергетических реакторов суммарной эффективной мощностью в 368,8 ГВт [Иноземцев, 2012]. Прирост выработки электроэнергии в данном секторе за последние 15 лет составил менее 8% [там же]. 38% энергоблоков в мире старше 30 лет и в течение ближайшего десятилетия будут выведены из эксплуатации [там же]. Тем не менее в настоящее время образовались очаги роста атомной отрасли, а именно: в Китае и Южной Корее, США.
В 2010 г. президент РФ поставил задачу занять не менее 25% глобального рынка строительства и эксплуатации АЭС и пообещал, что с 2012 г. в стране ежегодно будут вводиться мощности на 2 ГВт, и построены 26 энергоблоков против 30, введенных в эксплуатацию за весь советский период [там же]. Для реализации поставленной цели была образована государственная корпорация
«Росатом», которой были переданы основные активы отрасли. По данным Росатома, на середину 2012 г., в России эксплуатируется 10 АЭС и в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 25,2 ГВт [Соколов, 2012ж]. ГК «Росатом» является крупнейшей генерирующей компанией в России, обеспечивая 16,9% производства электроэнергии в России (в частности 30% в европейской части страны) (4 место в мире), 8% мировой добычи урана (5 место в мире), 40% мирового рынка услуг по обогащению урана, 17% мирового рынка
ядерного топлива [там же]. «Росатом» объединяет более 250 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно- исследовательские организации и атомный ледокольный флот. Согласно Закону о госкорпорации, ее целями являются: а) проведение государственной политики и управление имуществом в области использования атомной энергии; б) развитие и обеспечение безопасного функционирования атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов; в) поддержание ядерной и радиационной безопасности; г) развития атомной науки, техники и профессионального образования; д) осуществления международного сотрудничества в этой области и т.д.
Общая сумма имущественного взноса в ГК «Росатом» составляла на конец 2011 г. 801,0 млрд. руб. [Годовой отчет Государственной корпорации по атомной…, 2012]. Всего на программу деятельности госкорпорации в 2009-2015 гг. планируется затратить 2,1 трлн. руб. Из них 820 млрд. руб должны поступить из бюджета, а 1264 млрд. руб. предполагается обеспечить за счет собственных средств организаций «Росатома». 84,6% средств должно пойти на развитие атомной электроэнергетики (1430 млрд. руб.) и ядерного топливного цикла (334 млрд. руб.) [Соколов, 2012ж]. Всего 1,3% затрат предполагают расходы на НИОКР [там же]. Самая существенная часть средств направляется на инвестиционные проекты по строительству энергоблоков АЭС (1154 млрд. руб. или 55,3%), поэтому в дальнейшем мы уделим наибольшее внимание именно этому направлению деятельности госкорпорации [там же].
В течение 2011 года «Росатомом» велось сооружение 9 энергоблоков в России и 11 энергоблоков за рубежом (в т.ч. 2 в Китае, 2 в Белоруссии и еще 2 во Вьетнаме) [Соколов, 2012ж]. Как уверяет руководство «Росатома», возводимые энергоблоки принадлежат к третьему поколению, главное отличие которого от второго состоит в наличии гермооболочки, препятствующей выходу радиации за ее пределы даже при самом тяжелом аварийном повреждении реактора [там же]. При этом все станции за границей предполагается строить на российские кредиты [Иноземцев, 2012].
Особенности инфраструктуры инсайдерского контроля
Управлять госкорпорацией были назначены менеджеры, весьма далекие от отрасли и являющиеся профессионалами, скорее, в области управления финансами. Так, руководитель «Росатома» С. Кириенко, инженер водного транспорта по образованию, работал в нефтяных компаниях, банках, федерации айкидо, и стоял во главе правительства накануне дефолта 1998 г. Отметим также, что в конце 1980- х годов С.В. Кириенко был непримиримым борцом против атомной энергетики, его усилия способствовали замораживанию Горьковской и Воронежской атомных станций теплоснабжения (АСТ) [Никитчук, 2012]. С занятием должности в
«Росатоме» С. Кириенко вдруг стал ярым сторонником атомной отрасли и начал доказывать, что нет ничего выгоднее, чем вложения в эту сферу. Рассмотрим элементы системы неформального контроля, установленного над данной ГК.
А) Своя команда управленцев
По данным контент-анализа, у С. Кириенко есть родственники, друзья и земляки, которые напрямую работают в «Росатоме» [Еремин, 2012]. При занятии поста главы «Росатома» он старался поставить на ключевые посты доверенных людей, с которыми связан отношениями по прежней работе.
Пример: управление защиты активов «Росатома» возглавляет С.В. Братанов, бывший начальник УВД по Нижегородской области, который к тому же женат на двоюродной сестре С. Кириенко [Александров, 2012].
Пример: зам. гендиректора входящего в «Росатом» «Атомэнергопроекта» А. Когтев прежде работал под руководством С. Кириенко. В 2009 году братья К. Когтев и А. Когтев были уволены за хищения, обнаруженные при строительстве Волгодонской и Нововоронежской АЭС [Меньшиков, 2010].
Б) Семейственность, клановость и аффилированные лица
Проверка Минэнерго выявила аффилированность у 169 из 352 руководителей энергетического, в т.ч. атомного комплекса с 385 коммерческими фирмами [Шлейнов, 2012]. Установлены случаи, когда целые комплексы оказывались подконтрольны семейным кланам. Неформальные связи позволяли использовать коррупционные схемы и извлекать инсайдерскую ренту за счет манипулирования тарифами, системой расчетов и перераспределения прибыли явно в ущерб экономике России, что даже вызвало недовольство президента[там же].
Пример: Примечательна история с активами Саровбизнесбанка. В 2005 г. его поглотил банк «Гарантия», который основал и возглавлял Кириенко-старший. 50,09% Саровбизнесбанка до конца 2011 г. принадлежало сыну главы «Росатома» [Шлейнов, 2012]. Через этот банк проходили масштабные финансовые операции и обслуживался ряд входящих в «Росатом» структур. Так, в 2009 г. компания
«Технопарк-технология» (учредитель «Росатом») разместила на счете 800 млн. руб. [там же]. После того как президент 19 декабря 2011 г. раскритиковал энергетиков за создание клановой системы, доля сына Кириенко в СББ сразу сократилась до 0 [Шлейнов, 2012].
В) Служба безопасности и контроля
В целях борьбы с «мелкими» и «средними» инсайдерами в ГК «Росатом» была организована горячая линия для сообщения о фактах коррупции. Однако эта мера больше похоже на создание видимости борьбы с коррупцией и вряд ли кардинально повлияет на деятельность «крупных» инсайдеров. Тем не менее, за хищения и мошенничество были освобождены от занимаемых должностей несколько высокопоставленных сотрудников, один гендиректор, семь заместителей гендиректоров, три главных бухгалтера организации. На 25 сотрудников наложены дисциплинарные взыскания [Попова, 2010].
Г) СМИ и PR
Преувеличение достижений топ-менеджмента «Росатома» в СМИ обусловлено тем, что госкорпорация тратит на такой пиар существенные суммы государственных средств. Хвалебные материалы могут предоставляться департаментом коммуникаций ГК, а за каждый материал «Росатом» платит сотни тысяч рублей [Попова, 2012]. При этом отмечаются случаи цензуры, сокрытия негативной информации и критики.
Пример: 13 марта 2012 года в Госдуме была инициирована проверка правомерности заключения «Росатомом» PR-контрактов с российскими СМИ, а также фактов сокрытия аварийных ситуаций на АЭС.
Д) Продвижение своих ставленников во власть
Продвижение своих людей на различные посты, связи с органами власти и
«административный ресурс» укрепляют инфраструктуру контроля инсайдеров, особенно если речь идет о градообразующих предприятиях.
Пример: заручившись поддержкой областных властей, «Росатом» проводил реструктуризацию входящего в свой состав предприятия «УЭХК», после чего без работы остались сотни новоуральцев [Росатом ищет своего…, 2012]. 14 октября 2012 года в Новоуральске проходили выборы мэра, и корпорация пыталась продвинуть своего кандидата на должность.
Пример: в г. Заречном, где располагается Белоярская АЭС, «Росатому» удалось провести своих людей на 12 из 20 мест в городскую думу, после чего в городе сменили мэра на начальника отдела промышленной безопасности АЭС. Это позволило наладить работу администрации города в своих интересах, урегулировать существовавшие конфликты [Соколов, 2012ж].
Механизмы изъятия инсайдерской ренты
В последнее время коррупционные скандалы в «Росатоме» встречаются все чаще. Так, в 2012 г. были наказаны 48 руководителей подведомственных предприятий, из которых 12 были уволены и отданы под следствие [Еремин, 2012]. По некоторым данным, размер хищений в «Росатоме» и его подразделениях составляет ежегодно не менее 10 млрд. рублей [там же].
А) завышение закупочных цен и взятки
Пример: В 2012 г. завершилось расследование уголовного дела в отношении сотрудников «Росатома», которые закупали по завышенным ценам контейнеры для перевозки радиоактивных отходов, что нанесло госкорпорации ущерб на 150 млн. руб. [Еремин, 2012]. Инсайдеры намеренно завысили в 2,5 раза стоимость оборудования, что привело к хищению около трети бюджетных средств, выделенных на его закупку [там же].
Пример: по данным поставщика оборудования для предприятия ГК, за 2,9 млн. руб был поставлен мостовой кран, средняя рыночная цена которого составляла всего около 1,6 млн. руб (изъятие ренты - 45%) [Логвинов, 2011].
Пример: В 2010 году прошли обыски в компании «Атомэнергопроект», где были выявлены нарушения закупочной деятельности. Ущерб составил более 600 млн. руб. [Попова, 2010].
Б) фиктивные работы и услуги
Пример: на зам. гендиректора «Росатома» Е. Евстратова, подозреваемого в хищении около 50 млн. руб., было заведено дело по факту проведения фиктивных научно-исследовательских работ. Вместо проведения реальных работ, группа сотрудников «Росатома» брала из Интернета чужие материалы и выдавала за результаты собственных «исследований», получая за эти «открытия» бюджетные деньги [Еремин, 2012]. Евстратов также обвинялся в соучастии в хищении 60 млн. руб., выделенных на строительство 2 объектов по утилизации ядерного топлива, которые так и не появились на свет [там же]. Тем не менее, видный росатомовский инсайдер до конца сохранял свой пост в госкорпорации и оставил его лишь в апреле 2011 года, уволившись в связи с переходом на другую работу.
Пример: В 2012 году было выявлено хищение 26 млн. руб., в котором подозревается руководство крупного предприятия госкорпорации ОАО ОКБ
«Гидропресс» [Егоров, 2012]. Генеральный конструктор и его заместитель в 2011 г. заключили контракт со сторонней фирмой на выполнение ряда связанных с проектированием АЭС работ, которые так и не были выполнены. Были подписаны фиктивные акты по приему фиктивных работ, затем деньги были выведены на счета фирм-однодневок [там же].
В) взяточничество и фиктивные сделки
Пример: 14 июня 2007 года между «Росатомом» и инжиниринговой компанией «Атомэнергопроект», руководимой В. Генераловым, был подписан государственный контракт на 112 млрд. руб. на сооружение энергоблоков Нововоронежской АЭС-2. При строительстве АЭС наблюдались подделка документов на стройматериалы и оборудование, завышение стоимости стройматериалов и оборудование в 3-7 раз, фиктивные конкурсы [Митюхин, 2009]. При проведении конкурса были допущены нарушения, в результате чего его победителями стали аффилированные с руководством «АЭП» структуры [Еремин, 2012]. При строительстве были осуществлены масштабные хищения. В. Генералов не просто ближайший советник С. Кириенко, но и тесно связан с влиятельным чиновником М. Ковальчуком, близким к президенту [Митюхин, 2009]. Для вывода денег Генераловым была организована группа из 8 человек и созданы многочисленные теневые структуры, с помощью которых выводились миллиарды рублей. Хищения достигали 20% выделяемых «Росатомом» бюджетов [там же]. Благодаря своим покровителям в ГК Генералову в течение многих лет удавалось успешно манипулировать силовыми и государственными структурами и уходить от ответственности [Соколов, 2012ж].
Пример: 100 млн. руб были выведены при поставках 42 ручных манипуляторов, которые закупались ОАО «Концерном «Росэнергоатом»» для хранилищ ядерных отходов [Соколов, 2012ж]. Закупки проводились через фирму- однодневку. Начальник отдела поставок «Росэнергоатома» Е. Портнов подделал коммерческое предложение, завысив его стоимость с 1,9 млн. евро до 5,5 млн. евро (в 3 раза), чтобы оставить разницу себе [там же].
Пример: В 2012 г. гендиректор ОАО «Сибирский химический комбинат» (крупнейшая по обогащению урана структура «Росатома») В. Короткевич и его заместители были задержаны при получении «отката» за помощь в победе на аукционе по поставке для комбината угля. Стоимость лота с единственным претендентом составляла 557,2 млн. руб [Соколов, 2012ж]. Инсайдеры получили всего 6,79 млн. руб., при этом уголь регулярно недопоставлялся, не соблюдались нормы качества.
Г) мошенничества
Пример: В 2010 году руководители ОАО «Энергострой» обвинялись в организации схемы по отчуждению 19 объектов федеральной собственности, находившихся на балансе Волгодонской АЭС. Ущерб составил 60 млн. рублей, однако инсайдеры получили только условные сроки [Попова, 2010].
Пример: В 2010 г. был арестован замдиректора Курской АЭС В. Боев за растрату 66 млн. руб. [Попова, 2010].
Пример: Руководитель одного из институтов ГК заключал договоры на подставных лиц и «увел» более 15 млн. руб. [Попова, 2010].
Г) сверхдоходы топ-менеджеров
Пример: Хорошо зарабатывают не только рядовые, но и «крупные» инсайдеры «Росатома». В 2009 году доход С. Кириенко составил примерно 16,4 млн. руб, а его супруги – 69 млн. руб. [Соколов, 2012ж]. В 2010 году глава
«Росатома» заработал 18 млн. рублей, в то время как его заместители получали гораздо больше. Так глава «Атомэнергопрома» К. Комаров получил 65 млн. руб., а член правления В. Живов – 124 млн. руб. [там же]. Другие 8 заместителей главы ГК получили за год от 24 до 39 млн. рублей.
Е) непрофильные расходы и привилегии
Пример: проведение корпоративного Нового года для руководства
«Атомредметзолото» («АРМЗ»), входящей в ГК «Росатом», было затрачено 12,5 млн. руб., выделенных из бюджета на нужды компании [Северцев, 2012]. Среди этих «нужд» оказалось выступление звезд эстрады.
На фоне описанного выше сомнительными выглядят данные о результатах 6 проверок ГК «Росатом» Счетной палатой и Контрольным управлением Президента РФ в 2011 г., по которым фактов нецелевого использования бюджетных средств и неправомерного использования имущества якобы не было выявлено [Годовой отчет…, 2012].
Сравнительный анализ стоимости строительства АЭС
Инвестиционные проекты по строительству АЭС по определению являются долгосрочными. Строительство может длиться 7-10 лет, срок окупаемости может составлять до 25 лет, а срок эксплуатации самой станции – 50-100 лет. АЭС являются гораздо более капиталоемкими, чем электростанции других типов. Поэтому в этой области особенно важно качественное планирование и организация. В советское время благодаря системе централизованного планирования и распределения ресурсов удавалось строить атомные энергоблоки дешевле, чем на Западе. Однако с развалом экономики и атомной отрасли в частности во многом был утрачен научный, производственный и кадровый потенциал. Серьѐзной проблемой для АЭС является их ликвидация после выработки ресурса, по оценкам она может составить до 20 % от стоимости их строительства.
Оценки стоимости строительства АЭС в разных странах сильно разнятся. По заниженным оценкам, 1 кВт установочной мощности на АЭС обходится более чем в $2,2–2,8 тыс. против $0,9 тыс. для газовых станций и $1,4-1,6 тыс. для угольных без учета затрат по утилизации отходов и закрытию выработавших свой срок реакторов [Иноземцев, 2012]. По данным Florida Power & Light плановая стоимость (без прибыли) составляет 3,1-4,5 $/Вт, конечная стоимость – 5,5-8,1 $/Вт. По данным Keystone Center (2007) цифры 2,95 и 3,8 $/Вт соответственно [Schlissel, Biewald, 2008]. Относительно дешево запланировано строительство АЭС в Китае - в среднем 2,21 $/Вт [Соколов, 2012ж]. Однако основной тип китайских реакторов (CPR-1000) принадлежит ко 2-ому поколению. Реакторы, которые планирует строить «Росатом» на новых АЭС (WWER-1200), а также США (ESBWR, АР-1000, ABWR), принадлежат к третьему поколению и отличаются большим сроком эксплуатации (60 лет против 40 лет) и повышенной безопасностью. Средняя стоимость планируемых к вводу реакторов в США в 2012 г. составляет 6,29 $/Вт, а до 2008 г. стоимость была около 4,0 $/Вт [там же]. То есть рост капитальных затрат составил в США 57%.
Обратимся к таблице «Сравнительный анализ стоимости строительства атомных электростанций» [Соколов, 2012ж]. В среднем по всем 50 изученным АЭС плановая стоимость составляет в среднем 2,67 $/Вт. Конечная фактическая стоимость проекта и плановая на 2012 г. стоимость составляют в среднем 4,74 $/Вт. Средний перерасход, там, где его удалось зафиксировать, составляет 56% [там же]. Китайские атомные реакторы в среднем оцениваются в 2,5 $/Вт, а американские – в 4,5-6,5 $/Вт [там же].
Анализ проектов по строительству АЭС показывает, что каждый последующий вводимый «Росатомом» энергоблок был дороже предыдущего.
Например, 3 блок Калининской АЭС (энергопуск 2005 г.) стоил 29,7 млрд. руб., 2 блок Ростовской АЭС (энергопуск в 2010 г.) - 57,6 млрд. руб.; 4 блок Калининской АЭС (энергопуск в 2011 г.) - 91,1 млрд. руб. Та же ситуация и со строительством энергоблоков по новым проектам [Соколов, 2012ж].
А) Белорусская АЭС будет состоять из 2 ВВЭР-блоков общей мощностью 2400 МВт и стоимостью 11 млрд.$. Строительство первого блока планируется завершить в 2017 г., второго - в 2020 г. В министерстве энергетики Белоруссии рассчитывают на то, что станция окупится за 20 лет. Финансирование будет осуществляться за счет российского кредита в $10 млрд., покрывающего 90% расходов [Лукашенко планирует…, 2012]. Стоимость АЭС, таким образом, обходится в 4,63 $/Вт (при плановой стоимости в 2,71 $/Вт). Дополнительные 3 млрд.$ решено было затратить на инфраструктуру.