Тема 5. Культура России в XVIII в.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

 

Контрольная работа по истории

«Культура России в XVIII веке»

Выполнила: Шакирова Л.Э.

Направление: Технология организации общественного питания

Группа: ЗТПОП-18-1

Екатеринбург, 2018

Тема 5. Культура России в XVIII в.

Введение. В годы правления Петра I русская культура быстро европеизировалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу — все это радикально изменило быт. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.

В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Открывались медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян, духовенства, купечества, солдат. Лишь школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла не были сословными. Были учреждены общеобразовательные школы: четырехклассные в губернских городах и двухклассных в уездных центрах. В XVIII в. было создано множество учебников.[1] Их распространению способствовали успехи в издательском деле: создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки, становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702). Значительны достижения российской науки. В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека. Строительство новой столицы — Петербурга стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. В Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном классицизме. Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Вместе с тем развивалась историческая и пейзажная живопись. В 1757г. была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр.

В конце XVIII в. завершается складывание русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром.[2] В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.). В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык. Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство - выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Наиболее заметными строениями в Москве - Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле. Русским архитектором был Баженов. Им построен дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам Казакова построен Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 - 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 - 1733). Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы - Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря (1748 - 1754) и Зимнего Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 - 1757) и др. В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма - строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы), Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство -живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники русской светской живописи В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж.[3] В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы. Был создан Российский театр. Существовал также крепостной театр. Они стали основой русской провинциальной сцены. В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в ли­тературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.


Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим позже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением.

Однако в отличии, от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. Отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.


Задания

1.Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности:

1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин 2. В. Беринг, А.И. Чириков 3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев 4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков а) географические исследования б) технические изобретения в) литература г) исторические исследования

2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

1. Фонвизин Д.И. 2. Карамзин Н.М. 3. Державин Г.Р. 4. Сумароков А.П. а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»; б) «Недоросль», «Бригадир»; в) «Хорев», «Синав и Трувор» г) «Фелица», «Вельможа»

3.Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?

а) ампир;

б) шатровая архитектура;

в) монументализм;

Г) классицизм.

 

4. Картина «Портрет крестьянки» написана:

а) Ф.С. Рокотовым

б) Д.Г. Левицким

В) И.П. Аргуновым

г) В.Л. Боровиковским

 

5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?

а) Эрмитаж

б) Русский музей

в) Военно-морской музей

Г) Кунсткамера

6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:

 

Исторический деятель Род деятельности Основные результаты деятельности
Баженов В.И.   Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. · Дом Пашкова · Царицынский дворцово-парковый ансамбль · Проект Михайловского замка · Владимирская церковь в Быково
Кантемир А.Д.   Русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. · Является праотцом сатиры · В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века · Перевод Фонтенеля · Введены в оборот русской речи слова: идея и понятие, депутат, начало (принцип), наблюдение, вихри, естество (натура), вещество (материя).
Карамзин Н.М.   Писатель, автор, историк, поэт, критик, лингвист, комментатор, хронист, журналист, переводчик, прозаик, учёный. · Создатель «Истории Государства Российского» · Основоположник русского сентиментализма · Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».
Крашенинников С.П.   Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки · Автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки» (1756)
Кулибин И.П.   Механик, часовщик, изобретатель, купец, инженер, учёный · Изобрел много различных механизмов · Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов · Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролетом 298 метров · Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и множество других приспособлений и механизмов.
Левицкий Д.Г.   Художник, маляр · Обширная галерея портретов · Академик Императорской Академии художеств
Ломоносов М.В.   Учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик · Первым открыл химическую лабораторию, · Сделал множество физических открытий, · Усовершенствовал русский язык, · За диссертацию «О металлическом блеске» в 1745 году удостоился профессорского звания, · Сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, · Изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды, · Создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля) · Основатель Московского университета
Ползунов И.И.   Изобретатель, создатель, шахтёр, учёный · Создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
Посошков И.Т.   Первый русский экономист-теоретик, публицист, предприниматель, изобретатель · «Книга о скудости и богатстве» (1724) · Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян.
Сумароков А.П. Поэт, писатель, драматург, литературный критик, переводчик · Издание собствен­ного литературного журнала «Трудолюбивая пчела» — первого частного русского журнала, · Резкий противник «деспотичества».

 


Список источников

1. Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

2. Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.

3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.

5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

6. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.

7. Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.

8. Особенности Русской культуры 18 века -// https://lektsii.org/9-5864.html

9. Русская култура 18 века - // https://history.wikireading.ru/205144

10. Выдающиеся личности 18 века - // https://federacia.ru/encyclopaedia/figures/


[1] Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.

 

[2] Выдающиеся личности 18 века - // https://federacia.ru/encyclopaedia/figures/

[3] Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков. С. 184



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: