Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
Контрольная работа по истории
«Культура России в XVIII веке»
Выполнила: Шакирова Л.Э.
Направление: Технология организации общественного питания
Группа: ЗТПОП-18-1
Екатеринбург, 2018
Тема 5. Культура России в XVIII в.
Введение. В годы правления Петра I русская культура быстро европеизировалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу — все это радикально изменило быт. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.
В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Открывались медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян, духовенства, купечества, солдат. Лишь школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла не были сословными. Были учреждены общеобразовательные школы: четырехклассные в губернских городах и двухклассных в уездных центрах. В XVIII в. было создано множество учебников.[1] Их распространению способствовали успехи в издательском деле: создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки, становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702). Значительны достижения российской науки. В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека. Строительство новой столицы — Петербурга стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. В Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном классицизме. Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Вместе с тем развивалась историческая и пейзажная живопись. В 1757г. была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр.
В конце XVIII в. завершается складывание русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром.[2] В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.). В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык. Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство - выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Наиболее заметными строениями в Москве - Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле. Русским архитектором был Баженов. Им построен дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам Казакова построен Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 - 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 - 1733). Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы - Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря (1748 - 1754) и Зимнего Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 - 1757) и др. В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма - строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы), Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство -живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники русской светской живописи В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж.[3] В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы. Был создан Российский театр. Существовал также крепостной театр. Они стали основой русской провинциальной сцены. В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.
Заключение
Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Русское искусство, как мы увидим позже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением.
Однако в отличии, от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. Отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Задания
1.Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности:
1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин 2. В. Беринг, А.И. Чириков 3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев 4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков | а) географические исследования б) технические изобретения в) литература г) исторические исследования |
2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:
1. Фонвизин Д.И. 2. Карамзин Н.М. 3. Державин Г.Р. 4. Сумароков А.П. | а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»; б) «Недоросль», «Бригадир»; в) «Хорев», «Синав и Трувор» г) «Фелица», «Вельможа» |
3.Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?
а) ампир;
б) шатровая архитектура;
в) монументализм;
Г) классицизм.
4. Картина «Портрет крестьянки» написана:
а) Ф.С. Рокотовым
б) Д.Г. Левицким
В) И.П. Аргуновым
г) В.Л. Боровиковским
5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?
а) Эрмитаж
б) Русский музей
в) Военно-морской музей
Г) Кунсткамера
6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:
Исторический деятель | Род деятельности | Основные результаты деятельности |
Баженов В.И. | Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. | · Дом Пашкова · Царицынский дворцово-парковый ансамбль · Проект Михайловского замка · Владимирская церковь в Быково |
Кантемир А.Д. | Русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. | · Является праотцом сатиры · В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века · Перевод Фонтенеля · Введены в оборот русской речи слова: идея и понятие, депутат, начало (принцип), наблюдение, вихри, естество (натура), вещество (материя). |
Карамзин Н.М. | Писатель, автор, историк, поэт, критик, лингвист, комментатор, хронист, журналист, переводчик, прозаик, учёный. | · Создатель «Истории Государства Российского» · Основоположник русского сентиментализма · Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы». |
Крашенинников С.П. | Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки | · Автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки» (1756) |
Кулибин И.П. | Механик, часовщик, изобретатель, купец, инженер, учёный | · Изобрел много различных механизмов · Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов · Разработал проект и построил модель одноарочного моста через реку Нева пролетом 298 метров · Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и множество других приспособлений и механизмов. |
Левицкий Д.Г. | Художник, маляр | · Обширная галерея портретов · Академик Императорской Академии художеств |
Ломоносов М.В. | Учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик | · Первым открыл химическую лабораторию, · Сделал множество физических открытий, · Усовершенствовал русский язык, · За диссертацию «О металлическом блеске» в 1745 году удостоился профессорского звания, · Сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, · Изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды, · Создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля) · Основатель Московского университета |
Ползунов И.И. | Изобретатель, создатель, шахтёр, учёный | · Создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. |
Посошков И.Т. | Первый русский экономист-теоретик, публицист, предприниматель, изобретатель | · «Книга о скудости и богатстве» (1724) · Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. |
Сумароков А.П. | Поэт, писатель, драматург, литературный критик, переводчик | · Издание собственного литературного журнала «Трудолюбивая пчела» — первого частного русского журнала, · Резкий противник «деспотичества». |
Список источников
1. Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.
2. Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.
3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.
4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.
5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
6. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.
7. Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.
8. Особенности Русской культуры 18 века -// https://lektsii.org/9-5864.html
9. Русская култура 18 века - // https://history.wikireading.ru/205144
10. Выдающиеся личности 18 века - // https://federacia.ru/encyclopaedia/figures/
[1] Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.
[2] Выдающиеся личности 18 века - // https://federacia.ru/encyclopaedia/figures/
[3] Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков. С. 184