ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: Война в Афганистане 1979-1989 гг.
Цель работы: на основе анализа документов выяснить причины и последствия войны в Афганистане, восстановить основные этапы хода войны, ознакомиться с различными точками зрения на данное событие. Закрепить навыки работы по заполнению таблиц, контурных карт, анализа исторических документов.
Оборудование: инструкционная карта по выполнению практической работы, карта «Афганистан в середине XX века», фото и видеоматериалы, песни группы «Каскад» - «Опять тревога», «Мы уходим», песня А. Розенбаума «Черный тюльпан»
Порядок выполнения работы
Задание 1. Ответьте на вопрос: В чем заключалось направление внешней политики СССР в 70-80-е гг. в отношении с развивающимися государствами?
Задание 2. Посмотрите фотоматериалы, посвященные началу гражданской войны в Афганистане, и выпишите из текста основные занятия жителей Афганистана.
Хозяйственная деятельность и семейный быт населения Афганистана.
Основные занятия афганцев — земледелие и скотоводство; в сельском хозяйстве занято около 90% населения страны. Основные сельскохозяйственные орудия — это деревянный плуг йыве с железным лемехом, выравнивательная доска мала вместо бороны, выравнивательные лопаты гахавар. Убирают урожай серпом; молотят обычно с помощью волов, которых гоняют по току; веют подбрасыванием зерна на ветру лопатой. Урожай перевозят на ослах или переносят в особых плетенках. Повсеместно используются простого устройства водяные мельницы — жранда; у кочевников сохраняются и ручные мельницы — мечын.
Вследствие того, что минеральные удобрения пока отсутствуют, а навоз используется как топливо, для удобрения полей обычно употребляют остатки полуразвалившихся глинобитных строений и оград; при этом на участок фактически наносится новый слой почвы. Широко применяется крестьянами также птичий помет, а в пригородных зонах — и компостные удобрения. Из афганских городов каждое утро вывозят экскременты, которые используются жителями пригородных селений в качестве удобрения.
|
Главные полевые культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, рис, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур широко распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, огурцы, особого вида дыня, достигающая метровой длины, томаты. Картофель распространен мало. Среди технических культур на первом месте стоит хлопок (Кандагарская и Восточная провинции, отчасти Фарахская область). Важнейшие кормовые культуры — персидский клевер и люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и др.
Скотоводство у афганцев носит экстенсивный характер. Занимаются им главным образом кочевые племена, в меньших размерах — оседлое население, почевники разводят по преимуществу мелкий рогатый скот — овец и коз. Овцы — курдючные, двух пород: гильзайская (белая с тонкой шерстью) и гисарская (бурая или черная с грубой шерстью, но дающая много мяса и сала). Разводят также зебу и буйволов; в большом количестве — верблюдов и ослов, в меньшем — лошадей.
Шерсть идет на продажу; важным центром торговли шерстью является Кандагар. На продажу идет также кожа, которая экспортируется в значительном количестве.
Кочевники весной отправляются со стадами на север, в горы, и возвращаются осенью на зимние стоянки. Иногда они сеют в горах пшеницу, которая дает небольшой урожай. Летом скот выгоняют на горные пастбища также и полукочевники. Уход за скотом недостаточен из-за отсутствия ветеринарной помощи. Часты эпизоотии, приносящие скотоводам большие убытки.
|
В промышленном отношении Афганистан развит слабо: до сих пор 90% своих потребностей в промышленных товарах Афганистан удовлетворяет за счет ввоза из-за границы. Южная половина страны, населенная афганцами, где находится лишь незначительная часть фабрично-заводских предприятий (суконная фабрика и консервные предприятия в Кандагаре, бумажная и сахарная фабрика в Джелалабаде и некоторые другие), принадлежит к числу наименее развитых районов. Численность промышленного пролетариата во всем Афганистане не превышает 200 тыс.
Семейный быт афганцев в основном регулируется еще нормами мусульманского религиозного нрава и правовыми установлениями.
Задание 3. Рассмотрите рисунок и с его помощью выполните задания по заполнению контурной карты.
Афганистан в середине XX века