Но на практике МПОС не очерчивается каким-либо единым всеобъемлющим документом. Межгосударственное регулирование в этой области идет по иному пути: оно становится частью правового режима того или иного пространства и его ресурсов, оно может быть связано с международным регулированием той или иной деятельности либо оно решает неотложные проблемы по защите того или иного объекта природы.
Объектами международно-правовой охраны являются: Мировой океан и его природные ресурсы, воды и ресурсы рек, озер и закрытых морей, отдельные природные экосистемы, почва, атмосфера и др. Как объекты регулирования все мировые природные ресурсы можно подразделить на национальные и международные (в последних, в свою очередь, можно выделить общемировые ресурсы, к которым относятся прежде всего Мировой океан, атмосфера, Антарктика и др., и разделяемые ресурсы, т.е. находящиеся в пределах двух или более государств). Основными видами деятельности государств, которые могут быть потенциально опасны для окружающей среды и поэтому требуют специального природоохранного регулирования, являются использование ядерной энергии, гражданская авиация, космическая деятельность, деятельность по трансграничному перемещению вредных отходов и некоторые другие. Защита озонового слоя - пример одной из проблем, потребовавших от государств принятия неотложных решений.
16.2. Роль международных организаций и конференций
в становлении и развитии международного права охраны
окружающей среды
В 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, на которой вопрос о глобальном характере проблемы стал особенно очевиден для всех государств-участников. Международно-правовое регулирование охраны окружающей человека среды (далее - Стокгольмская декларация, Декларация принципов) вышло на новый уровень: была создана постоянно действующая система международных учреждений, перед которыми были поставлены задачи охраны природы и определены основные пути развития МПОС.
|
С проведением Стокгольмской конференции можно в полной мере связать становление отрасли международного права охраны окружающей среды. В Декларации по проблемам окружающей человека среды (далее - Стокгольмская декларация, Декларация принципов) говорится, что от состояния окружающей природной среды зависит жизнь и благополучие человека, а в Декларации принципов выявляются основные направления и принципы, по которым должно развиваться МПОС.
Международные организации (межправительственные и неправительственные) и конференции оказывали и продолжают оказывать определяющее воздействие на формирование МПОС с самого его зарождения. Ведущая роль в этом процессе принадлежит ООН, ее органам и специализированным учреждениям.
На Стокгольмской конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая призвана координировать международную деятельность в области охраны окружающей среды, осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды, развивать и кодифицировать МПОС, содействовать разработке программ рационального использования природных ресурсов, при этом особо учитывать интересы развивающихся стран и оказывать им техническую помощь в этой области.
|
Среди специализированных учреждений ООН, чья деятельность непосредственно охватывает вопросы охраны окружающей среды, следует назвать ЮНЕСКО, ВОЗ и ФАО. Вместе с тем проблемами окружающей среды занимаются также и международные организации системы ООН, для которых защита природы - важный аспект их основной деятельности: это МАГАТЭ, ИМО, ИКАО и некоторые другие. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, в которой развиваются принципы Стокгольмской декларации 1972 г., а также Принципы лесоводства, и Повестку дня на XXI век (далее - Повестка XXI), где предлагается программа действий для всех правительств в разных областях охраны окружающей среды на период 1993 - 2000 гг. и в XXI в.
На Конференции ООН 1992 г. были также открыты для подписания предварительно подготовленные Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция об изменении климата.
Согласно решению Конференции 1992 г. создан новый орган в рамках ООН - Комиссия по устойчивому развитию. В июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию (Конференция Рио+20).
В названиях этой Комиссии и Конференции Рио+20 нашла свое отражение концепция sustainable development. Этот термин, который, очевидно, должен означать "перспективное развитие", или "развитие, имеющее будущее", был переведен на русский язык как "устойчивое развитие" (несовместимое сочетание слов: развитие устойчивым быть не может, устойчивым может быть застой-стагнация) и в таком переводе получил распространение в соответствующих национальных документах.
|
Концепция sustainable development не предлагает готовых рецептов для решения вопросов сохранения биосферы и выживания человечества: об этом, в частности, свидетельствует принятый на Конференции Рио+20 итоговый документ "Будущее, которое мы хотим", в котором большое место занимает концепция "зеленой" экономики как продолжение концепции "устойчивого развития". Однако ценность работы Комиссии по устойчивому развитию, других международных органов, а также соответствующих международных конференций состоит в том, что они представляют собой непрерывный процесс поиска необходимых решений.
16.3. Источники и принципы международного права
охраны окружающей среды
Основным источником права в области МПОС является международный договор. Это объясняется прежде всего тем, что положения об охране окружающей среды могут включать в себя определенные технические и физические параметры и характеристики либо опираться или ссылаться на такие параметры или характеристики. Такие положения требуют четкого и ясного изложения, которое возможно только в случае заключения международного договора. Вместе с тем международно-правовой обычай играл и продолжает играть определенную роль в развитии международного права окружающей среды и формировании его принципов - основополагающих норм этой отрасли международного права.
Международное право охраны окружающей среды, будучи отраслью международного права, базируется на основных принципах международного права: суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования международных споров и др. При этом в области МПОС складывается ряд собственных принципов, а некоторые общие принципы международного права приобретают в нем особенное выражение.
Принципы МПОС складываются в процессе развития и кодификации норм этой отрасли международного права, в развитии которой, как указывалось выше, особую роль играют международные организации и конференции, поэтому неудивительно, что и на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., и на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. были приняты документы, содержащие принципы по охране окружающей среды. Несмотря на то что эти документы не являются источниками международного права, некоторые из сформулированных в них принципов стали правовыми нормами в силу принятия их договорной или обычно-правовой практикой государств. Другие же из принципов, содержащихся в этих документах, не имеют нормативного характера в силу их социально-экономического либо философско-мировоззренческого содержания и являются, по существу, принципами-идеями, а не принципами-нормами, о которых речь пойдет ниже.
Основополагающим принципом международного права окружающей среды является принцип, согласно которому государства не должны в результате деятельности в рамках их юрисдикции или контроля причинять ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Этот принцип был сформулирован на Стокгольмской конференции (Принцип 21), однако он уходит своими корнями в принцип римского права: "так используй свое, чтобы не причинять ущерб чужому". В современную эпоху международно-правовой принцип непричинения ущерба окружающей среде складывался и развивался главным образом как обычно-правовой принцип. Определенной вехой становления этого принципа считается то, что он был применен в ходе арбитражного разбирательства по делу "Трейл Смелтер" - канадской плавильной компании, деятельность которой неблагоприятно сказывалась в американском штате Вашингтон (арбитражное решение вынесено в 1944 г.). Правда, ценность этого прецедента значительно снижается тем обстоятельством, что арбитражный трибунал, рассматривавший дело, вывел этот принцип из практики не государств, а североамериканских штатов, не являвшихся суверенными государствами. С тех пор, однако, принцип непричинения ущерба стал входить в договорную практику государств, примером чему может служить прямая ссылка на этот принцип в преамбуле Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., а также воспроизведение содержания этого принципа в преамбуле Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Принцип 21 получил новое подтверждение в Принципе 2 Декларации Рио-де-Жанейро.
Другим основополагающим принципом международного права окружающей среды является принцип государственного суверенитета над своими национальными природными ресурсами. В сущности, он является выражением принципа государственного суверенитета, представляющего собой часть общего международного права. На специальном выделении этого принципа в области окружающей среды настаивали развивающиеся государства, добивавшиеся независимости от богатых государств в деле освоения собственных ресурсов. Принцип нашел отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" от 14 декабря 1962 г. и Стокгольмской декларации 1972 г. и был закреплен во многих договорах в области охраны окружающей среды.
Принцип непричинения государствами ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции и принцип государственного суверенитета над своими национальными природными ресурсами должны лежать в основе всех остальных норм в этой области международно-правового регулирования. Это основополагающие принципы МПОС.
Благодаря довольно широкой договорной практике в праве окружающей среды складывается принцип, согласно которому государства обязаны уведомлять другие государства о чрезвычайных обстоятельствах или стихийных бедствиях, которые могут привести к вредным для окружающей среды последствиям. Этот принцип включен в такие договоры, как Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др. Данный принцип провозглашается также в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Принцип, согласно которому государства должны оказывать помощь другим государствам, окружающая среда которых понесла ущерб от чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, лежит в основе Конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года.
В договорной практике государств выделяется принцип, согласно которому государства должны консультироваться с другими заинтересованными государствами относительно планируемой ими деятельности, которая может иметь потенциально неблагоприятные трансграничные последствия. Названный принцип содержится, к примеру, в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. и в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.
В настоящее время складывается принцип предусмотрительного подхода, согласно которому государства должны относиться осмотрительно к проведению такой деятельности или осуществлению такого проекта, которые могут потенциально привести к ущербу для окружающей среды, несмотря на отсутствие полной научной обоснованности того, что такой ущерб действительно будет причинен. Если данный принцип найдет широкое признание в договорной практике государств, это будет означать перенесение бремени обоснования проекта или деятельности на заинтересованную в этом проекте или этой деятельности сторону. Сейчас он содержится лишь в отдельных документах (в Преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., в Бамакской конвенции о запрете импорта в Африку опасных отходов и о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Африки 1991 г.).
Международное право окружающей среды почерпнуло из национального права некоторых развитых государств принцип оценки воздействия на окружающую среду от планируемой деятельности. Этот принцип был закреплен, в частности, в Протоколе об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г., в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., а также в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. и в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.
Принципы уведомления о стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах, оказания помощи в случае таких бедствий и обстоятельств, консультаций относительно планируемой деятельности государств, которая может иметь потенциально неблагоприятные трансграничные последствия, предусмотрительного подхода и оценки воздействия на окружающую среду действуют в качестве международно-правовой нормы применительно к тем или иным объектам охраны или видам деятельности.
Названные принципы МПОС, в особенности принципы предусмотрительного подхода и оценки воздействия на окружающую среду, имеют важное значение в свете проблемы сохранения биосферы и выживания человечества. Поэтому следует работать над тем, чтобы они получили широкое признание в нормотворческой практике государств и, таким образом, превратились в основополагающие принципы МПОС, имеющие общий для всей совокупности его норм характер.
16.4. Международно-правовая охрана природных объектов
Защита среды Мирового океана. Основными источниками загрязнения моря являются сбросы нефти, нефтепродуктов и загрязняющих веществ с судов в результате столкновения судов, аварий на установках по добыче полезных ископаемых на морском дне и др.
Наиболее общие принципы, касающиеся всех видов загрязнения моря, содержит принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Названные принципы представляют собой в определенной мере обобщение и кодификацию уже существующих методов регулирования в этой области, а также схему для дальнейшей работы по защите среды Мирового океана с учетом новых институтов международного морского права.
Из положений Конвенции 1982 г. следует, что в процессе решения государствами проблем загрязнения Мирового океана в первую очередь должны применяться международные стандарты и нормы. Так, согласно Конвенции государства должны в целях предотвращения загрязнения моря от источников на суше или из атмосферы создавать законы и правила, "принимая во внимание при этом согласованные в международном порядке нормы и стандарты". То же относится и к предотвращению загрязнения от деятельности, подпадающей под юрисдикцию государств (на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне), - они должны принимать в этих целях законы и правила с учетом международных рекомендаций. В отношении загрязнения моря с судов государства устанавливают международные нормы и стандарты и принимают специальные законы для судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них. В отношении захоронения отходов государства принимают законы и правила и стремятся в рамках международных организаций или конференций установить глобальные или региональные нормы для "предотвращения, сокращения или сохранения под контролем такого загрязнения".
Первым международным договором, направленным на предотвращение и сокращение загрязнения моря с судов, явилась Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (с поправками). Она запретила слив в море нефти и нефтеводяной смеси во всей акватории Мирового океана, за исключением случаев аварийного характера. В 1973 г. была заключена новая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, измененная Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78). Эта Конвенция заменила Конвенцию 1954 г. и в отличие от нее запретила слив с судов не только нефти и нефтесодержащих смесей, но и ядовитых веществ, сточных вод и мусора, за некоторыми строго ограниченными по объему исключениями. Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусматривает освидетельствование нефтяных танкеров и большегрузов как перед вводом в эксплуатацию, так и периодическое. Согласно Конвенции никакой слив нефти и нефтесодержащих смесей недопустим в так называемых особых районах, к которым Конвенция относит районы Средиземного, Балтийского, Черного, Красного морей и "район заливов".
В 2011 г. в итоге сложных переговоров было принято новое приложение к Конвенции МАРПОЛ 73/78 (приложение VI), в которое вошли технические и оперативные энергосберегающие меры, которые значительно снизят количество выбросов парниковых газов с судов. Эти меры носят обязательный для сторон Конвенции характер. Ожидается, что новое приложение вступит в силу в начале 2013 г.
Конвенция МАРПОЛ не затрагивает случаев преднамеренного удаления и захоронения в море отходов и других материалов. Этим вопросам посвящена Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. Под сбросом в Конвенции понимается любое преднамеренное удаление в море отходов и других веществ с судов, самолетов, платформ и иных искусственных сооружений в море, а также преднамеренное удаление в море судов, самолетов, платформ и иных искусственных сооружений. Конвенция содержит два приложения: в первом приведен перечень веществ, запрещенных к сбросу в море, во втором предусматривается перечень веществ, сброс в море которых требует специального предварительного разрешения. В отношении сброса в море всех остальных веществ Конвенция требует предварительного разрешения общего назначения. Каждое государство - участник Конвенции назначает Компетентный орган для выдачи специальных и общих разрешений.
В 1969 г. была заключена Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. В 1973 г. Конвенция была дополнена Протоколом, распространившим ее действие на случаи загрязнения веществами иными, чем нефть. Протокол вступил в силу в 1983 г., в 1996 и 2002 гг. к нему принимались поправки, дополняющие список загрязняющих веществ.
Согласно Конвенции стороны могут принимать в открытом море такие меры, которые окажутся необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реально угрожающей их побережью или интересам опасности загрязнения или угрозы загрязнения вследствие аварии. В случаях чрезвычайной срочности эти меры могут приниматься заинтересованным государством без предварительного извещения или консультации с государством флага. В любом случае принимаемые меры должны быть соразмерны действительно причиненному или угрожающему ущербу.
Загрязнение морской среды сливами и сбросами вредных веществ и их захоронением - серьезная, но не единственная проблема охраны природной среды Мирового океана. Специалисты утверждают, что загрязнение от источников, расположенных на суше (промышленных, сельскохозяйственных и иных), представляет не меньшую, если не большую, угрозу морской среде. Во многих странах (США, скандинавских странах и др.) создано национальное законодательство по управлению деятельностью в так называемой прибрежной зоне (единой с точки зрения регулирования полосе суши и прилегающего к ней морского пояса). Принятая на Конференции в Рио-де-Жанейро Повестка XXI предусматривает создание как национального, так и международного природоохранного режима прибрежных зон.
Защита атмосферы и предотвращение изменения климата. Кислотные дожди, глобальное потепление (так называемый парниковый эффект), возникновение озоновых дыр и другие приметы неблагополучного состояния атмосферы привели к созданию международно-правового режима, направленного на предотвращение и уменьшение этих пагубных явлений. Важным этапом создания этого режима стала женевская Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., разработанная в рамках Европейской экономической комиссии ООН по требованию Норвегии и Швеции, озабоченных проблемой кислотных дождей в Северной Европе. Сторонами Конвенции являются развитые европейские государства. По Конвенции их обязательства носят общий характер (они касаются обмена информацией, консультаций, проведения и сотрудничества в проведении научно-исследовательской деятельности, наблюдения (мониторинга) за качеством атмосферы и др.). В отношении консультаций в Конвенции предусматривается, что государства, осуществляющие или предусматривающие осуществление какой-либо деятельности на своей территории или под своей юрисдикцией, которая вызывает или может вызвать значительную долю трансграничного загрязнения в других государствах, обязаны по соответствующему требованию последних проводить с ними консультации. Эти общие обязательства по Конвенции конкретизируются в дополнительных протоколах, подготовленных в развитие ее положений Исполнительным органом, созданным на основании Конвенции. В протоколах предусматриваются конкретные обязательства государств по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности серы и окислов азота, - главных "виновников" кислотных дождей.
Важнейшей составной частью атмосферы, нуждающейся в особой защите, является озоновый слой (озоносфера), который предохраняет живые организмы на Земле от вредного воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения солнца. Разрушителем озонового слоя является хлор, который входит в состав хлорфторуглеродов и других соединений, которые используются как летучие вещества в аэрозолях и как охладители в холодильных установках. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. была призвана защитить озоновый слой. Она предусматривала основополагающие обязательства государств, касающиеся наблюдения, исследований и обмена информацией, принятия надлежащих законодательных и административных мер и их гармонизации, о формировании согласованных мер, процедур и стандартов и о сотрудничестве с международными организациями в целях имплементации. На основании этих положений государства - участники Конвенции в 1987 г. приняли Монреальский протокол, выполнение положений которого должно было бы привести к сокращению на 50% веществ, разрушающих озоновый слой, к 2000 г. Однако то обстоятельство, что Протокол допускал увеличение производства соединений хлора развивающимися государствами на 10% от уровня 1986 г., заставляло сомневаться в его действенности. Вообще было очевидно, что развивающиеся государства, использующие соединения хлора, не справятся с обязательствами по сокращению их производства в связи с финансовыми и техническими трудностями по замене этих веществ на безвредные для озонового слоя аналоги.
Серьезность проблемы сохранения озонового слоя требовала безотлагательного решения. Такое решение было найдено и до сих пор остается уникальным примером сотрудничества развитых и развивающихся государств в недопущении разрушения природного объекта. Принятые в 1990 г. поправки к Монреальскому протоколу предусматривали не только поэтапное сокращение вплоть до полного прекращения производства пяти групп различных веществ, но и создание развитыми государствами фонда помощи развивающимся государствам для приобретения последними новых технологий, без чего выполнение ими требований Протокола было бы невозможно. Протокол также ограничил или запретил торговлю веществами, на которые он распространил свое действие, в отношении государств - неучастников Протокола, что должно ограничить распространение этих веществ в их странах. В настоящее время, очевидно, можно будет проводить сопоставления между созданным тогда фондом помощи развивающимся странам и недавно созданным Зеленым климатическим фондом в рамках Киотского протокола, когда последний начнет полноценно функционировать.
Необходимость снижения и устранения так называемого парникового эффекта (т.е. глобального потепления климата) является еще одной проблемой международно-правовой охраны атмосферы. Одной из главных причин потепления климата признаются выбросы в атмосферу и других веществ (парниковых газов), а также опустынение (леса поглощают ) и уничтожение лесных массивов путем сжигания, в результате чего выбрасывается к тому же дополнительное количество . Кроме того, по мнению некоторых ученых, существует взаимосвязь между "парниковым эффектом" и уменьшением озонового слоя. В 1992 г. на Конференции в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В самой Конвенции предусмотрены лишь общие обязательства по обмену информацией и другим видам сотрудничества государств. На основании Рамочной конвенции создан ее "высший орган" - Конференция сторон, наделенная правом принимать решения для эффективной имплементации Конвенции, которые согласно ее положениям могут принимать форму протоколов к Конвенции. Один такой протокол был принят Конференцией сторон в 1997 г. в Киото - Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 16 февраля 2005 г. он вступил в силу.
В соответствии с Протоколом развитые государства приняли на себя обязательства по сокращению своих общих выбросов парниковых газов (приведенных в приложении A к Протоколу), по меньшей мере, на 5% по сравнению с уровнями 1990 г. в период с 2008 г. по 2012 г. Согласно этим установкам Европейский союз должен снизить совокупный объем выбросов на 8%, Япония - на 6%. Кроме того, со вступлением Протокола в силу начал действовать международный углеродный рынок, режим функционирования которого позволяет развитым индустриальным государствам продавать и покупать квоты (кредиты) выбросов парниковых газов, что, в свою очередь, должно повысить экономическую эффективность и целесообразность снижения выбросов этих веществ в атмосферу.
Протокол ввел в действие еще два механизма снижения выбросов углекислого газа - механизм чистого развития и механизм совместного осуществления. Суть механизма чистого развития состоит в том, что развитые страны могут реализовать проект, сокращающий или удаляющий выбросы углекислого газа, в одной из развивающихся стран, и это будет засчитано данному развитому государству в счет выполнения им своих обязательств по сокращению выбросов и других парниковых газов. Механизм совместного осуществления позволяет одному развитому государству заработать сокращение выбросов в результате осуществления проекта по сокращению или устранению выбросов в другом развитом государстве.
На последней Конференции ООН по изменению климата, проходившей в Дурбане, Южная Африка, с 28 ноября по 9 декабря 2011 г., действие Киотского протокола было продлено и было принято компромиссное решение о том, что должно быть разработано новое всеобщее соглашение о сокращении выбросов парниковых газов. На этой Конференции был запущен механизм Зеленого климатического фонда (принят учредительный документ и избран управляющий орган Фонда) в целях оказания финансовой помощи развивающимся странам в деле выполнения ими своих обязательств по Киотскому протоколу.
С 2013 г. начинается второй период действия обязательств по Киотскому протоколу (срок окончания которого сторонам Протокола еще предстоит определить: это будет либо 2017, либо 2020 гг.).
Текущее выполнение сторонами Протокола своих обязательств по снижению выбросов парниковых газов отражается в ежегодных докладах Конференции сторон Рамочной конвенции, действующей в качестве сессии сторон Киотского протокола.
Об окончательных итогах выполнения первого периода действия обязательств по Киотскому протоколу можно будет судить после проведения в конце 2012 г. очередной Конференции сторон Конвенции - сессии сторон Протокола.
Новые обязательства по Киотскому протоколу на второй период сводятся к тому, что совокупные выбросы развитых государств-участников должны быть снижены на 25-40% по сравнению с уровнями 1990 г.
Значение Киотских обязательств в глобальном масштабе значительным образом снижается отказом такой индустриальной державы, как Соединенные Штаты Америки, от ратификации Киотского протокола. Еще одно промышленно развитое государство - Канада вышло из числа сторон Протокола с 15 декабря 2012 г.
Охрана животного и растительного мира. Осознание опасности исчезновения видов животных и растений привело к тому, что каждый вид в отдельности и все разнообразие видов в совокупности, иными словами, само биологическое разнообразие видов превратилось в объект международно-правовой защиты. На Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. была открыта для подписания Конвенция о биологическом разнообразии (вступила в силу 29 декабря 1993 г.). Понятие биологического разнообразия определяется в Конвенции как разнообразие среди живых организмов, происходящих от любых источников, в том числе сухопутных, морских и иных водных систем и экологических комплексов, частями которых они являются; оно включает в себя разнообразие внутри одного и того же вида, разнообразие видов, а также разнообразие экосистем.