III. Функции государства




Общие понятия о государстве

I. Понятия, признаки государства

II. Отличия государства от страны

III. Функции государства

IV. Форма государства

 

I. Понятия, признаки государства

1. Территория:

а. часть суши, окружённая гос.границами;

б. водное пространство (внутри и на границе);

в. воздушный столб – условная территория

Раньше – ок.10км от нулевой точки (для защиты стратег.объектов);

г. анклав;

е. космическое пространство – НИЧЬЁ

→ Спутники – принадлежат государствам.

→ Арктика – НИЧЬЯ

↕ США, Канада, Дания, Швеция, Норвегия, Россия

2. Суверенитет – верховенство (господство) гос.власти внутри и её независимость, безопасность от других гос.образований. [Внутренний и внешний]

3. Население – люди, проживающие на территории государства

- Гражданин имеет устойчивую правовую связь с государством.

4. Налоги – регулярные платежи в казну государства. В отличие от гос.пошлины они выплачиваются в силу наличия налоговой базы, а госпошлина – за предоставленные гос.услуги.

Прямые Косвеные
Их сумма определяется самостоятельно налогоплательщиком Их сумма учитывается в стоимости товаров
НДФЛ Налог на прибыль НДС Акцизы

В зависимости от бюджетов налоги бывают:

· федеральные

· региональные

· местные


 

Налоговые ставки:

· прогрессивные

· регрессивные

· пропорциональные

 

5. Публичная власть – власть интересов населения

6. Право – система норм права, направленных на регулирование общественных отношений.

В каждом государстве действуют свои нормы права. Внешней формой выражения права являются источники права. Ниже некоторые из них:

· нормативно-правовые акты (законы)

· правовой прецедент

· правовой обычай

· правовая доктрина

· религиозные тексты

· нормативный договор

7. Аппарат принуждения – система органов государства, осуществляющих контроль за исполнением правовых предписаний, обеспечением безопасности и охраной правопорядка. (Например, МВД, ФСБ)

8. Аппарат управления – система органов управления государства, осуществляющая руководство делами государства.

* Теория разделения власти (Шарль Монтескье)

В РФ:

закон.власть – Федеральное Собрание РФ

− Совет Федерации (170 членов, по 2 от субъекта, форм-ся бессрочно) [верхняя]

− Госдума (450 депутатов по смеш.системе, форм-ся на 5 лет) [нижняя]

исп.власть – Правительство

суд.власть – Верховный Суд

Конституционный суд

 

АРМИЯ

ВАЛЮТА

СИМВОЛИКА не являются признаками государства

РЕЛИГИЯ

ЯЗЫК


 

Государство – единая политическая организация публичной власти, распространяющая своё действие на всю территорию и её население, располагая при этом аппаратом управления и принуждения, финансируемая за счёт налогов, реализуя суверенитет и издавая обязательные властные предписания.

 

II. Отличия государства от страны

Чтобы страну признали государством, она должна обладать всеми 8 признаками и её должны признать минимум 15 стран-членов ООН.

 

Государство выступает на мировой арене с правом решающего голоса, а страна – с правом совещательного.

 

III. Функции государства

Внутренние

1. Политическая

· Существование системы гос.органов, направленных на управление делами гос-ва

· Предусматривается принцип разделения властей, системы издержек и противовесов, политический плюрализм (многопартийность)

· Наличие выборов

· Возможность референдума

· Осуществление деятельности органами по наведению правопорядка и обеспечению безопасности, предоставлению гражданам возможности принимать участие в управлении делами государства, а так же реализации формы государства, в том числе формы гос.устройства

 

2. Экономическая

· Создание финансовой системы, включая банки и др. кредитные организации

· Формирование бюджета

· Создание системы налогов и сборов, госуслуг, управление госимуществом

· Создание специализированных органов, осуществляющих финансовый контроль и надзор, валютное регулирование

· По возможности и при наличии госвалюты установление доп.механизмов по стабилизации национальной денежной валюты (н-р, резервный фонд в РФ)

3. Социальная

Социальная поддержка государством своих граждан:

Пенсии, пособия, иные регулярные выплаты, материнский капитал, предоставление жилья по специализированному найму и его приватизация, программы помощи, выделение жилья военнослужащим, гранты, стипендии, льготы, квоты, иные механизмы госпомощи

4. Культурная

· Обеспечение возможности всем гражданам иметь доступ к культурным ценностям

· Охрана памятников культуры, объектов культурного наследия, общественного достояния, иных объектов, связанных с созданием искусства, творчества (интел.собственности). Особое внимание к объектам под охраной международных организаций (ЮНЕСКО)

· Государство отдельно финансирует содержание и реставрацию объектов в силу их важности.

5. Правовая

· Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

· Создание системы источников права, направленных на урегулирование общественных отношений

· Создание институтов, направленных на защиту прав и свобод человека

· Отдельное внимание уделяется вопросам защиты прав несовершеннолетних граждан Их права реализуют законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители), защищают органы опеки и попечительства, а также уполномоченный по правам ребёнка и прокурор.

 

В РФ на закон.уровне предоставляется слдщ способы защиты прав человека:

самозащита

компенсация вреда

возмещение ущерба

пресечение незаконного действия, и т.д.

 

· Признание международных соглашений и договоров в качестве источников права и установление по Конституции. Эти договоры и соглашения имеют приоритет при правоприменении в соотношении с НПА данного гос-ва. Кроме того, во вопросам защиты прав граждан существуют надгосударственные институты (н-р, Европейский Суд по Права Человека)


 

6. Экологическая

· Регулирование охраны окружающей среды, выражающееся в установлении нормативов на пределы возможных негативных выбросов в окружающую среду

· Регулирование особо охраняемых природных территорий и установление режима использования квоты ресурсов

· Вопросы обращения с отходами и порядок передачи их в места их постоянного содержания (полигоны) и ответственность за получение процедуры передачи

 

Внешние

· Заключение международных договоров, соглашений

· Участие в международных организациях

· Решение глобальных проблем

глобальное потепление

перенаселение

терроризм

· Сотрудничество по разным направлениям

· Оборона и безопасность

· Отправление дипломатов за рубеж

 

IV. Форма государства

Форма государства - совокупность формы правления, формы гос.устройства и политического режима.

Форма правления - порядок организации высших органов гос.власти и их взаимодействия между собой и с населением. Делится на монархию и республику.

 

· Монархия – ф.п., при которой глава государства не отчитывается перед населением за свои действия.

· Республика - ф. п., при которой глава государства отчитывается перед населением за свои действия.

 

Монархия

1. Абсолютная

ü В руках монарха сосредоточена вся полнота власти

ü Он самостоятельно назначает людей на высшие гос.должности

ü Является исключительным субъектом, реализуюшим правозаконодательные инициативы

ü Является последней судебной инстанцией

Пример: Саудовская Аравия

 

2. Ограниченная – делится на парламентскую и конституционную.

· Власть монарха ограничивается и носит скорее номинальный, то есть формальный характер. Некоторые полномочия остаются, но при этом они не несут той юридической нагрузки, которая существует в других формах монархии.

 

o Парламентская (парламентарная) - власть монарха ограничивается специальным органом [Великобритания]

o Конституционная - Парламент применяет специальный акт, который чётко ограничивает полномочия монарха [Бельгия]

 

3. Дуалистическая - вид монархии, при которой власть поделена на две ветви: исполнительную (монарха) и законодательную (парламент), и они не вмешивается в дела друг друга. Судебные полномочия, как правило, отдаются монарху.

Сегодня ни одно государство к дуалистической не относится.

 

Республика

1. Президентская – ф.п., при которой глава государства относится к одной ветви власти (исполнительной). Он возглавляет Правительство. [США]

 

2. Парламентская - ф. п., при которой главенствующую роль в государстве имеет Парламент, он непосредственно участвует в назначении или выдвижении президента, или формировании органа, который участвует в назначении или выдвижении президента, а также формирует Правительство. [Италия]

 

3. Смешанная [Франция, Россия]

Имеет элементы обеих, при этом президент не выбирается Парламентом и он не возглавляет исполнительный орган власти, но возглавляет Правительство.

 

Форма гос.устройства - внутренняя территориальная организация гос.власти, которая определяется порядком образования государства, правовым положением составных частей, характером взаимодействия государства в целом и его составных частей, выраженная в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.

 

v Союзы

Характеризуются добровольным договорным способом создания, участники которого наделяются паритетным равным правовым статусом и имеют право сецессии (права выхода)

 

v Империи

Характеризуются стремлением к территориальной экспансии (расширение пределов территории за счёт территории др.государств), наличием разного правового статуса между центром и перифериями, жёсткой централизацией власти

 

v Унитарные

Государство делится на административно-территориальные единицы с возможностью создания автономии, при этом части унитарного государства не наделяются гос.полномочиями

 

v Федеративные

Характеризуются наличием в составе федерации субъектов, которые наделяются гос.полномочиями, но при этом в федерации обеспечивается единство (языка, конституции, бюджета) и территориальная целостность

Империи и союзы в настоящее время не встречаются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: