Общие понятия о государстве
I. Понятия, признаки государства
II. Отличия государства от страны
III. Функции государства
IV. Форма государства
I. Понятия, признаки государства
1. Территория:
а. часть суши, окружённая гос.границами;
б. водное пространство (внутри и на границе);
в. воздушный столб – условная территория
Раньше – ок.10км от нулевой точки (для защиты стратег.объектов);
г. анклав;
е. космическое пространство – НИЧЬЁ
→ Спутники – принадлежат государствам.
→ Арктика – НИЧЬЯ
↕ США, Канада, Дания, Швеция, Норвегия, Россия
2. Суверенитет – верховенство (господство) гос.власти внутри и её независимость, безопасность от других гос.образований. [Внутренний и внешний]
3. Население – люди, проживающие на территории государства
- Гражданин имеет устойчивую правовую связь с государством.
4. Налоги – регулярные платежи в казну государства. В отличие от гос.пошлины они выплачиваются в силу наличия налоговой базы, а госпошлина – за предоставленные гос.услуги.
Прямые | Косвеные |
Их сумма определяется самостоятельно налогоплательщиком | Их сумма учитывается в стоимости товаров |
НДФЛ Налог на прибыль | НДС Акцизы |
В зависимости от бюджетов налоги бывают:
· федеральные
· региональные
· местные
Налоговые ставки:
· прогрессивные
· регрессивные
· пропорциональные
5. Публичная власть – власть интересов населения
6. Право – система норм права, направленных на регулирование общественных отношений.
В каждом государстве действуют свои нормы права. Внешней формой выражения права являются источники права. Ниже некоторые из них:
· нормативно-правовые акты (законы)
· правовой прецедент
· правовой обычай
· правовая доктрина
· религиозные тексты
· нормативный договор
7. Аппарат принуждения – система органов государства, осуществляющих контроль за исполнением правовых предписаний, обеспечением безопасности и охраной правопорядка. (Например, МВД, ФСБ)
8. Аппарат управления – система органов управления государства, осуществляющая руководство делами государства.
* Теория разделения власти (Шарль Монтескье)
В РФ:
закон.власть – Федеральное Собрание РФ
− Совет Федерации (170 членов, по 2 от субъекта, форм-ся бессрочно) [верхняя]
− Госдума (450 депутатов по смеш.системе, форм-ся на 5 лет) [нижняя]
исп.власть – Правительство
суд.власть – Верховный Суд
Конституционный суд
АРМИЯ
ВАЛЮТА
СИМВОЛИКА не являются признаками государства
РЕЛИГИЯ
ЯЗЫК
Государство – единая политическая организация публичной власти, распространяющая своё действие на всю территорию и её население, располагая при этом аппаратом управления и принуждения, финансируемая за счёт налогов, реализуя суверенитет и издавая обязательные властные предписания.
II. Отличия государства от страны
Чтобы страну признали государством, она должна обладать всеми 8 признаками и её должны признать минимум 15 стран-членов ООН.
Государство выступает на мировой арене с правом решающего голоса, а страна – с правом совещательного.
III. Функции государства
Внутренние
1. Политическая
· Существование системы гос.органов, направленных на управление делами гос-ва
· Предусматривается принцип разделения властей, системы издержек и противовесов, политический плюрализм (многопартийность)
· Наличие выборов
· Возможность референдума
· Осуществление деятельности органами по наведению правопорядка и обеспечению безопасности, предоставлению гражданам возможности принимать участие в управлении делами государства, а так же реализации формы государства, в том числе формы гос.устройства
2. Экономическая
· Создание финансовой системы, включая банки и др. кредитные организации
· Формирование бюджета
· Создание системы налогов и сборов, госуслуг, управление госимуществом
· Создание специализированных органов, осуществляющих финансовый контроль и надзор, валютное регулирование
· По возможности и при наличии госвалюты установление доп.механизмов по стабилизации национальной денежной валюты (н-р, резервный фонд в РФ)
3. Социальная
Социальная поддержка государством своих граждан:
Пенсии, пособия, иные регулярные выплаты, материнский капитал, предоставление жилья по специализированному найму и его приватизация, программы помощи, выделение жилья военнослужащим, гранты, стипендии, льготы, квоты, иные механизмы госпомощи
4. Культурная
· Обеспечение возможности всем гражданам иметь доступ к культурным ценностям
· Охрана памятников культуры, объектов культурного наследия, общественного достояния, иных объектов, связанных с созданием искусства, творчества (интел.собственности). Особое внимание к объектам под охраной международных организаций (ЮНЕСКО)
· Государство отдельно финансирует содержание и реставрацию объектов в силу их важности.
5. Правовая
· Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.
· Создание системы источников права, направленных на урегулирование общественных отношений
· Создание институтов, направленных на защиту прав и свобод человека
· Отдельное внимание уделяется вопросам защиты прав несовершеннолетних граждан Их права реализуют законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители), защищают органы опеки и попечительства, а также уполномоченный по правам ребёнка и прокурор.
В РФ на закон.уровне предоставляется слдщ способы защиты прав человека:
самозащита
компенсация вреда
возмещение ущерба
пресечение незаконного действия, и т.д.
· Признание международных соглашений и договоров в качестве источников права и установление по Конституции. Эти договоры и соглашения имеют приоритет при правоприменении в соотношении с НПА данного гос-ва. Кроме того, во вопросам защиты прав граждан существуют надгосударственные институты (н-р, Европейский Суд по Права Человека)
6. Экологическая
· Регулирование охраны окружающей среды, выражающееся в установлении нормативов на пределы возможных негативных выбросов в окружающую среду
· Регулирование особо охраняемых природных территорий и установление режима использования квоты ресурсов
· Вопросы обращения с отходами и порядок передачи их в места их постоянного содержания (полигоны) и ответственность за получение процедуры передачи
Внешние
· Заключение международных договоров, соглашений
· Участие в международных организациях
· Решение глобальных проблем
глобальное потепление
перенаселение
терроризм
· Сотрудничество по разным направлениям
· Оборона и безопасность
· Отправление дипломатов за рубеж
IV. Форма государства
Форма государства - совокупность формы правления, формы гос.устройства и политического режима.
Форма правления - порядок организации высших органов гос.власти и их взаимодействия между собой и с населением. Делится на монархию и республику.
· Монархия – ф.п., при которой глава государства не отчитывается перед населением за свои действия.
· Республика - ф. п., при которой глава государства отчитывается перед населением за свои действия.
Монархия
1. Абсолютная
ü В руках монарха сосредоточена вся полнота власти
ü Он самостоятельно назначает людей на высшие гос.должности
ü Является исключительным субъектом, реализуюшим правозаконодательные инициативы
ü Является последней судебной инстанцией
Пример: Саудовская Аравия
2. Ограниченная – делится на парламентскую и конституционную.
· Власть монарха ограничивается и носит скорее номинальный, то есть формальный характер. Некоторые полномочия остаются, но при этом они не несут той юридической нагрузки, которая существует в других формах монархии.
o Парламентская (парламентарная) - власть монарха ограничивается специальным органом [Великобритания]
o Конституционная - Парламент применяет специальный акт, который чётко ограничивает полномочия монарха [Бельгия]
3. Дуалистическая - вид монархии, при которой власть поделена на две ветви: исполнительную (монарха) и законодательную (парламент), и они не вмешивается в дела друг друга. Судебные полномочия, как правило, отдаются монарху.
Сегодня ни одно государство к дуалистической не относится.
Республика
1. Президентская – ф.п., при которой глава государства относится к одной ветви власти (исполнительной). Он возглавляет Правительство. [США]
2. Парламентская - ф. п., при которой главенствующую роль в государстве имеет Парламент, он непосредственно участвует в назначении или выдвижении президента, или формировании органа, который участвует в назначении или выдвижении президента, а также формирует Правительство. [Италия]
3. Смешанная [Франция, Россия]
Имеет элементы обеих, при этом президент не выбирается Парламентом и он не возглавляет исполнительный орган власти, но возглавляет Правительство.
Форма гос.устройства - внутренняя территориальная организация гос.власти, которая определяется порядком образования государства, правовым положением составных частей, характером взаимодействия государства в целом и его составных частей, выраженная в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.
v Союзы
Характеризуются добровольным договорным способом создания, участники которого наделяются паритетным равным правовым статусом и имеют право сецессии (права выхода)
v Империи
Характеризуются стремлением к территориальной экспансии (расширение пределов территории за счёт территории др.государств), наличием разного правового статуса между центром и перифериями, жёсткой централизацией власти
v Унитарные
Государство делится на административно-территориальные единицы с возможностью создания автономии, при этом части унитарного государства не наделяются гос.полномочиями
v Федеративные
Характеризуются наличием в составе федерации субъектов, которые наделяются гос.полномочиями, но при этом в федерации обеспечивается единство (языка, конституции, бюджета) и территориальная целостность
Империи и союзы в настоящее время не встречаются.