Основные положения и особенности развития психологических знаний в эпоху Античности. 1.Центральной областью познания в античной цивилизации явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. В этот период была предпринята первая попытка построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира. 2. Характерная черта античной науки в исследовании психологических явлений – ограниченность средств познания. Отсутствие объективных методов исследования обусловило стремление греков к созерцательности, философским размышлениям свойственным, подавляющему большинству научных концепций этой эпохи. 3. В античную эпоху утверждается принцип дуализма – различие между душой и телом, миром идей и реальным миром. Античные ученые расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное. 4. Противоречие между «земной» деятельностью человека и обожествлением его духовной природы породило жестоко детерминистские концепции души. Так, душа в античной культуре представлена в качестве единственного источника движения тела. Однако античные ученые не только провозгласили идею полярности бытия, но и впервые попытались обосновать их соотношение. Например, между телесным и духовным в человеке, мышление и общением, личностным и социокультурным, разумным и иррациональным. 5. В античной психологии проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу. Одним из революционных направлений в развитии античной мысли стал гилозоизм (от греч. «жизнь»), как путь познания природы психического. Согласно этому философскому направлению, материя не может существовать без духа и, соответственно, дух – без тела. Гилозоизм впервые утвердил постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы, подчинив душу (психику) общим законам бытия. 6. Общепризнанно, что древнегреческим мыслителям принадлежит роль «пионеров» науки о душе. Влияние этих идей оказало существенное значение на последующее развитие психологических знаний.
|
Натурфилософские представления о человеке и космосе.
Натурфилософия (философия природы) – это умозрительное истолкование природы рассматриваемой её целостности, человеческая душа рассматривается как часть природы. В натурфилософии 3 основных направления: *душа как активирующий принцип; *душа регулирует поведение; *душа познает окружающий мир. Существовало 2 школы: милестская(Фалес – все происходит из воды, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен – все состоит из воздуха). По Платону вечный мир идей – это совокупность всей информации, содержащейся во Вселенной, или иначе – Космическая Душа.
Материализм Демокрита.
Демокрита (460–370 гг. до н. э.) принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в его философской системе является то, что за первооснову мира им принимаются атомы. Демокрит полагал, что существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир принял бы статически мертвый характер. В результате механических процессов их соединения возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Животные возникли из воды и ила. От них произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие и родственны атомам огня. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. Рассматривая их как начальное звено познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Только мышление позволяет видеть что-то за пределами органов чувств. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. им самим не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения этих самых параметров. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения представляют собой сочетание тонких атомов, отражающее форму воспринимаемого предмета. Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей. Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, по которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем.
|