Методы истории психологии




Предмет и задачи истории психологии

История психологии - предмет развития научного знания о механизмах, фактах, закономерностях психической жизни.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении.

1)Изучить закономерности развития знания по психике.

2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

3)Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума-культурных контекстов.

4)Изучить роль личности в становлении науки.

Развитие науки, в том числе и психологии – это нелинейный процесс, на пути которого возможны возвраты к «хорошо забытому старому», «топтание на месте», «маятниковые колебания». Однако, по мнению

З. Фрейд «смена научных мнений – это развитие, прогресс, а не разрешение».

Предмет:1этап-душа (Платон, Демокрит, Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика

2. Периодизация истории психологии

Согласно А.Н. Ждан, в истории психологии различаются два периода. Первый, когда психологические знания развивались на базе методологии философии, а также других наук: естествознания, анатомии,физиологии(VI в. до н.э. – сер. XIX в.)1этап-душа 5-4 в.до н.э. материализм и идеализм(Платон,Демокрит,Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время). Критерием дифференциации развития психологии как науки является введение эксперимента в психологическую практику. Так, в 1879 г. в Лейпциге
В. Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию, где проводились исследования таких психических процессов как ощущение, восприятие. Однако, так как каждый из этих периодов растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация, задачей которой является расчленение этого процесса на этапы, определение содержания каждого из них.

 

 

Принципы историко-психогического анализа

Важнейшим из них является принцип историзма (основополагающей в историческом исследовании), требующий рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминирующей общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставление с предшествующими знаниями.

Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ориентируется на выделении таких фрагментов содержания исторического процесса развития науки, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Антикваризм – такой поход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, то есть в их временной последовательности.

Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематизм изображения событий прошлой истории, в то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности.

Выполнение этого требование обеспечивается опорой на принцип единства логического и исторического, то есть не просто описание того или иного этапа исторически развивающегося знания, но представление его теоретически, выявление в нем нечто постоянного. Тогда любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, как этап на бесконечном пути научного познания.

По мнению М.Г. Ярошевского, в становлении научной картины психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма, который выявляет необходимость раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития психологии.

 

Методы истории психологии

Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями.

В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Биографический и автобиографический методы – воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в истории исследовании только в совокупности с другими методами.

Классификация методов историко-психологического исследования.

1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ.

2. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ.

3. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: