Тема нашего собрания «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»




Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

Подготовила: Мельникова С. А., учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №280 г. Челябинска»

 

 

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди »

Бернард Шоу

- Здравствуйте, дорогие родители! Спасибо, что отложили все дела и пришли на наше собрание.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Тема нашего собрания «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

Данная тема выбрана не случайно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы. От нас с вами – педагогов и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно должно обеспечить им эффективный доступ к образованию как к социальному благу.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает профессиональную деятельность специально подготовленных для системы инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов - ответственность ложится на педагога.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического развития должен решаться строго индивидуально.

Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром. Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.

Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ: от полного и постоянного включения в учебный процесс, до минимального и эпизодического.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то, как они пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается, главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются, что это скажется на развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их такими, какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для успешного взаимодействия с окружающим его миром. У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с одной, так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение отличное от своего.

Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого образовательного пространства, поможет понять взрослым свою взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: