т.Роли и ролевые ожидания в общении




(ознакомьтесь с материалом, самостоятельно пройдите тест «групповые роли» полученные результаты тестирования отправляйте на проверку)

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия — это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д. Предложен этот метод американским психологом Джекобом Морено. Социометрический статус имеет определенные градации — от положительного через нулевой к отрицательному.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто

 

получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал три выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1—2 выбора), то к категории «игнорируемых», если не получил ни одного выбора, то к кате­гории «изолированных», если получил только отклонения — то к категории «отвергаемых» (т. е. члены группы четко указали, что с данным человеком не хотят взаимодействовать ни в личной, ни в производственной сфере).

Группа дифференцируется внутри на несколько слоев: звезды-лидеры (самый высокий положительный социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих просто не замечают (незамечаемые). Кого любят в группе: универсалов — людей веселых, общительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. А не любят: те­оретиков, зануд, нытиков, зазнаек.

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К =0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека — эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы В результате социометрического эксперимента руководитель по лучает не только сведения о персональном положении каждою члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем — уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерно­го равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегае­мые» + «изолированные» + «отвергаемые»). Низкий уровень УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким ста­тусом, а диагностическим показателем считается «индекс изо­ляции» — процент людей, лишенных выборов в группе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что «звезд­ность» — показатель эмоциональной притягательности челове­ка, показатель хорошего отношения к нему со стороны товари­щей, членов группы. И не удивительно, что это могут быть раз­ные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положе­ния лидера человеку нужны различные качества личности, на­пример, лидер должен обладать организаторскими способно­стями, которых «звезда» может и не иметь.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В мало сплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее об­щительности. В сплоченных коллективах, в которых выполня­ется сложная совместная деятельность, статус личности в боль­шей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведе­ние и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличностных отно­шений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) груп­па неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в груп­пе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображае­мые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.

Можно провести классификацию групп с точки зрения спе­цифики распространения информации и организации взаимо­действия между членами группы. Так, выделяют:

пирамидальную группу, которая является:

а) системой закрытого типа;

б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;

в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);

г) каждый человек знает свое «жесткое» место;

д) в группе ценятся традиции;

е) руководитель этой группы должен заботиться о подчинен­ных, взамен они беспрекословно подчиняются;

ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном произ­водстве, а также в экстремальных ситуациях;

случайную группу, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также типичны для новых коммерческих структур ситуации рыночной неопреде­ленности;

открытую группу, в которой каждый имеет право на ини циативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них — общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное обще­ние людей;

группу синхронного типа, когда все люди находятся в раз­ных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа уси­ливает свою отличительную особенность: пирамидальная — уси­ливает порядок, дисциплину, контроль; случайная — ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов груп­пы; открытая — ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согла­совать; синхронная — ее успех зависит от таланта, авторитета — «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди бес­предельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что сам я оптимальная по численности группа должна насчитывать 7x2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут обра­зоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функ­ционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллек­тивы из 7—8 человек наиболее конфликтны, так как обычно рас­падаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сгла­живаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходит­ся играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли: 1) координатор, пользующийся уважением и уме­ющий работать с людьми; 2) генератор идей, стремящийся доко­паться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель выгоды, интересующийся внеш­ней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива; 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мело­чах; 7) работяга, не стремящийся занять ничье место; 8) шлифовщик — он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлял - ся с работой, он должен не только состоять из хороших специа­листов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исхо­дить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов. Последняя может быть очень высокой, когда люди тесно связа­ны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосредственно перед ними, но и перед организацией в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, от­сутствует общая цель и каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зре­ лости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называ­ется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются пока­зать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — ха­рактеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят на-

 

ружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобрета­ют значение личные взаимоотношения, начинается силовая борь­ба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противо­действия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии — стадии экспериментирования — потен­циал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. По­этому возникает желание и интерес работать лучше, другими ме­тодами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реали­стически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится свой принадлеж­ностью к нему.

На последней — пятой — стадии внутри коллектива формируют­ся прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отноше­ния складываются в основном неформально, что позволяет демон­стрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

 

 

ТЕСТ «ГРУППОВЫЕ РОЛИ»

Указания

В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать вес 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу?

A. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приве­дет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возмож­ность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что:

A. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения я считаю обоснованной.

B. У меня есть слабость много говорить самому, пока, нако­нец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедлен­но разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несуще­ственных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

A. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

B. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не по­терять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предло­жениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

3. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

A. Я очень заинтересован в хорошем знании своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придер­живаюсь взглядов меньшинства.

B. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опро­вергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что обладаю способностью при необходимости быстро приводить план в действие и доводить работу до конца.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предла­гать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь, могу принять собственное решение, если это необходимо

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

A. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения пробле­мы.

B. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

3. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

A. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду

выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее реше­ние, даже если он мне несимпатичен.

B. Я попытаюсь найти людей, между которыми я cмогу раз­делить на части это задание, таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способно­стей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым за­труднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей вы­сказывать новые идеи и искать возможности продвиже­ния к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

A. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

B. Мое желание убедиться, что работа выполняется на са­мом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМОГО

 

 

  I II III IV V VI VII VIII
  г Е в   Ж Б А д
  Б д ж г А Е В  
  А в г ж   Д Е Б
    Б Д в Г А Ж Е
  Е Г   А Б В Д Ж
  В Ж А Д Е Б   Г
  Ж А Е Б д   Г В
сумма                

 

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствую щей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

2. Найдите сумму баллов по каждому из 1—VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: 1 роль — председатель; И роль — формирователь III роль — генератор идей; IV роль — оценщик идей; V роль — орган и затор работы; VI роль — организатор группы; VII роль — исследователь ресурсов; VIII роль — завершитель.

«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого

I — председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный

решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуж­дается в высокомотивированной группе.

II — формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напо­ристый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II — два противоположных подхода к общему управлению группой.

III — генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, бога­тое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV— оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выво­ды, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудиро­ванность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудитель­ный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке инфор­мации и новых идей.

V— организатор работы. Функции: преобразование идей в конк­ретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в пред­ложениях и идеях группы.

VI — организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуника­тивность; тип: эмпатичный и коммуникативный тип личности, нуж­дается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII — исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внеш­ней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, при­влекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе дей­ствий.

VIII — завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовре­мя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязатель­ность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно допол­няли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: