Героям блокады Ленинграда посвящается.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«ГЕРОИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

В ИСТОРИИ И ПОЭЗИИ»

Место проведения: МБОУ «Школа №5 г.Дебальцево»

Дата проведения: 26 января 2022 года

 

 

Авторы:

Сердюк А.В. педагог дополнительного образования, учитель истории

Мухамедзянов Л.Б. учитель русского языка и литературы

 

 

Дебальцево - 2022

КРУЖОК: «КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»

Тема: Героическая защита блокадного а Ленинграда в истории и поэзии.

Цель: Охарактеризовать героизм борьбы советского народа в период блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие:

ü обобщение и систематизация знаний о вражеской блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;

ü обобщение и систематизация знаний о поэзии, воспевающей героизм советского народа в период блокады Ленинграда;

ü умение работать с различными источниками информации;

ü установление причинно-следственных связей исторических событий.

Развивающие:

ü развитие исторического мышления у обучающихся;

ü развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

ü развитие умения аргументировать, рассказывать;

ü развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;

ü развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

Воспитательные:

ü воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

ü воспитание патриотизма и гражданственности,; воспитание любви и уважения к отечественной истории, любви к поэзии;

ü развитие информационной культуры учащихся, развитие навыков выразительного чтения.

Тип занятия: бинарное занятие (история + литература)

Формат проведения: рассказ с элементами беседы и дискуссии

Методы, используемые на занятии: метод проблемного обучения, использование опережающих заданий; дифференцированное обучение; задания творческого характера; использование ИКТ на занятии.

Методическое обеспечение: лекционный материал, учебный материал, карта, презентация и видео материал по теме, мультимедийный проектор, ноутбук _

Ход занятия.

I. Организационный момент. Объявление темы занятия.

II. Актуализация опорных знаний, понятий.

ü Что мы знаем о Великой Отечественной войне?

ü Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны?

ü Какие важные сражения и события этого периода мы знаем?

III. Подготовительный этап.

Постановка проблемного вопроса: Исходя из темы, попытайтесь сформулировать цель сегодняшнего занятия.

IV. Изложение нового материала

Героям блокады Ленинграда посвящается.

(слайд 2) (учитель литературы читает эпиграф)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Ольга Берггольц

(слайд 3)

Учитель истории: Эти строки были написаны поэтессой Ольгой Берггольц, пережившей страшные годы блокады.

27 января 2022 года — памятная дата для ленинградцев. Эта дата отмечена 78-й годовщиной полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Благодаря беспримерному мужеству советских солдат, защитников и жителей города победа в Великой Отечественной войне стала ближе, а Ленинград, наконец, смог вздохнуть полной грудью. Но цена оказалась слишком страшной, она унесла жизни сотен тысяч жителей города. Точную цифру потерь историки не могут назвать до сих пор, оценки разнятся от 500 тыс. до 1,5 млн. человек.

Блокада длилась почти 900 дней и ночей — отсчет велся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, то есть полных 872 дня. Прорыв блокады состоялся годом раньше — 18 января 1943 года — в ходе операции «Искра». Благодаря этому в город стало поступать больше продовольствия, что дало возможность справиться с самой страшной бедой блокадного Ленинграда — смертельным голодом, который унес больше всего жизней — 97% всех погибших мирных жителей.

(слайд4)

Блокаду удалось полностью снять в результате героической Ленинградско-Новгородской операции в январе-феврале 1944 года. В результате наступления советских войск гитлеровцы были отброшены от южной границы Ленинграда почти на 300 километров.

Успех был закреплен летом 1944 года: в июне-августе советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, в результате которых были освобождены сначала Выборг, а затем Петрозаводск. Однако минные заграждения на морских подступах к городу были расчищены только к лету 1946 года.

(слайд5)

Давайте обозначим основные блокадные даты:

· Начало — 8 сентября 1941 года;

· прорыв — 18 января 1943 года;

· полное снятие — 27 января 1944 года;

· снятие морской минной блокады — 5 июня 1946 года.

(слайд 6)

Блокадные цифры говорят нам о тяжести и лишениях блокадников-ленинградцев:

· Построено 41 км баррикад, вырыто 617 км противотанковых рвов.

· От бомбежек и обстрелов погибли более 17 тысяч мирных жителей.

· Жертвами блокады стали свыше 1 миллиона 400 тысяч ленинградцев.

· В годы блокады ленинградские доноры сдали почти 150 тысяч литров крови для спасения раненых.

· Фашисты выпустили по городу более 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили сотни тысяч зажигательных и фугасных бомб.

· В результате бомбежек и обстрелов было разрушено и сожжено более 3 тысяч зданий, повреждено более 7 тысяч строений, 9 тысяч деревянных домов пришлось разобрать на топливо.

· За время блокады в городе пострадали почти 200 памятников архитектуры.

(слайд 7)

Учитель истории. 125 блокадных грамм…цена человеческой жизни во время блокады.

Минимальная норма продовольствия — знаменитые 125 блокадных грамм (для детей и иждивенцев) и 250 грамм для работающих — была установлена в декабре 1941 года, когда люди уже начали массово умирать от голода. Затем нормы стали постепенно повышать, но ослабевших от голода людей это уже не могло спасти. Самая высокая смертность была в первую, самую тяжелую и очень суровую блокадную зиму, а пик смертей пришелся на март, когда горожане были наиболее ослаблены.

Стихотворение «На Невском замерло движение» (читает учитель литературы)

(слайд 8)

Учитель литературы:

История маленькой блокадницы Тани Савичевой — это одна из тысяч историй блокадного Ленинграда. Но историю Тани мир узнал из написанного ею дневника, который девочка вела каждый день во время фашистской осады родного города на Неве. С дневником Тани Савичевой нам осталось страшное свидетельство тех ужасных блокадных дней. Это свидетельство хранится в музее истории Ленинграда. Таня стала символом блокадного Ленинграда.

Вот строки из дневника Тани Савичевой, которые она написала в те трагические дни ленинградской блокады:

“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Эта маленькая записная книжка одиннадцатилетней девочки Тани была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

(стихотворение «Девять страничек. Страшные строчки» читает учитель литературы)

Учитель истории. Героизм жителей блокадного Ленинграда воспет в творчестве многих писателей и поэтов. Ребята, кто ещё знает стихотворения, посвящённые блокадному Ленинграду?

Учащиеся читают стихи, подготовленные и изученные самостоятельно 1)Мультфильм «Странный дуэт», стихотворение читает учащаяся (2,55) – фоновая музыка Шостаковича «Душа»

2) «Я не был на фронте, но знаю» Автор: Анатолий Молчанов

3)«Дети блокады» Автор: Лев Зазерский

 

Какое страшное словосочетание: дети блокады…дети войны. Той далёкой, кровавой и жестокой, и этой сегодняшней, непонятной... Эта песня посвящается вам, дети войны.

Звучит песня «Дети войны»

(слад 9)

Учитель истории.

Количество погибших в блокаду, до сих пор точно неизвестно, историки продолжают спорить на эту тему.

На Нюрнбергском процессе говорилось о 632 тысячах погибших в Ленинграде во время блокады. Однако затем на основании новых данных ученые пришли к выводам, что погибших было более миллиона. Сейчас речь уже идет почти о полутора миллионах человек, более 97% которых стали жертвами чудовищного голода.

Учитель истории:

Непреодолимую силу духа русского народа и волю к победе отразила седьмая симфония Дмитрия Шостаковича (Ленинградская). Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Впервые 7 симфония Шостаковича прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве. История создания произведения в блокаде не менее захватывающая, чем и сама премьера. Играл ее эвакуированный оркестр Большого театра. Дирижировал Самуил Самосуда.

Но мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Большие силы потратили для того, чтобы музыка зазвучала. Задача организовать концерт выпала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Побитый город по каплям собирал в кучу музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на ногах. Много фронтовиков участвовало в выступлении. В город были доставлены только нотные записи. Далее расписали партии и расклеили афиши. 9 августа 1942 года зазвучала 7 симфония Шостаковича.

История создания произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону. Дирижером стал Карл Элиасберг. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Транслировали музыку по радио. Это был настоящий праздник для измученных жителей. Люди плакали и аплодировали стоя. В августе симфонию играли 6 раз.

Видеоролик «Симфония Шостаковича» (4,5мин)

(слайд 10)

Учитель истории: Память о подвиге ленинградцев жива.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, проявленные защитниками и жителями блокадного Ленинграда, 1 мая 1945 года городу было присвоено звание «город-герой». В дополнение к этому званию в 1965 году Ленинград был награжден медалью «Золотая звезда». День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января отмечается в России как День воинской славы России.

Ребята, мы много говорили сегодня о подвиге защитников блокадного Ленинграда, а теперь давайте сделаем выводы по сегодняшней теме.

V. Подведение итогов.( Учащиеся формулируют выводы по рассмотренной теме)

ВЫВОДЫ:

ü 27 января 1944 года советские войска освободили Ленинград от фашистской блокады.

ü Героизм и вера в победу жителей осажденного города помогли выстоять в тяжелейший период Великой Отечественной войны, сломать планы гитлеровской Германии.

ü Защищая родной город, жители погибали в бою. Умирали от голода и холода.

ü Их подвиг никогда не будет забыт. Всегда будем чтить память тех, кто боролся против фашизма, погиб, отстаивая мир, свободу и независимость нашей страны».

VI. Постановка домашнего задания Д/З: Изучив дополнительную литературу из интернет-источника по теме, написать эссе на тему: «Подвиг жителей блокадного Ленинграда»

Учитель литературы: Вот и подошёл к концу наш урок памяти. Наше занятие хотелось бы закончить словами: «Помните, через года, через века, помните…… (стихи Р.Рождественского)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: