Основы ценообразования на энергетическую продукцию




Понятие цены и тарифа

Понятие цены и тарифа как дифференцированной цены является важной технико-экономической категорией, от которой зависят основные показатели производственно-хозяйственной деятельности, т.е. финансовая и экономическая устойчивость предприятия. Дифференциация цен на энергетическую продукцию (как, впрочем, и в некоторых других отраслях, например, на транспорте) производится по нескольким признакам: по числу часов использования максимума электропотребления; по участию потребителя в максимуме нагрузки энергосистемы; по заполнению суточного графика нагрузки; по уровню потребления и др.

Тарифы на электроэнергию и энергоносители можно классифицировать следующим образом.

1. Одноставочные тарифы – оплата фактически потребленной энергии по определенной ставке. Так расплачиваются с поставщиками все бытовые, сельскохозяйственные потребители электроэнергии, а также промышленные и приравненные к ним, если их присоединенная мощность не превышает 750 кВА. В большинстве случаев одноставочные тарифы приняты при оплате тепловой энергии и других энергоносителей. Величина одноставочного тарифа существенно отличается для разных регионов страны в зависимости от местных условий – цены и качества топлива, технико-экономических показателей электростанции, удельного веса ГЭС в общей мощности энергосистемы и др. Она также не одинакова для различных категорий потребителей – промышленных и приравненных к ним, бюджетных (финансирующихся из федерального или местного бюджета), бытовых, коммерческих структур и т.п.

2. Двухставочные тарифы – оплата заявленного максимума нагрузки (основная ставка) независимо от того, используется величина этого максимума или нет; и плата за фактически потребленную энергию по счетчику (по так называемой дополнительной ставке). Такой порядок расчета введен для всех промышленных предприятий и приравненных к ним потребителей, присоединенная мощность которых превышает 750 кВА. В последнее время иногда крупные потребители аналогичным образом рассчитываются и за тепловую энергию.

3. Многоставочные тарифы – двуставочный тариф дополняется дифференцированной оплатой: повышение тарифа в часы максимума нагрузки и льготный тариф на электроэнергию в ночные часы, «ночной тариф» на так называемую «провальную электроэнергию» – в часы «провала» нагрузки. Такой порядок расчета имеет смысл только для крупных потребителей. Однако многоставочные тарифы введены в некоторых регионах России и для бытовых потребителей – тариф возрастает при повышении потребления электроэнергии.

4. Штрафные тарифы – постоянные или одноразовые экономические санкции за невыполнение договорных обязательств. Так, введена оплата по штрафному тарифу за количество энергии, перерасходованной или недоиспользованной по сравнению с величиной, определенной хозяйственным договором. Предъявляются штрафы потребителю за нарушение качественных показателей: за искажение синусоидальности кривой тока (генерации высших гармоник); за недовозрат или порчу конденсата; за повышенную температуру сетевой воды в обратных магистралях; за повышенное потребление реактивной мощности – по коэффициенту мощности и др. Штрафы также могут предъявляться потребителями к поставщику за некачественное энергоснабжение, в частности, за перерывы электропитания, вызывающее на предприятиях существенный производственный ущерб. Тогда энергоснабжающая организация должна оплатить недоотпущенную электроэнергию по штрафному (обычно семикратному) тарифу.

5. Льготные тарифы – уже упоминавшийся льготный тариф на «ночную» электроэнергию, премирование (разовое снижение тарифа) за повышение (в определенных пределах) коэффициента мощности и др. Кроме «ночного» тарифа другие льготы потребителям в настоящее время предоставляются редко.

 

Основы ценообразования на энергетическую продукцию

Энергетические тарифы являются ценами, поэтому должны подчиняться законам рыночного ценообразования.

Обычно цена на любую продукцию формируется на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения. Любой производитель должен получать за свою продукцию такую сумму, чтобы покрыть издержки производства и получить минимальную прибыль для обновления оборудования, развития производства, выживания в условиях рынка. Тогда цена на продукцию энергопредприятия, цена производства (Ц), может быть представлена как сумма себестоимости (s) и минимальной нормативной прибыли (mн):

Ц = s + mн. (6.1)

Нормативная прибыль – это минимальный размер прибыли, при получении которой предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечить свою финансовую устойчивость, поддерживая необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции, своевременно обновляя технологию и проводя другие действия для того, чтобы соответствовать современным требованиям рынка.

Выступая на рынке, производители следуют экономическому закону максимальной прибыли, стремятся извлечь максимальную выгоду, поэтому цена формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на соответствующую продукцию.

Цены и тарифы на энергетическую продукцию значительно меньше подвержены рыночной конъюнктуре, так как, во-первых, спрос на энергию практически постоянен, «неэластичен» и, во-вторых, топливная промышленность и энергетика в основном являются естественными монополистами. В этих условиях регулированием цен на энергетическую продукцию занимается государство, устанавливая региональные тарифы на энергию и некоторые виды топлива.

В настоящее время рыночное ценообразование приводит порой к искажению цен на некоторые товары. Так, современные внутренние цены на нефть и нефтепродукты в ряде случаев превышают мировые. С целью стабилизации экономики на основные виды топлива и энергии цены, как правило, устанавливаются и регулируются государством.

Так, цены на большинство марок и сортов угля, которые складываются на рынке как индикатор спроса, ниже цены производства и даже в ряде случаев ниже себестоимости, поэтому государство вынуждено дотировать угольную отрасль. Решение большинства экономических проблем топливно-энергетического комплекса требует значительных инвестиций в угледобычу, источники которых в настоящее время не ясны: у государства необходимых средств нет, потенциальные российские инвесторы предпочитают вкладывать деньги в более прибыльные предприятия (в основном, в торговлю, в бизнес, в банковское дело с выдачей ссуд под явно ростовщические проценты), а зарубежные инвесторы пока воздерживаются от капиталовложений в российскую экономику ввиду нестабильности нашей политической и экономической ситуации.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию также регулируются, для чего созданы государственные, не зависимые от системы Минтопэнерго, региональные и центральная тарифные комиссии, рассматривающие и регулирующие уровень тарифов, устанавливаемых энергопредприятиями. Так, если производитель имеет высокую цену производства и соответственно низкую рентабельность, он при необходимом обосновании, потвержденном экономическими расчетами, имеет право по согласованию с региональной комиссией повысить отпускаемые тарифы не более чем на 15%. Если требуется более резкое увеличение тарифа, это возможно только с разрешения центральной тарифной комиссии при обоснованности такого повышения очень вескими причинами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: