Программа «Гражданин страны Пионерия»




 

Программа «Гражданин страны Пионерия» комплексная программа воспитательной деятельности в детском объединении.

Она является:

• образовательной, т.к. дает возможность получить новые звания, умения, навыки, развить положительные личностные качества;

• социально-педагогической, т.к. решает проблему, социальной адаптации детей и подростков, направлена на обеспечение прав личности на деятельность в рамках общественной организации;

• организационно-педагогической, т.к. создает условия для эффективной организациидеятельности пионерских организаций разного уровня;

• межведомственной, т.к. предполагает взаимодействие пионерской организации с органами управление образования всех уровней, образовательными учреждениями различных типов.

Цель программы.

Создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков ответственности перед настоящим и будущими поколениями, Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества.

Задачи:

Педагогические:

• развитие социальной активности и ответственности, стремления к поиску нового и способности находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

• развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма;

• расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края;

• сохранение традиции преемственности поколений, наполнение ее новым содержанием;

• формирование лидерского потенциала организации, ступеней его развития и реализации.

Кадровые:

• создание системы взаимодействия различных социальных институтов для реализации программы;

• создание системы обучения и стимулирования старших вожатых, методистов, руководителей работы по программе.

Информационные:

• обеспечение возможности многостороннего обмена информации между всеми участниками программы;

• создание информационного банка методик, технологий; данных о детских и подростковых организациях и объединениях, участвующих в работе по программе, локальных программах, их авторах, руководителях, лидерах;

• привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работа; наиболее творческих педагогов;

• издание печатной продукции (в том числе, периодических изданий) для обеспечения эффективной деятельности по программе;

• установление региональных связей с другими детскими объединениями, формирование банка, координация общих усилий различных организаций по осуществлению совместной деятельности.

Принципы реализации программы:

Принцип демократизации - создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.

Принцип прогностичности - работа на перспективу, обеспечение эффективного развития пионерской организации как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.

Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется через деятельность каждого ребенка - участника программы в зоне его ближайшего развития (каждый этап - ступенька роста).

Принцип непрерывности, комплексности и последовательности - развитие деятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.

Принцип вариативно-программного подхода - создание городских, районных программ, адаптированных программ деятельность первичных пионерских объединений с учетом особенностей развития конкретного коллектива.

Принцип специфичности пионерства - учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженных в программных документах ОО «БРПО».

Участники программы:

Дети и взрослые, первичные пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.

Организаторы программы:

Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.

Направления программы:

Программа включает семь направлений:

«Школа гражданского общества».

«Наша крепкая семья». '

«Моя дружина».

«Завтра - наука, сегодня - игра».

«Шагая заветными тропинками».

«Пионерский подарок».

«Идущие рядом и чуть впереди».

Первое направление: «Школа гражданского общества».

Гражданское образования является сегодня настоятельной необходимостью. Без знания своих прав и умения их отстоять, понимания обязанностей невозможно полноценное воспитание и развитие личности.

Задачи:

• развитие у детей и подростков осознания себя гражданами Республики Беларусь;

• формирование и укрепление у участников программы представления о значимости
прав человека в жизни общества, организации, каждого человека;

• изучение конкретных норм, выдающих права и свободы человека, применение их на практике при участии в управлении своей организацией;

• формирование представления о проблемах современности и путях их решения;

• умение защитить свои права и права других людей.

Основные формы работы:

• создание проектов «Моя организация и я хозяин в ней»;

• проведение конкурсов творческих работ «Я знаю свои права»;

• проведение деловых игр, круглых столов с участием представителей органов государственной власти.

Областные проекты: «Форум юных граждан».

Конкретный результат: Сборник документов «Моя организация и я хозяин в ней» по нормативно-правовому обеспечению деятельности детской организации.

Второе направление: «Наша крепкая семья».

Настоящая: организация не мыслится без связи поколений, от малышей, которые только-только начинают интересоваться жизнью пионерии; самых активных ребят среднего возраста; старшеклассников-помощников организации; наконец, ветеранов пионерии, мудрых и надежных советчиков.

Задачи:

• создание положительного имиджа пионерской организации для ребят младшего школьного возраста, вовлечение их в интересные и полезные дела;

• обучение отрядных вожатых;

• привлечение старшеклассников к работе с пионерами, определение принципов деятельности старшеклассников в пионерской организации; определение приоритетных направлений и форм работы;

• привлечение ветеранов пионерского движения к активному сотрудничеству с пионерской организацией.

Основные формы работы:

• организация работы Советов друзей октябрят (других органов актива,
ответственных за работу с малышами);

• разработка проектов и программ деятельности для групп «октябрят»;

• проведение акций, операций «Пионерский сюрприз малышам», «Доброе дело в подарок», «Помоги маленькому другу»;

• создание пионерских игровых, концертных коллективов, для младших школьников;

• создание педагогических отрядов старшеклассников, обучение инструкторов.

Областные проекты: «Академия отрядных вожатых», «Поколение 21», «Я, ты и малыш».

Конкретный результат: Иллюстрированная детская книга «Азбука отрядного вожатого».

Третье направление: «Моя дружина».

Пионерская организация является самостоятельной частью школьной жизни Пионерская дружина особый детский коллектив, объединенный не только общей деятельностью (учеба, труд, отдых), но и общими целями, ценностями, субкультурой.

Задачи:

· создать в каждой дружине программу деятельности, созвучную с программой районной, областной, республиканской пионерской организации;

· сделать часть оформления пионерской комнаты своими руками; выработать свои правила общения в организации; праздники, традиции;

· создать и реализовать систем)' обучения актива организации; присуждения звания «Лучшая дружина».

Основные формы работы:

· формы коллективного планирования;

· Школы пионерского актива, в том числе, знаменных групп;

· конкурсы на лучшую пионерскую комнату (районные, городские);

· создание летописей дружины;

· выставки лучших летописей;

· конкурсы на лучший пионерский талисман;

· конкурсы-знакомства пионерских песен разных лет;

· очно-заочная школа пионерских специальностей.

Областные проекты: «Пионерский талисман» «Фестиваль пионерской песни», «Супер-пионер», «Моя дружина», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд».

Конкретный результат: присвоение званий «Супер-пионер», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд», «Лучшая областная пионерская организация».

Четвертое направление: «Завтра - наука, сегодня - игра».

В Республике Беларусь активно развивается юнармейское движение. Какие есть
находки, интересные формы работы, над чем еще стоит поразмыслить и поработать, вот на эти вопросы и найдем мы ответы в этом направлении.

Задачи:

• формирование положительного мнения у подростков о белорусской армии;

• восстановление в подростковой и детской среде традиционных понятий чести, воинского долга, службы Родине;

• укрепление исторического сознания в чувства национальной гордости;

• развитие взаимодействия пионерских объединений с воинскими частями.

Основные формы работы:

• проведение спортивно-патриотических игр, наполнение их гражданским и
патриотическим содержанием;

• организация смотров юнармейских отрядов, в том числе профильных, посвященных 60-летию Великой Победы;

• организация пионерского шефства над одной из воинских частей;

• организация выставки летописей «Наша «Зарница».

Областные проекты: спортивно-патриотические игры «Вперед, мальчишки», «Зарница».

Конкретный результат: Видеофильм «Наша «Зарница».

Пятое направление: «Шагая заветными тропинками».

Туризм и краеведение - важнейшие составляющие пионерской жизни. Пионеры собирают информацию об истории сел, деревень, улиц, помогают школьным музеям в пополнении экспозиций.

Задачи:

• продолжение работы по изучению истории родного края, посильное участие в его позитивном преобразовании, основы которых заложены при реализации программы «Спадчына»;

• развитие любви к родному краю, патриотизма.

Основные формы работы:

• сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры;

• создание рукописных книг, альбомов о жизни и борьбе пионеров в годы Великой отечественной войны, их вкладе в Победу;

• проведение конкурсов пионерских краеведческих работ, публикация наиболее интересных из них в школьных, районных, городских, областных и
республиканских СМИ;

• овладение туристическими навыками, проведение пионерских соревнований по туризму;

• проведение пионерских краеведческих конференций.

Областные проекты: «Пионерская краеведческая конференция», «Пионерский музей».

Конкретный результат: Оформление постоянно действующих выставок в школьных, районных, краеведческих музеях, создание республиканского музея пионерской организации.

Шестое направление: «Пионерский подарок».

«Ни дня без доброго дела» таково главное правило пионеров. И нет ничего приятнее, чем получать подарки, особенно, сделанные своими руками.

Задачи:

• привлечение пионеров к социально значимой деятельности, развитие социальной инициативы;

• воспитание уважения к общественно-полезной деятельности, потребности бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.

Основные формы работы:

• изготовление игрушек, поделок, картин, счетного материала для детских садов, школ-интернатов;

• изготовление подарков ветеранам;

• оформление школьных кабинетов, цветников;

• закладка пионерских скверов, аллей и др.

Областные проекты: Фестиваль пионерской игры, рождественская акция «Добрая дюжина».

Конкретный результат: создание районных (городских) пионерских аллей-скверов.

Седьмое направление: «Идущие рядом и чуть впереди».

Вожатый - надежный помощник и друг, наставник и психолог, артист и режиссер. Чтобы эффективно выполнять все эти функции - вожатый должен повышать свое профессиональное мастерство.

Задачи:

• создание мотивационных условий для профессионального роста вожатых;

• стимулирование положительных инициатив и творческой активности старших вожатых, выявление и распространение лучшего опыта;

• создание дифференцированной системы обучения и переподготовки кадров старших вожатых;

• создание оптимальной системы обучения вожатых в каждом районе.

Основные формы работы:

• проведение конкурсов профессионального мастерства старших вожатых, педагогов - организаторов, лидеров детских общественных объединений;

• проведение семинаров, творческих встреч, научно-практических конференций, круглых столов, Школ пионерского вожатого, других форм повышения квалификации.

Областные проекты: «Замечательный вожатый», «Академия вожатского мастерства».

Конкретный результат: Издание сборника «Советы бывалого вожатого».

Механизм реализации программы:

Участники сами вправе выбрать направления деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Коллективные участники работают по адаптированным программам дружин, участвуют в районных, городских областных, республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям. Индивидуальные участвуют в работе очно-заочных школ, разнообразных интеллектуально-творческих играх (проводимых в республиканских средствах массовой информации и др.). Ребята из пионерских дружин, являющихся коллективными участниками программы, могут работать и индивидуально.

Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышать его.

1 уровень - досугово-познавательный. Главная задача на этом уровне - организовать интересный, познавательный досуг, дать первоначальные знания по содержанию направлений программы, создать мотивацию для более активного осознанного участия. Это эмоционально-мотивационный этап развития личности, адаптационный этап развития социального опыта.

2 уровень - исследовательский, поисковый (эвристический). Главная задача - дать углубленные знания по содержанию направлений программы, научить получать знания самостоятельно, учиться действовать на благо других людей, получать практические навыки. Это интеллектуально-поисковый этап развития личности, этап развития социального опыта: знание о предмете и способах деятельности.

3 уровень - творческий (креативный). Главная задача - создать условия для проявления лидерского, творческого потенциала ребенка, для преобразования его из участника в организаторы работы по программе. Это рефлексивно-созидательный этап развития личности, этап развития социального опыта: опыт деятельности вне стандартных ситуаций.

Ступени роста.

Предполагается, что в процессе работы по программе пионерские объединения достигнут определенной степени роста в своем развитии. Это можно выявить и зафиксировать с помощью системы роста:

• «участник» - объединение участвует в реализации программы;

• «исполнитель» - выполняют определенную работу, но мало проявляют инициативу;

• «организатор» - сами организует работу.

Если индивидуальный участник внес посильный вклад в реализацию программы, участвовал в отдельных делах, проектах, ему присваивается звание «Активист».

Если индивидуальный участник являлся активным участником проекта, явился победителем одного из промежуточных этапов, проявил деловитость и инициативу, ему присваивается звание «Искатель» и он получает значок «За активное участие в программе «Гражданин страны Пионерия».

Если индивидуальный участник является лидером творческой группы, умеет организовать работу по проекту и повести других за собой, отличается добротой, отзывчивостью, ему присваивается звание «Мастер» и он получает значок «За инициативу и творческий поиск в работе по программе «Гражданин страны Пионерия».

На каждом уровне участники программы должны выполнить некоторый объем работ, принять участие в конкурсах, акциях, экспедициях и т.д. Выполняя их получать новые знания, информацию, осмыслить и применить их в своей деятельности. Например, для получения исследовательских навыков участникам программы предлагается самостоятельно или вместе со взрослыми работать в библиотеках, музеях, архивах и др. Результатом этих исследований могут стать отчеты, рефераты, видеоматериалы. Чтобы получить практические навыки необходимо заниматься в творческих коллективах, посещать кружки по интересам, заниматься в очно-заочных школах, овладевать «пионерскими специальностями». Делая каждый день добрые дела (помощь младшим, пожилым людям) дети и подростки также приобретают практические навыки.

В районных, городских, областных Советах пионерских организаций, Советах дружин создаются Штабы по реализации программы, которые организуют работу, фиксируют промежуточные и конечные ее результаты, консультируют ребят, если это необходимо. Награждение и подведение итогов на уровне области проводится один раз в год на Фестивале, в канун Дня пионерской дружбы. Ежегодно проводятся конкурсные мероприятия, в которых участвуют победители районных (городских) или областных туров (в соответствии с положениями).

Периоды работы по программе:

· организационный (сбор информации, планирование, презентация, сбор-старт, начало работы);

· основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации);

· итоговый (подведение итогов работы, анализ, постановка новых задача).

Ресурсное обеспечение программы:

Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:

• проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;

• проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших
организаторов работы по программе.

Информационное.

Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:

• выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Гражданин страны Пионерия» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст»;

• выпуск серии публикаций в средствах массовой информации о работе дружин, лучших старших вожатых;

• открытие рубрики «Гражданин страны Пионерия» на детских каналах телевидения.

Научно-методическое.

Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:

• проведение научно-практических конференций;

• проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;

• разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; издание методических пособий, сценарных разработок;

• издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.

Социально-педагогическое

Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):

• анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;

• разработка пакета социально-педагогической диагностики.

Организационное.

Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:

• разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;

• проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;

• организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.

Материально-техническое

Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.

Годовая циклограмма мероприятий по реализации программы.

Сентябрь.

• Сбор-старт программы;

• Учительский совет;

• Выездной семинар старших вожатых, методистов-координаторов детских организаций;

Октябрь.

• Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов;

• Старт игры в газете «Зорька»;

• Сессия очно-заочной школы пионерского актива;

• Академия отрядных вожатых.

Ноябрь.

• Фестиваль детских организаций;

• Районные, областные комплексные игры и конкурсы по программе.

Декабрь.

• Пионерская неделя милосердия;

Январь.

• Зональные комплексные игры и конкурсы;

Февраль.

• Фестиваль пионерской игры;

Март.

• Фестиваль пионерской песни;

• Районные конкурсы «Замечательный вожатый».

Апрель.

• Пионерская краеведческая конференция;

• Конкурс «Вожатый года».

Май.

• Фестивали по подведению итогов работы по программе;

• Эстафета радости;

• Праздник посвященный Дню пионерской дружбы;

Июнь..

• Спортивно-патриотическая игра «Зарница».

Июль.

• Палаточные лагеря активистов работы по программе.

Август.

• Сбор пионеров.

Ожидаемый результат.

Личностный аспект предполагает пробуждение личностных качеств, стремления к самосовершенствованию, к определению своего места в жизни, приобретение жизненно важных умений и навыков, направленных на сохранение природы, воспитания чувства милосердия к окружающим, чувствам, справедливости и взаимоуважения.

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Реализация Программы сотрудничества ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» позволит обеспечить:

- повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого
потенциала молодого поколения;

- укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и
молодежной среде;

- повышение авторитета ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» в Республике Беларусь;

- вовлечение детей, подростков и молодежи в активный процесс совместной практической деятельности;

- привлечение детей и подростков в ряды ОО «БРСМ» и ОО «БРПО».

 

Программа «Октябрята»

Цели программы «Октябрята:

• помощь ребенку 7-9 лет в его стремлении стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную организацию;

• воспитание гражданственности, патриотизма через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории «малой Родины», традициям своей семьи и своего народа;

• воспитание милосердия, готовности прийти на помощь людям, природе;

• формирование у пионеров опыта взаимодействия с партнерами разного возраста.

Задачи программы:

1 год - создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы ребенок легче привыкал к новой роли школьника;

2 год - включить каждого малыша в активную совместную деятельность, помочь осознать преимущество объединенных усилий;

3 год - привлечь интерес детей и родителей к истории семьи, ее родословной, профессиональным и творческим достижениям членов семьи; укрепить связи внутри семьи и семьи со школой; расположить родителей к пионерской организации;

4 год - помочь ребенку осознать свои способности и особенности, найти лучшие способы самоутверждения в группе на основе интересной и полезной деятельности; познакомить с историей, традициями и содержанием работы ОО «БРПО»; пробудить желание вступить в детскую общественную организацию.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на постоянную работу пионерской дружины с младшими членами организации «октябрятами».

Структура программы:

Программа «Октябрята» состоит из 3-х частей:

1 часть - «Октябрята» - реализуется через организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые, вступив в организацию, получают звание «Октябрята».

2 часть - «Октябрята плюс» - реализуется районными (городскими) областными советами ОО «БРПО» через обобщение опыта и формирование копилки форм и технологий работы по программе.

3 часть - «Спутник вожатого» - осуществляется через издание брошюр, методических вестников для отрядных вожатых и вожатых «октябрят».

Механизм реализации 1 части программы: 1 часть программы состоит из 4-х блоков:

 

Блок Класс Метод работы, Формы Результаты Система
    девиз работы работы работы
Будем 1 кл. Подражание, игры, подарки, призы, Эпизодически
дружить   «Делай, как я» утренники, сделанные руками весь п/отряд,
      обряды малышей работающий с
          малышами
Мы- 2 кл. Совместное разведка, помощь природе, периодически
вместе   исполнение экспедиция посильная в зависимости
    «Делай со мной» по помощь пожилым от планов
      окрестностям людям, д/с работы отряда
Древо 3 кл. Самостоятельная семейные помощь семье, систематичес
жизни   по возможности, клубы, пожилым людям, ки,согласно
    деятельность мастерские д/с планам
    «Делай сам»     работы
          группы
Пионеринг 4кл. Самостоятельная заочная игра- помощь школе, систематичес
    групповая путешествие микрорайону, ки, отрядные
    деятельность,   селу вожатые
    «Делай вместе с      
    друзьями»      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: