Алгоритм составления школьного расписания




1. Подготовить необходимые документы и вспомогательные материалы:

учебный план; сведения о количестве классов; сведения о кабинетах и закреплении их за учителями; распределение учебной нагрузки; классное руководство; сведения о курсах; личные пожелания учителей; расписание занятий в УПК; макет таблицы расписания для учителей (рис. 1)

Макет можно подготовить из картона с прорезями для цветных жетонов с номерами параллелей классов, а также жетонов одного цвета для математического расчета недельной нагрузки по каждому учителю.

Ниже представлен фрагмент макета таблицы расписания для учителей

Такая таблица позволяет быстро изменить расположение классов, цветные жетоны значительно в меньшей мере утомляют глаза. Цвета для нумерации параллели классов можно подбирать по своему выбору.

 

Этапы Пояснения
1. Занести в таблицу все данные (ФИО. учителей, предмет, номера кабинетов, нагрузка, классное руководство)   Расположить на запасном поле всю нагрузку учителей (см. Приложение). Жетоны с маркировкой классов укладываются в прорези запасного поля против фамилии каждого учителя. Таким образом, появляется возможность видеть всю учебную нагрузку. В процессе расстановки нерасставленные классы будут находиться постоянно в поле зрения завуча. Это позволит владеть сразу большим количеством необходимой информации
2. Расставить предметы, которые делятся на 2—3 группы (иностранный язык, технологии, элективные курсы, информатика и др.). Рис.1. Такой шаг надо сделать в первую очередь, так как, только эти предметы ведутся в паре с одним, двумя и более учителями
3. Расставить методические дни для учителей, при этом обязательно учитывается учебная нагрузка и классы, в которых работает учитель На макете на место свободного от уроков дня устанавливается жетон с надписью «методический день». Для администрации ставится жетон с надписью «нет уроков». Это необходимо для последующего математического расчета
4. Проверить наличие предметов (по учителям- предметникам) в каждом классе, чтобы избежать нерационального распределения нагрузки для учащихся на каждый день При этом необходимо учитывать динамику работоспособности каждого дня недели. Например, нельзя ставить один и тот же методический день учителям математики и русского языка либо других предметов (независимо от их трудности), которые работают в одной параллели или в одних и тех же классах, так как это в дальнейшем не позволит составить наиболее рациональное школьное расписание
5. Сделать расчет соответствия количества классов и количества работающих учителей-предметников на каждый день. Расчет производится по горизонтали (по недельной нагрузке учителей) и по вертикали (по количеству Этоделается в целях создания матрицы будущего расписания. Данная матрица позволит увидеть в общих чертах как нагрузку учителя, так и нагрузку учащихся. В дальнейшем, при выставлении классов, готовая матрица подвергнется корректировке, но незначительно классов на каждом уроке). Из расчета — количество классов + от 3. Например, количество классов 31 — значит, работающих учителей в этот день должно быть 34—39, так как в школе работают учителя с маленькой нагрузкой, совместители, администрация. При составлении расписания такой расчет позволит организовать для учителей наиболее оптимальный режим работы. Для учащихся такой расчет позволит более рационально распределить уроки по трудности. Необходимо предварительно просчитать количество уроков, планируемое на день каждому учителю, исходя из его нагрузки. На макете таблицы расставить жетоны надписей классов — всю недельную нагрузку учителя с необходимым количеством 7-х уроков на каждый день. Распределить нагрузку так, чтобы седьмые уроки равномерно расставить среди учителей- предметников, за исключением предметов, относящихся к группе трудных, а в понедельник и пятницу желательно седьмые уроки свести к минимуму.
6. Расставить предметы, относящиеся по шкале трудности к группе легких и ниже средней трудности (труд, физкультура, ИЗО, ОБЖ, музыка) Эти предметы будут разгрузкой в учебном дне учащихся, что позволит в какой-то мере снизить степень утомляющего воздействия на организм обучающихся. Нецелесообразно ставить предметы малой трудности по два и более на день, особенно если это середина недели, так как тогда большая степень трудности придется на понедельник и пятницу
7. Расставить предметы, требующие сдвоенной расстановки и учет нагрузки учителей, требующих строгой постановки Расстановка сдвоенных (2-х часовых) уроков нужна в основном в старших классах (литература, физика, химия, биология и т. д. по необходимости). К расстановке предметов строгой регламентации относятся, как правило, предметы учителей-совместителей, администрации и т. д.
8. Исходя из данных о трудности предметов конкретного учреждения (или по шкале трудности СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 с изменениями № 2 от 25 декабря 2013 года) расставить предметы групп повышенной трудности (трудных и выше средней трудности) Использовать (желательно) индивидуальную шкалу трудности образовательного учреждения. Необходимо учитывать, как может повлиять предыдущий предмет на последующий. Например, такие предметы, как математика, физика, желательно не ставить сразу после урока физкультуры, так как точные науки требуют сильной внутренней концентрации, что невозможно сразу после физической нагрузки или музыки. Расстановку производить сразу на всю неделю
9. В последнюю очередь расставляются предметы группы средней трудности и ниже средней Необходимо учитывать следующее', расстановку оставшихся предметов производить по дням или по классам; все классы ставятся с первого урока, а учителям можно ставить уроки с 2-го, 3-го и даже с 4-го урока
10. По ходу расстановки будет корректироваться расписание При необходимости перестановки предметов облегченного цикла строго следить за их количеством в каждом классе в течение всей недели
11. Написать расписание для учащихся, одновременно проверяя наличие ошибок При возникшей накладке и невозможности ее быстро устранить, необходимо воспользоваться действиями «Алгоритма изменения и корректировки школьного расписания»
 

 

 

Данный алгоритм предназначен для специалистов, занимающихся составлением школьного расписания, в случае использования компьютерной программы предлагается выполнять расстановку предметов с использованием этапов предложенного алгоритма.

 

Гигиенические требования к расписанию уроков [3]

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10—12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2—3 уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках.

Не одинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2—4 уроках в середине учебной недели.

 

Задание. Используя «Индивидуальную шкалу трудности предметов» и «Технологию составления школьного расписания», составьте расписание на любой один день недели, Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся».

 

 

Литература

1. Васильева Н.В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания. — СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 50 с.

2. Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64.

3. СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 с изменениями № 2 от 25 декабря 2013 года)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: