ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине «Пожарная техника»
Раздел № III «Основные и специальные пожарные автомобили»
Тема № 22. «Основные пожарные автомобили».
Занятие 22.2. «Основные пожарные автомобили целевого применения».
I. Цели и задачи
Цель:
1. Учебная: слушатели должны:
Знать: назначение, классификацию пожарных автомобилей целевого применения; основные конструктивные элементы; дополнительные системы и компоновочные схемы систем и коммуникаций и их комплектацию.
Уметь: определять тактические возможности ПА по их аббревиатуре
Уметь применять: метод сравнительной характеристики ПА по их тактическим возможностям.
Иметь представление: о перспективах развития основных пожарных автомобилей целевого применения.
2. Воспитательная: показать учащимся роль отечественных предприятий в деле развития современных пожарных автомобилей.
3. Развивающая: сформировать у учащихся знания о возможности реализации основных концепций развития ПА через внедрение в процесс реконструкции технической базы инновационных технологий.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Классификация и маркировка пожарных автомобилей. 2. Аспекты и концепция развития пожарных автомобилей. 3. Компоновочные схемы пожарных автомобилей и их тактические возможности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
Основная
- Иванов А.Ф. и др. Пожарная техника. Часть 2.Пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. стр. 5-11; 20-21; 93-137
2. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько - М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с. стр. 143-169
|
Дополнительная
- Справочник. Эксплуатация пожарной техники. – М.:Стройиздат,1991. стр. 18-24
Нормативные правовые документы
1. НПБ 163 – 97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. М., 1997. 104 с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Классная доска, мел, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, макеты
Раздаточный материал: Отсутствует
V. Текст лекции
Вводная часть
Автомобили целевого применения
К основным ПА целевого применения относятся: АП, АПТ, АКТ, АГТ, АГВТ, ПНС, ППП.
АП - пожарный автомобиль порошкового тушения, предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.
АП-4 (43105) - 222 | АП-5 (53213) - 196 |
АП-4000-50 (43118) - 2-ТЛ | АП-5000 (53215) - ПМ-567А |
Рис. 1 Пожарные автомобили порошкового тушения
Таблица 1
Технические характеристики пожарных автомобилей порошкового тушения
Показатели | АП-4 (43105) - 222 | АП-5 (53213) - 196 | АП-4000-50 (43118) - 2-ТЛ | АП-5000 (53215) - ПМ-567А | |
Марка шасси | КамАЗ-43105 | КамАЗ-53213 | КамАЗ-43118 | КамАЗ-53213 (КамАЗ-43118) | |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х4.2 | 6х6.1 | 6х4.2 (6х6.1) | |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Количество сосудов для огнетушащего порошка, шт. | |||||
Масса огнетушащего порошка, кг | |||||
Рабочее давление в сосудах для огнетушащего порошка, МПа | 0,8 | 0,43 | 1,200 | 1,176 | |
Расход порошка, кг/с | через лафетный ствол | 80,0 (не менее) | 30,0 успокоитель d=75 50,0 успокоитель d=100 | 50,0 (не менее) | 55,0 (не менее) |
через ручной ствол | 4,5 (не менее) | нет данных | 6,5 (не менее) | 3,5 | |
Дальность подачи порошка, м | через лафетный ствол | 45,0 (не менее) | 30,0 (не менее) | 50,0 (не менее) | 50,0 (не менее) |
через ручной ствол | 18,0 (не менее) | нет данных | 15,0 (не менее) | нет данных | |
Длина напорных рукавов, м | - | - | |||
Количество лафетных стволов, шт | |||||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, м | 7,9х2,5х3,6 | 8,8х2,5х3,35 | 8,735х2,5х3,4 | 8,2х2,5х3,4 |
АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения, предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.
|
Первоначальное название данного автомобиля было определено как, автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ), поэтому некоторые заводы ППО продолжают выпуск автомобилей АВ-20 (53215), АВ-40 (53215), АВ-40 (5557).
АВ-20 (53215) - ПМ-525 | АВ-40 (53215) - 525М | АВ-40 (5557) - 551А |
Рис. 132 Автомобили воздушно-пенного тушения
Таблица 38
Технические характеристики пожарных автомобилей воздушно-пенного тушения
Показатели | АВ-20 (53215) - ПМ-525 | АВ-40 (53215) - 525М | АВ-40 (5557) - 551А |
Марка шасси | КамАЗ-53215 | КамАЗ-53215 КамАЗ-53228 | УРАЛ-5557 |
Колёсная формула | 6х4.2 | 6х4.2 6х6.2 | 6х6.1 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 | 7,5 | 7,0 | 5,0 |
Марка насоса | ПН-1200ЛА | ПН-40УВ, НЦПН-40/100 | ПН-40УВ |
Подача насоса, л/с | |||
Полная масса, кг | |||
Габаритные размеры, мм | 8100х2500х2850 | 8100х2500х2850 | нет данных |
АПТ-7-40(43118)-16Д-ТВ | АПТ-8,0-60 (43118)-23ВР | АПТ -7-40 (53215) |
Рис. 133 Пожарные автомобили пенного тушения
|
Таблица 39
Технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения
Показатели | АПТ-7-40 (43118) - 16Д-ТВ | АПТ-8,0-60 (43118)-23ВР | АПТ -7-40 (53215) |
Марка шасси | КамАЗ-43118 | КамАЗ-43118 | КамАЗ-53215 |
Колёсная формула | 6х6 | 6х6 | 6х4.2 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 | 7,0 + 0,35 (бак пенообразователя) | 8,0 (нержавеющая сталь) | 7,0 + 0,35 (бак пенообразователя) |
Марка насоса | ПН-40 УВ | НПЦ-60/100 | ПН-40 УВ |
Подача насоса, л/с | |||
Полная масса, кг | 19 700 | 18 260 | |
Габаритные размеры, мм | 8700х2500х3600 | 9440х2500х3350 | 8300х2500х3600 |
АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения, предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.
АКТ-1/1-40 (4320) | АКТ-6/100-80/20 |
АКТ-10/750-80 | АКТ-1,0/1000-40/40 |
Рис. 134 Пожарные автомобили комбинированного тушения
Таблица 40
Технические характеристики пожарных автомобилей комбинированного тушения
Показатели | АКТ-1/1-40 (4320) | АКТ-6/100-80/20 | АКТ-10/750-80 | АКТ-1,0/1000-40/40 | |
Марка шасси | УРАЛ-4320 | КамАЗ-53229 | КамАЗ-6460 | ЗИЛ-433112 | |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х4.2 | (4x2) | ||
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Вместимость цистерны для воды, л | |||||
Вместимость пенобака, м3 | 1,15 | 6,0 | 1,5 | 0,1 | |
Масса вывозимого порошка, кг | 2/1000 | ||||
Марка насоса | нет данных | FP48/8-2H «ZIEGLER» | FP48/8-2H «ZIEGLER» | НЦПК-40/100-4/400 | |
Номинальная подача насоса, л/с | 40/4 | ||||
Максимальный расход через лафетный ствол, л/с | воды | нет данных | |||
водного раствора пенообразователя | нет данных | ||||
Максимальный расход порошка через лафетный ствол, кг/с | нет данных | ||||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, м | 8,0х2,5х3,5 | 8,8х2,5х3,2 | 9,3x2,5x3,3 | 7,7x2,5x3,2 |
АГТ - пожарный автомобиль газового тушения, предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара в труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.
Основным огнетушащим веществом на данных автомобилях является двуокись углерода. Новую разработку предлагают специалисты московского «Особого конструкторского бюро высокоэнергетических лазеров» «Гранат» имени Орлова - тушить огонь азотом. Для этого был разработан автомобиль газового тушения АГТ-4000 (133Г42), впервые в мире использующий для хранения огнетушащего вещества – изотермическую емкость низкого давления, это что-то вроде громадного термоса, в котором четыре тонны жидкого азота хранится при температуре около минус 70 градусов и давлении 1,1-1,5 МПа. Из цистерны азот выходит по специальным металлизированным рукавам. Внутри они из пластика, выдерживающего и низкие, и высокие температуры, снаружи имеют защитную металлическую оплетку. Длина шланга - 100 м, что дает возможность подавать ОТВ в верхние этажи зданий.
Идея в том, чтобы вытеснить воздух азотом, в почти инертной атмосфере которого огонь потухнет. Это было бы незаменимо при тушении библиотек, театров и т.п., когда вода или пена приносят большой материальный ущерб. Достоинства новинки очевидны. Во-первых, она вообще не наносит никакого вреда ни имуществу, ни оборудованию, ни зданию в целом. Во-вторых, тушить пожар новым способом можно, не отключая электроэнергию. И, наконец, бороться с огнем можно будет экологически совершенно безопасно, поскольку азот - химически инертен, и сравнительно недорого - ведь жидкий азот, хоть и дороже воды, зато дешевле используемой сейчас для тушения пожаров пены.
АГТ-0,25 (3303) - ПМ-571 | АГТ-0,6 (3307) - ПМ-547 |
АГТ-1 (4331) - 001ТР ПМ-526 | АГТ-4000 (133Г42) |
Рис. 135 Пожарные автомобили газового тушения
Таблица 41
Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения
Показатели | АГТ-0,25 (3303) - ПМ-571 | АГТ-0,6 (3307) - ПМ-547 | АГТ-1 (4331) - 001ТР ПМ-526 | АГТ-4000 (133Г42) |
Марка шасси | УАЗ-3303 | ГАЗ-3307 | ЗИЛ-4331 | КамАЗ-53229 |
Колёсная формула | 4х4.1 | 4х2.2 | 4х2.2 | 6х4.2 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | ||||
Газовый огнетушащий состав | двуокись углерода | двуокись углерода | двуокись углерода | азот жидкий |
Масса вывозимого ОТВ, кг | ||||
Количество баллонов, шт. | - | |||
Время выпуска всего огнетушащего вещества, с | ||||
Количество рукавных линий, шт. | ||||
Полная масса, кг | ||||
Габаритные размеры, м | 4,5х2,1х2,4 | 8,2х2,2х2,9 | 7,75х2,5х2,9 | 8,75х2,5х3,4 |
АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения, предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и охлаждения объектов газоводяной струёй.
Способность турбореактивных двигателей (ТРД) создавать мощный целенаправленный поток газов, обладающих большой кинетической энергией совместно с охлаждающим эффектом воды, в этом и заключается основной механизм прекращения горения с использованием автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).
Автомобиль используется в комплексе с пожарной насосной станцией, обеспечивающей подачу воды не менее 100 л/с, забирающей воду из естественного источника, водопроводной сети или пожарных автоцистерн.
Все узлы и механизмы автомобиля газоводяного тушения смонтированы на базовом шасси. На автомобиле в качестве энергетического источника создания газоводяной струи использован авиационный турбореактивный двигатель (ТРД). Управление установкой ТРД происходит со щита управления, расположенного в кабине водителя. Управление движениями ТРД - с выносного пульта дистанционного управления. Для защиты автомобиля от воздействия высоких температур на нем предусмотрена система орошения и термическая защита топливного бака.
Схема приводов управления гидравлической системой турбореактивной установки представлена на рис. 136.
Рис. 136 Гидравлическая схема управления подъемно-поворотной платформой ТРД автомобиля газоводяного тушения.
АГВТ-150 (43114) - ПМ-586 | АГВТ–150 (Volvo FL 6) |
Рис. 137 Пожарные автомобили газоводяного тушения
Таблица 42
Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения
Показатели | АГВТ-150 (43114) - ПМ-586 | АГВТ–150 (Volvo FL 6) |
Марка шасси | КамАЗ-43114 | VOLVO FL 6 |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х6.1 |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | ||
Марка турбореактивного двигателя | ВК-1 | ВК-1 |
Производительность по газоводяной смеси, кг/с | ||
Расход воды на работу установки, л/с | ||
Вместимость цистерны для топлива, л | ||
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град | 45 (влево и вправо) | 45/45 |
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град | 60 (вверх); 15 (вниз) | 60 (вверх); 15 (вниз) |
Полная масса, кг |
ПНС - пожарная автонасосная станция, предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарная автонасосная станция оборудована стационарной насосной установкой, с приводом дизельного двигателя, размещаемого в кузове автомобиля и укомплектована пожарно-техническим вооружением и оборудованием, необходимым для обеспечения подачи воды (раствора пенообразователя) от автомобиля по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм и 77 мм.
Рис. 138 Гидравлическая схема водопенных коммуникаций ПНС-110
ПНС-110 (131) - ПМ-562 | ПНС-110 (43114) - ПМ-562А |
ПНС-110 (131) - 131А | ПНС-100 (5557) - 093 |
Рис. 139 Пожарные автонасосные станции
Таблица 43
Технические характеристики пожарных автонасосных станций
Показатели | ПНС-110 (131) - ПМ-562 | ПНС-100 (43114) - 1 | ПНС-110 (43114) - ПМ-562А | ПНС-110 (131) - 131А | ПНС-100 (5557) - 093 |
Марка шасси | ЗИЛ-131 | КамАЗ-43114 | КамАЗ-43114 | ЗИЛ-131 | УРАЛ-5557-0001151-40 |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х6.1 | 6х6.1 | 6х6.1 | 6х6.1 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Марка насоса | ПН-110Б | НЦПН-100/100 | ПН-110Б | ПН-110Б | НЦПН-100/100 |
Тип двигателя для работы насосной установки | 2Д12Б | 2Д12БС2 | 2Д12БС2 | 2Д12Б | ЯМЗ-236НЕ |
Номинальная подача насоса, л/с | |||||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, м | 7х2,5х2,93 | 8х2,5х3,7 | 7,6х2,5х3,2 | 7,4х2,5х2,8 | 8,3х2,5х3,2 |
Продолжение таблицы
Показатели | ПНС-110 (5557) - 010 | ПНС-110 (43114) | |
Марка шасси | Урал-5557-1152-40 | КамАз-43114 | |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х6.1 | |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||
Марка насоса | ПН-60 (2 шт.) | ПН-60 (2 шт.) | |
Тип приводного двигателя насоса | ЯМЗ-236М2 (2шт.) | ЯМЗ-236М2 (2 шт.) или КамАЗ-740.11-240 (2 шт.) | |
Номинальная подача насосной установки, л/с | |||
Полная масса, кг | |||
Габаритные размеры, м | 8,5х2,5х3,3 | 8,1х2,5х3,3 |
ППП - пожарный пеноподъемннк, предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.
ПП-30 | ППК-35 |
ППП-21 (43118) | ПП-37 (МГТ-Т) - ПМ-561 |
Рис. 140 Пожарные пеноподъемннки
Таблица 44
Технические характеристики пожарных пеноподъемников
Показатели | ППП 21-40/60 (43118) - 01 ТМ ТУ | ППП 32-70 (53228) - 01 ТМ ТУ | ППП 33-80 (6540) - 01 УФ ТУ | ||
Марка шасси | КамАЗ-43118 | КамАЗ-53228 | КамАЗ-6540 | ||
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х6.2 | 8х4.2 | ||
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Количество генераторов пены, шт. | 4 (или УКТП «Пурга», или монитор) | 4 (или УКТП «Пурга», или монитор) | 4 (или УКТП «Пурга», или монитор) | ||
Марка генераторов пены | ГПС-2000М | ГПС-2000М | ГПС-2000М | ||
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 | 2,0 | 2,0 | 5,0 | ||
Подача насоса, л/с | |||||
Максимальная рабочая высота, м | 21,0 | 32,0 | |||
Максимальный рабочий вылет, м | 19,3 | 27,9 | 34,7 | ||
Угол поворота стрелы, град. | в вертикальной плоскости | ||||
в горизонтальной плоскости | |||||
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. | в вертикальной плоскости | ||||
в горизонтальной плоскости | |||||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, м | 10х2,5х3,8 | 10,2х2,5х3,8 | 11,4х2,5х3,925 |
Продолжение таблицы 44
Показатели | АКП-30 (53215) - ПМ-509Д | ППК-35 (Т-815-2) - ПМ-565 | ПП-37 (МГТ-Т) - ПМ-561 | ПП-50 (6923) - ПМ-566 |
Марка шасси | КамАЗ-53215 | Татра-815-2 | МГТ-Т | МЗКТ-6923 |
Колёсная формула | 6х4.2 | 6х6.1 | 8х4.2 | |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | нет данных | |||
Количество генераторов пены, шт. | ||||
Марка генераторов пены | ГПС-2000 | ГПС-2000 | ГПС-2000 | ГПС-2000 |
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 | - | 4,0 | - | - |
Подача насоса, л/с | - | - | - | |
Максимальная рабочая высота, м | ||||
Максимальный рабочий вылет, м | ||||
Полная масса, кг | ||||
Габаритные размеры, мм | 14700х2500х3800 | нет данных | нет данных | нет данных |
Продолжение таблицы 44
Показатели | ППП-21 (43118) - 5852 | ППП-32 (53228) - 585220 | |
Марка шасси | КамАЗ-43118 (УРАЛ-4320-1922-30) | КамАЗ-53228 (КамАЗ-53229, КамАЗ-6560) | |
Колёсная формула | 6х6.1 | 6х6.2 | |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||
Количество генераторов пены, шт. | 5 (или УКТП «Пурга», или монитор) | 5 (или УКТП «Пурга», или монитор) | |
Марка генераторов пены | ГПС-2000М | ГПС-2000М | |
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 | 2,0 | 2,0 | |
Подача насоса, л/с | |||
Максимальная рабочая высота, м | 21,0 (3 колена) | 32,0 (4 колена) | |
Максимальный рабочий вылет, м | 19,3 | 27,9 | |
Угол поворота стрелы, град. | в вертикальной плоскости | ||
в горизонтальной плоскости | |||
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. | в вертикальной плоскости | ||
в горизонтальной плоскости | |||
Полная масса, кг | |||
Габаритные размеры, м | 10х2,5х3,8 | 10,2х2,5х3,8 |
Разработал:
Преподаватель высшей категории УП ФГКУ
«1 отряд ФПС по Калининградской области» С.Н. Клевцов