ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Вид практики учебная
(учебная, производственная)
Тип практики Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. (Ознакомительная)
(в соответствии с ОПОП ВО)
Сроки прохождения практики: с 25.06.2018 г. по 15.07.2018 г.
(в соответствии с календарным учебным графиком)
по направлению подготовки 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии»
(уровень бакалавриата)
Студент группы № _________________6164-120304D____________ А.П. Губанова
Руководитель практики
от университета, к.б.н., доцент________________________________ М.В. Комарова
Руководитель практики
от организации _____________________________________________ Е.Г. Мелкова
Дата сдачи 13.07.2018 г.
Дата защиты 16 .07.2018 г.
Оценка ___________________
Самара 2018
Содержание
1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………………………. 3
2 РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ…………………………...........5
3 ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………...6
3.1 Реферат……………………………………………………………………………………….....6
3.2 Введение…………………………………………………………………...……………………7
3.3 Медицинская диагностика в АО «СДЦ»……………………………………………………..8
3.4 Эксперимент по настройке цитофлюориметра……………………………………………....9
4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………….10
4.1 Микроскопия в клинической лабораторной диагностике………………………………….10
4.1.1 Ключевые методы лабораторной диагностики распространенных инфекций…….......10
4.1.2 Описание клинической лабораторной диагностики……………………………………...10
4.1.3 Структура клинической лабораторной диагностики………………………………...…..10
|
4.1.4 Особенности диагностики инфекционных заболеваний………………………………….10
4.1.5 Понятие Микроскопия и ее история………………………………………………………..11
4.1.6 Устройство микроскопа…………………………………………………………………......12
4.1.7 Микроскопия и ее разновидности…………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…………........14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….……….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)
Институт информатики, математики и электроники
Факультет электроники и приборостроения
Кафедра лазерных и биотехнических систем
Индивидуальное задание на практику
Студенту Губановой Анастасии Павловне 6164 группы
Направление на практику оформлено приказом по университету от 13.06.2018 г. № 740 в
АО «Самарский диагностический центр»
(наименование профильной организации или структурного подразделения университета)
Планируемые результаты освоения обра-зовательной программы (компетенции) | Планируемые результаты практики | Содержание задания |
ОПК-1 | Способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики | Изучение физических принципов работы аппаратуры, используемой на базе практики, её взаимодействия с организмом человека |
ОПК-6 | Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий | Поиск научно-технической информации по индивидуальному заданию в различных интернет-источниках и базах данных, ее анализ и систематизация |
ОПК-7 | Способность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности | Изучение современных тенденций развития электроники, измерительной и вычислительной техники, медицинских информационных технологий согласно индивидуальному заданию |
ОПК-9 | Способность использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности | Подготовка отчета по практике |
ПК-1 | Способностью выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений | Проведение учебного эксперимента с использование медицинского оборудования на базе практики. |
|
Дата выдачи задания 15.06.2018 г.
Срок представления на кафедру отчета о практике 15.07.2018 г.
Руководитель практики
от университета,
доцент, к.б.н., доцент _______________________ М.В. Комарова
(подпись)
Руководитель практики
от профильной организации
Завотделом по ОМРиММ Е.Г. Мелкова
(подпись)
|
Задание принял к исполнению
студент группы № _________________________ А.П. Губанова
(подпись)
2. РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дата (период) | Содержание задания | Результаты практики |
25.06.2018 01.07.2018 | Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда. Изучение организации и управления ее деятельности. Получение индивидуального задания | Знание правил техники безопасности и общей характеристики базы практики; Знания принципов работы и сферы применения диагностической аппаратуры согласно индивидуальному заданию |
02.07.2018 08.07.2018 | Знакомство с медицинским оборудованием и информационными системами по структурным подразделениям на базе практики: АСУ, клинико-диагностическая лаборатория, отдел функциональных исследований, отдел ультразвуковых исследований, лучевая диагностика | Знание физических, химических биологических, биохимических, биофизических, иммунологических принципов медицинской диагностики |
09.07.2018 11.07.2018 | Углубленная работа над индивидуальным заданием на базе практики, проведение учебного эксперимента | Умение анализировать современные тенденции развития медицинской диагностической аппаратуры |
12.07.2018 15.07.2018 | Обработка материала по исследуемой проблеме. Оформление отчета | Отчет по практике |
Руководитель практики
от университета,
доцент, к.т.н., доцент _________________________ М.В. Комарова
Руководитель практики
от профильной организации
Завотделом по ОМРиММ Е.Г. Мелкова
(подпись)
3. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. РЕФЕРАТ
Отчет
15 с, 4 рисунков, 7 источников.
АО «САМАРСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР», МИКРОСКОПИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Объектом исследования являются работа в АО «Самарский диагностический центр» и микроскопия в клинической лабораторной диагностике.
Цель работы – получение интересного опыта и новых учебных навыков в АО «Самарский диагностический центр, изучение микроскопии в клинической лабораторной диагностике и составление отчета по индивидуальному заданию.
В результате работы были изучены основные виды диагностических методов в АО «Самарский диагностический центр», в том числе рассмотрена микроскопия в клинической лабораторной диагностике.
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика является неотъемлемой частью научных изысканий в исследовательской деятельности каждого студента. Задачей данного вида практики является получение нового опыта и расширения кругозора студента. Учебную практику подбирают исходя из специфики и особенностей возможной будущей профессии студента.
Я, студентка направления «Биотехнические системы и технологии», проходила практику в АО «Самарский диагностический центр».
3.3 Медицинская диагностика в АО «СДЦ»
Руководитель практики: Комарова Марина Валерьевна;
Принимала практику: заместитель главного врача, Мелкова Елена Геннадьевна;
Директор АО «Самарский диагностический центр»: Белянкина Александра Викторовна.
АО «Самарский диагностический центр» оказывает медицинские услуги с марта 1990 года. На сегодня он является одним из крупнейших медицинских учреждений Поволжья, обслуживающим население Самарской области и ближайших регионов. Исследования проводятся на современном оборудовании лучших мировых производителей. Созданная в 1991 году автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации, целевой банк данных обследованных пациентов являются уникальными для медицинских учреждений.
В ходе практики я ознакомилась с отделениями центра: спецификой, методологией работы, видами оборудования.
Во время практики были изучены основные приборы для диагностики различных видов заболеваний, сформировано представление об их принципах действия. Исходя из особенности биоматериала, с которым работают высококвалифицированные специалисты АО «СДЦ», подобраны основные методы исследования и диагностики.
Выбрала тему для индивидуального задания, ежедневно вела дневник практики. По окончании практики был составлен отчет, который включает в себя цель практики, сведения о ее прохождении и индивидуальное задание по теме электроэнцефалография.
3.4 Эксперимент по настройке цитофлюориметра
Принцип работы прибора: меченые флюорохромом белые кровяные клетки по одной проходят через лазерный луч с длинной волны 488нм. По поглощению, преломлению лазерного луча, проходящего сквозь клетки крови и переизлучению его флюорохромом определяются прозрачность, размер клеток и количество флюорохрома на них.
Таким образом, можно определить количество клеток крови и их структуру.
На этом приборе мы проводили экспериментальную работу по определению качественной и количественной характеристики клеток крови (рисунок 1).
Рисунок 1 – цитограмма разделения клеток
На цитограмме видно разделение клеток на популяции лейкоцитов, моноцитов и лимфоцитов, а на гистограммах фиксируется интенсивность флуоресценции по каналу флюоресценции FL-1 при определенном свечении.
Вначале производится калибровка прибора, на цитограмме выбирается популяция лейкоцитов. После этого на белые клетки крови подается лазерный луч с FL1=400В. На графике зависимости количества клеток с флюорохромом от интенсивности излучения пик до 100.
После повышения напряжения FL1 до 500В график сдвигается вправо, но его пик по-прежнему остается в зоне до 100.
После повышения напряжения FL1 до 600В график снова сдвигается вправо, его пик теперь находится в зоне за 102.
Это объясняется тем, что с увеличением напряжения FL1 интенсивность излучения лазера, а значит, и интенсивность переизлученного флюорохромом света повышается, что и приводит к сдвигам графика в сторону большей интенсивности излучения.
4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4.1 Микроскопия в клинической лабораторной диагностике
4.1.1 Ключевые методы лабораторной диагностики распространенных инфекций
Инфекционные болезни — это заболевания, вызванные проникновением в организм бактерий, грибков или вирусов. Самая важная часть диагностики инфекций — это определение возбудителя и его концентрации. Для этих целей используются разнообразные лабораторные методы, которые позволяют выяснить, чем именно и как давно атакован организм, а в некоторых случаях — спрогнозировать эффективность лечения тем или иным препаратом.
4.1.2 Описание клинической лабораторной диагностики
Клиническая лабораторная диагностика (КЛД) - медицинская диагностическая специальность, состоящая из совокупности исследований биоматериала человеческого организма, сопоставления результатов с клиническими данными и формулирования лабораторного заключения. КЛД поставляет практическому здравоохранению около 70% объёма объективной диагностической информации, необходимой для своевременного принятия правильного клинического решения и контроля за эффективностью проводимой терапии.
Объект исследования – живой человек. Предмет исследования – биоматериал от объекта, взятый с минимальной травматизацией. Образец – биологический материал, взятый у пациента с целью лабораторного анализа (Образцом может быть и цельная кровь, и сыворотка, ликвор, выпотная жидкость и др. Материал будет образцом до того момента, пока не начался анализ). Проба (аналит) – часть образца, которая используется при измерении.
4.1.3 Структура клинической лабораторной диагностики
Клиническая лабораторная диагностика включает в себя:
· Микроскопия
· Биохимия
· Бактериология
· Иммунология
· Гемостазиология
· Молекулярная диагностика
4.1.4 Особенности диагностики инфекционных заболеваний
Способы лабораторной диагностики инфекционных болезней можно разделить на два типа: неспецифические и специфические методы.
1. Неспецифические — общий анализ крови и исследование соотношения ее белковых фракций, печеночные пробы, общий анализ мочи и кала. Эти методы не дают информации о виде возбудителя, но позволяют узнать, в какой мере болезнь затронула органы и системы организма, что именно в их работе нарушено и насколько далеко зашел процесс.
2. Специфические — вирусологический и бактериологический методы, микроскопическое исследование возбудителей, анализы на антигены и антитела — направлены непосредственно на обнаружение возбудителя.
4.1.5 Понятие Микроскопия и ее история
Один из старейших научных приборов — микроскоп — появился практически одновременно с наукой в ее современном виде.
В зависимости от предназначения микроскопы подразделяются на:
1. Лабораторные;
2. Стоматологические;
3. Хирургические;
4. Офтальмологические;
5. Отоларингологические.
Микроскопия — это зрительное исследование различных мелких объектов (от 0,2 до 0,0000002 мм) при помощи микроскопа (с увеличением от нескольких десятков до сотен тысяч раз).
Традиционно изобретение первого составного микроскопа приписывают отцу и сыну — Хансу и Захарию Янсенам в 1595 году. Этот первый микроскоп мог увеличивать изображение всего в 3–9 раз.
Микроскопия как наука началась с Роберта Гука, который в 1665 году издал Micrographia — книгу, в которой подробно описывались устройство микроскопа, основы оптики и первые наблюдения за биологическими объектами, иллюстрированные рисунками.
Микроскоп Гука (рисунок 2) состоял из трех линз и источника света — эта основа сохраняется и в современной микроскопии.
Рисунок — Микроскоп Гука (реконструкция)
4.1.6 Устройство микроскопа
Микроскоп является наиболее распространенным прибором для медицинских исследований в лабораторно-клинической и патологоанатомический практике, включая лаборатории поликлиник и амбулаторий.
Принципиальное устройство светового микроскопа (рисунок 3) мало менялось, и основные улучшения касались уменьшения аберраций за счет усложнения состава и количества линз. Оптический микроскоп состоит из источника света, объектива и окуляров. Препарат, освещенный светом лампы, должен находиться немного дальше фокуса объектива, что создает увеличенное изображение, которое усиливается и проецируется линзой окуляра и хрусталиком глаза на сетчатку (или на матрицу камеры).
Рисунок 3 — Под увеличительным стеклом: принципиальное устройство микроскопа
Исследовательские микроскопы оснащены несколькими объективами с разным увеличением (от 2,5–4× до 100×), которые имеют одинаковую фокусную длину и могут свободно меняться с помощью револьверной насадки.
Таким образом можно найти интересный участок препарата, используя небольшое увеличение, позволяющее рассмотреть широкое поле зрение, и затем разглядеть подробности, сменив объектив на более мощный.
Окраска препарата требует его химической фиксации, что не подходит для наблюдения за живыми объектами, а поэтому в большинстве современных микроскопов вводят дополнительные элементы, позволяющие наблюдать микроскопические объекты без фиксации – с помощью методов фазового контраста и его модификаций.
Световая микроскопия позволяет хорошо рассмотреть тонкие препараты (например, срезы ткани или клетки, растущие на стекле), окрашенные цветными красителями (например, антителами с цветной меткой или гистологическими красителями) (рисунок 4а,б).
Рисунок 4а. Микроскопические изображения окрашенных срезов тканей. Эластичный хрящ уха (окраска: гематоксилин-эозин) | Рисунок 4б. Микроскопические изображения окрашенных срезов тканей. Толстая кишка крысы (пентахромная окраска по Мовату) |
4.1.7 Микроскопия и ее разновидности
Дадим еще одно определение Микроскопии – исследование объектов посредством микроскопа. Предназначена для изучения микроорганизмов, а также иных объектов, которые непостижимы человеческому глазу. Имеет следующую классификацию:
· Стереоскопическая
· Инфракрасная
· Ультрафиолетовая
· Люминесцентная
· Интерференционная
· Фазово-контрастная
· Рентгеновская
· Поляризационная
· Электронная
· Иммуноэлектронная микроскопия
· Световая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы, студенты направления «Биотехнические системы и технологии», проходили учебную практику в АО «Самарский диагностический центр в период с 25.06.2018 по 15.07.2018, ознакомились и приняли участие в следующих отделах работы центра:
1. КТ и МРТ
2. Регистрационный отдел, отдел работы с клиентами
3. Лабораторная диагностика
4. Функциональная диагностика
5. УЗИ и ультразвуковые исследования
Учебная практика помогла нам ознакомиться с большим количеством нового оборудования, устройств, методов изучения или диагностики и обрести новый опыт по своей специальности.
Знания, умения и навыки, полученный за период прохождения практики – явились хорошим стимулом для дальнейшей работы в усвоении будущей специальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ключевые методы лабораторной диагностики распространенных инфекций [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/diagnostika-infektsii.html.-Загл с экрана.
2. Медицинская энциклопедия Medical-Enc.ru [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.medical-enc.ru/12/microscopy.shtml.-Загл с экрана.
3. 12 методов в картинках: микроскопия [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://biomolecula.ru/articles/metody-v-kartinkakh-mikroskopiia.-Загл с экрана.
- Применение микроскопа в медицине [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://medbuy.ru/articles/primenenie-mikroskopa-v-medicine.-Загл с экрана.
- Медицинская энциклопедия znaiu.ru: Микроскопические методы исследования [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://znaiu.ru/art/400168600.php.-Загл с экрана.
6. Методы микроскопии применяемые в медицине [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://sindrom-kartagenera.ru/metodyi-mikroskopii-primenyaemyie-v-mediczine.html.-Загл с экрана.
7. Микроскопы АО «ЛОМО» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.lomo-microsystems.ru/mikmed-1-vs-mikmed-5.html.-Загл с экрана.