Эрнесто Че Гевара и Фидель Кастро как революционные символы и политические лидеры республики




ГЕВАРА Эрнесто (полностью Эрнесто Че Гевара де ла Серна) (Ernesto Che Guevara de la Serna) (14 июня 1928, Аргентина — 8 октября 1967, Боливия), латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции 1959 года.

Рос болезненным ребенком. Всю жизнь его преследовали приступы астмы. Эрнесто решил не сдаваться и победить болезнь — стал неплохим спортсменом, туристом, занимался медициной. Он много путешествовал, видел бедственное положение жителей латиноамериканских стран, заинтересовался возможностью социальных преобразований. Под влиянием своей первой жены И. Гадеа увлекся марксизмом, прийдя к выводу, что «спасение мира находится за железным занавесом», то есть в СССР. В 1954 принял участие в событиях Гватемальской революции.

В 1955 познакомился в Мексике с Ф. Кастро. В Мексике аргентинцев звали «Че» за характерное для них междометие. Так он получил свой псевдоним. Че Гевара участвовал в основных событиях Кубинской революции и стал одной из ключевых ее фигур. Он командовал колонной повстанцев, под его воздействием взгляды Кастро сдвигались к марксизму.

В конце 1958 Кастро отправил колонны под командованием команданте Че Гевары и Съенфуэгоса к Гаване. Его полководческое мастерство и мужество бойцов помогли пробраться в намеченные районы. Неспособность батистовцев остановить продвижение партизан к столице окончательно деморализовала режим. Партизанские колонны обрастали новыми бойцами, а армия Батисты рассыпалась. В декабре 1958 Че Гевара взял крупный город Санта-Клара. 1 января 1959 началась всеобщая забастовка против Батисты, он бежал из страны.

Че Гевара был назначен комендантом столичной крепости Ла Кабанья, где руководил проведением террора против деятелей прежнего режима. Затем он возглавил Управление промышленного развития, участвовал в подготовке аграрной реформы, в переговорах с СССР. В 1959-1961 гг. возглавлял Национальный банк Кубы.

Че наряду с Кастро стал «лицом» революционной Кубы, чему способствовала его яркая внешность и многочисленные зарубежные визиты. В 1964 Че выступал в ООН. Он автор книг «Эпизоды революционной войны» и «Партизанская война».

После Карибского кризиса Че все больше разочаровывался в СССР, считая, что жизнь в Советском Союзе не соответствует социалистическим принципам. Выступая в 1964 в Алжире, Че подверг критике не только империализм, но и прагматическое отношение СССР к антиимпериалистическим движениям.

Че считал, что можно уничтожить капиталистическую систему, втянув империализм в непосильные для него войны, множество «вьетнамов ». Одним из таких «вьетнамов» должна была стать Латинская Америка. Этот план созрел у кубинских лидеров в самом начале 1960-х гг. и ждал своего осуществления.

Стратегической задачей Че было построение «морального» общества без денег и индивидуализма. Че надеялся перенести обстановку партизанского братства на все общество. Но на пути этого идеала стояли «предрассудки» простых людей и вся империалистическая система.Че считал, что ее можно уничтожить, втянув империализм в непосильные для него войны. В 1965 Че «исчез» из публичной жизни Кубы. Он принял участие в партизанской войне в Конго, но условия военных действий в Африке были для него непривычны. Он предпочел создать новый очаг революции в Латинской Америке. По мнению Че Гевары, условия для революции практически в любой стране континента могут быть созданы партизанским очагом: «...не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать».

Чтобы поднять восстания в Латинской Америке, Че Гевара с группой кубинских товарищей в 1966 отправился в Боливию. Свергнув диктатора Р. Барьентоса, он рассчитывал развернуть наступление против соседних олигархических режимов. Но условия Боливии принципиально отличались от кубинских — после аграрной реформы крестьян уже нельзя было привлечь на сторону революции лозунгом земельного передела. Но Че надеялся увлечь боливийцев идеалами коммунизма. Местные крестьяне-индейцы плохо понимали, к чему их призывают. После начала партизанских действий в марте 1967 безо всякой поддержки отряд таял на глазах в боях с войсками. В отчаянии вождь с мировым именем вел оставшихся нескольких бойцов по пустынным горам. 8 октября 1967 он был ранен, взят в плен и на следующий день расстрелян.

КАСТРО (Castro) Фидель, Фидель Кастро Рус (р. 13 августа 1926/27), кубинский государственный деятель, премьер-министр (1959-76), председатель Государственного совета и Совета министров Кубы с 1976.

Родился в состоятельной семье выходца из Испании, занимавшегося выращиванием сахарного тростника в провинции Ориенте на юго-востоке Кубы. Учился в иезуитской школе-интернате, в 1945-50 — в Гаванском университете, где получил степень доктора права.

Со студенческих лет Кастро принимал активное участие в революционном движении. Когда Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар установил на Кубе диктаторский режим (1952), Кастро предпринял усилия по организации вооруженного восстания против тирании. 26 июля 1953 группа вооруженных лиц во главе с Кастро попыталась захватить армейские казармы в крепости Монкада в г. Сантьяго-де-Куба. Большинство участников этой акции было арестовано. Кастро со своими сподвижниками предстал перед судом, где он произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает». В тюрьме на острове Пинос участники штурма Монкады провели только два года и в 1955 были высланы за пределы Кубы.

За границей (в США и Мексике) Кастро организовал «Движение 26 июля», ставившее своей целью вооруженное свержение режима Батисты. В декабре 1956 Кастро и 81 его сторонник совершили плавание на яхте «Гранма» от Мексики к берегам Кубы. В первом бою с правительственными войсками революционеры были разгромлены, но 12 человекам во главе с Кастро удалось пробиться в горы Сьерра-Маэстра, где они развернули партизанскую войну. Кастро организовал Повстанческую армию, которая в течение 1956-58 распространила свои действия на другие районы Кубы и в решающих боях в конце 1958 сумела разгромить правительственные войска. 1 января 1959 повстанцы вступили в Гавану. Кастро сформировал новое правительство Кубы из числа своих соратников-революционеров.

В апреле 1961 под руководством Кастро был разгромлен десант контрреволюционеров, высадившихся на Плайя-Хирон. На Кубе начались преобразования по социалистическому образцу, во внешней и внутренней политике правительство Кастро стало ориентироваться на СССР. Противостояние с США привело к Карибскому кризису 1962, когда мир был поставлен на грань ядерной катастрофы. В последующие годы Куба превратилась в форпост социализма в Западном полушарии. В 1965 была основана единственная в стране политическая партия — Коммунистическая партия Кубы, генеральным секретарем которой стал Фидель Кастро.

В настоящее время, руководителем Кубы является Рауль Кастро - Председатель Государственного совета, Совета Министров и Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами Кубы с 2008 г.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Они строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряется элитами.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т. д.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько господствующая, а обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. Зачастую разного рода символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. И, тем не менее, общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества. Куба у многих ассоциируется с Кастро, сигарами, пляжами и пьянящими афро-кубинскими ритмами. На самом деле - страна немыслимого биологического разнообразия. На земле совсем мало мест, где природа так сохранилась.

Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы, или, как пишет К. Серулоу, "музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны". Гимны, подобно Другим национальным символам, становятся чем-то вроде "визитной карточки" нации. Они — современные тотемы, знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей "идентичности".

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе.

Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая на должность, произносят клятву верности при обязательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага, в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого государства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государства.

Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага, Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов, выступают изображения растений и деревьев, (например, у Ливана — кедр, Канады — кленовый лист и т. д.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у России, США, Германии и т. д.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствует лев, а среди птиц
— орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.

Нужно отметить, что Куба, на протяжении последних столетий, успешно сформировала элементы своей идентичности, которыми и являются по сути все национально-культурные и государственные символы Республики.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владислав Рубцов. Куба. Неожиданные репортажи. Издательство: Эксмо, 240 стр. 2009 г.

2. Мэнди Макдональд. Куба. Путеводитель по обычаям и этикету Издательства: АСТ, Астрель, 160 стр. 2007 г.

3. Че Гевара. Эпизоды революционной войны на Кубе (Reminiscences of the Cuban Revolutionary War). Издательство: АСТ, 344 стр. 2010 г.

4. Современная Куба: вопросы экономической адаптации и переориентация внешних связей (La cuba de hoy: problemas de adaptacion economica y reorientacion de los vinculos externos). Издательство: ИЛА РАН, 328 с. 2002 г.

5. Клаудия Фуриати. «Фидель, герой или диктатор», 2001 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: