Большую роль в борьбе с идеализмом в начале 20-х гг. сыграли выступления П. П. Блонского (1884—1941) и особенно, К. Н. Корнилова (1879—1957), изобличавших реакционную сущность идеалистической психологии и призывавших к перестройке психологической науки на материалистической основе. Однако позитивная программа психологов во многом была также механистична («реактология» Корнилова, «поведенческая психология Блонского). Полемика с защитниками старой психологии, возглавлявшимися Челпановым, проводилась как в печати, так и в устных дискуссиях, в частности на всероссийских психоневрологических съездах 1923 и 1924. Значительным этапом в развитии советской психологии явились исследования Л.С.Выготского (1896—1934) и возглавлявшейся им группы психологов. В своих ранних работах Выготский указывал на значение учения И. П. Павлова для психологии и пытался развить мысль о рефлекторной природе психики. Одним из первых советских авторов он подчеркнул всю важность проблемы сознания для материалистической психологии. Ему удалось не только подняться над ограниченностью «поведенческого» взгляда на человека, но и преодолеть идеалистическое представление о сознании как о замкнутом в себе мире чисто субъективных явлений. Он стремился объяснить психику человека как продукт человеческого развития, однако при этом дуалистически противопоставлял «культурное» развитие «натуральному», а самый ход исторического развития психики трактовал абстрактно, вне борьбы классов. Выготским показана ведущая роль обучения в психическом развитии ребёнка и предприняты первые исследования в области усвоения детьми научных понятий. К 1935 году относится первая обобщающая работа С. Л. Рубинштейна, в которой рассмотрен ряд основных теоретических вопросов психологии и использован обширный экспериментальный материал. В это же время опубликован ряд ценных работ по отдельным вопросам психологии (П. П. Блонский, С. В. Кравков и др.). Подъем советской психологии тормозился появлением лженауки педологии, подменявшей научное психическое развития ребёнка поверхностными обследованиями при помощи бессмысленных тестов и анкет. После ликвидации педологии широко развернулись (начиная с 1936) исследования по детской и педагогической психологии, началась более углублённая работа над общей теорией психологии. Были опубликованы новые учебники психологии, в которых по-новому освещались важнейшие теоретические проблемы психологической науки. Большое и значение для определения путей дальнейшего развития светской психологии имела состоявшаяся объединённая сессия Академии наук СССР и Академия медицинских наук СССР, посвящённая проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия послужила толчком для работы по перестройке психологической науки на основе учения Павлова, по устранению из неё остатков субъективизма и интроспекционизма. Многочисленные исследования ведутся в различных областях психологической науки в СССР. Большое число работ посвящено проблеме ощущений и восприятий: изучению путей повышения чувствительности (С. В. Кравков, К. X. Кекчеев, Л. Богословский, Л. А. Шварц), изучению роли ориентировочного рефлекса в «настройке» анализаторов на более успешное их функционирование (Е.Н. Соколов), исследованию различий в чувствительности парных органов чувств (Б. Г. Ананьев) исследованию константности восприятия цвета, величины и формы предметов (П. А. Шеварев и др.), изучению восприятия времени (Д. Г.Элькин). Большое место занимают исследования процессов памяти непроизвольного и произвольного запоминания участия процессов мышления в произвольном запоминании (А. А. Смирнов,), в зависимости произвольного запоминания от характера задачи (Л. В. Занков), опосредованного запоминания, опирающегося на вспомогательные наглядные и словесные средства (А. Н. Леонтьев), рациональной организации повторений при заучивании (М. Н. Шардаков и др.), явлений «реконструкции» и реминисценции при воспроизведении (С.Л. Рубинштейн и др.), различных видов торможения при заучивании и воспроизведении. Важный раздел работы советских психологов — вопросы психологии личности: проводятся исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности человека (Б. М. Теплов, изучаются способности человека с точки зрения общей структуры способностей (А. Н. Леонтьев) и конкретных способностей в области искусства (Б. М. Теплов), исследуется проблема характера и егоформирования (Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, А. Г. Ковалёв) и проблема отношений человека к действительности (В. Н. Мясищев). Большое внимание уделяется разработке теории психического развития детей в его взаимоотношений с воспитанием и обучением (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк) и изучению возрастных психологических особенностей ребёнка А. В. Запорожезец, А. А. Люблинская, М. Н. Волокитина). Видное место отводится исследованию процессов усвоения знаний и навыков по отдельным школьным предметам: чтению (Т. Г. Егоров), письму (Е. В. Гурьянов), грамматике и орфографии (Д. Н. Богоявленский), арифметике (Н. А. Менчияская) и др. В связи с политехнизацией советской школы изучается усвоение технических знаний и овладение трудовыми умениями. На основе исследований по частным вопросам усвоения знаний и навыков решаются и общие проблемы психологии обучения (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, Б. Г, Ананьев, П. А. Шеварёв, Ю. А. Самарин) Исследования в области психологии искусства имеют целью выявить психологической производительности труда путём психологического анализа передовых методов работы на производстве. Предметом изучения являются и вопросы обучения производственному труду. При изучении вопросов психологии спорта (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик) основное внимание уделяется овладению двигательными навыками и исследованию психических состояний спортсменов во время подготовки и проведения спортивных состязаний. Исследования в области патапсихологии из своих основных разделов имеют изучения различных видов нарушения психических функций при мозговых поражениях и исследования путей восстановления нарушенных функций (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Другую группу составляют психологические исследования, проводимые в психиатрических клиниках (А, М. Шуберт, Б. В. Зейгарник). Большая работа ведется по изучению психологических особенностей умственно-отсталых, глухонемых и слепых детей (Л. Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и главной проблемы — человеческого сознания. Основополагающим в работах Шпета было положение об органичной взаимосвязи психологии и философии, их нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который приведет ее не к отделению от философии, а наоборот — к еще большему их сплочению. Ведь несмотря на то что психология становится все более абстрактной, она все-таки черпает материал для формирования своих положений из сферы реального, а эта сфера, в свою очередь, является объектом изучения или точнее — познания философии. В своих научных работах Шпет довольно жестко критикует натуралистические методы в психологии, защищая культурно-исторический подход в исследовании сознания личности. Он поднимает проблему научности познания и определяет основные критерии, утверждая, что от серьезного отношения к этому вопросу зависит доверие к науке в целом
|
|
|
В 30-е гг. оценки психоанализа становятся однозначно негативными. Психоанализу “инкриминируется” различные “грехи” и ошибки. Отчасти это совпадает по времени с началом преследований Л. Троцкого, который часто одобрительно отзывался о психоанализе. Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа из отечественной психологической теории и практики. Каждое обращение к идеям психоанализа в 30-е гг. воспринимается как опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранится в отечественной психологии на многие годы.
К середине 30-х гг. были разгромлены также прикладные области психологии, прежде всего, психотехника и педология.
Нападки на психотехнику началось в конце 20-х гг. В начале 30-х гг. они еще более усилились. Руководителям психотехнических обществ вменяется в вину “идеологическое мировоззрение”, различные “уклоны” в исследовательской и практической работе, связи с Троцким. В 1935 г. арестован и впоследствии расстрелян лидер направления И.А. Шпильрейн, на его учеников и коллег начинаются широкомасштабные гонения. Психотехническое движение в России сворачивает свою деятельность.
Одновременно проводится кампания против педологии. Моральное и физическое уничтожение большевиков “старой гвардии” (Н.К. Крупская, Н.Н. Бухарин, Луначарский) отразилось на отношении к научному направлению, с которым их имена ассоциировались. Также педология не выполнила ожидавшейся от нее задачи научной поддержки советской идеологии. Многочисленные исследования давали “идеологически неправильные” результаты, например, в сравнительном исследовании коэффициента интеллектуальности советских и американских школьников последние продемонстрировали более высокие показатели, сравнительное исследование детей разного социального происхождения показало, что дети из рабочих семей отстают в умственном и физическом развитии от сверстников из семей интеллигенции и т.п. Определенную роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что огромное число педологов практиков было слабо подготовлено и зачастую компрометировало науку в глазах общественности.
В 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое характеризует педологию как классово-враждебную лженауку. Последовавшие за этим научные и административные санкции в отношении ряда ведущих психологов и педологов привели к исчезновению педологии. Запрещение педологии и психотехники сказалось на развитии различных отраслей психологической науки в СССР - детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии.
В заключение укажем важнейшие теоретические достижения советской психологии в 20-30-е гг.:
1. Рассмотрение психики как функции, свойства человеческого мозга. (Начато в работах Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского, продолжено трудами Корнилова.)
2. Признание эволюционно-стадиального характера развития психики (Блонский).
3. Рассмотрение человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде (М.Я. Басов).
4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики (Выготский).