Другим важным научно-практическим направлением, определившим картину развития психологии в послереволюционный период, была педология. Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия.
После революции педология получила благоприятную почву для развития: новому обществу требовался “новый человек”. Педология была призвана разработать научно обоснованные методы формирования. Обучения и воспитания ребенка.
Среди авторитетных ученых, занимавшихся разработкой проблем педологии, были П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др. Возникает сеть педологических центров и учреждений; в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающиеся изучением ребенка. Педология приобретает характер комплексного знания о человеке.
В теоретическом смысле педология не была однородным движением. В нем было представлено несколько направлений: психоаналитическое, рефлексологическое, биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (Залкинд, Залужный). Автор биогенетической концепции Блонский утверждал, что в своем развитии ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Несмотря на спорность основных утверждений, этот подход утверждал идею развития, ставшую одним из методологических оснований всей современной отечественной психологической науки. Социогенетический подход обогатил психологию идеей обусловленности внутреннего психического мира человека внешними социальными факторами. В силу ряда причин, и, прежде всего - идеологических, границы применения второго подхода все более расширялись. Это привело на определенном этапе развития советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблем индивидуально-психических различий и бессознательного, а также к умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждения примата коллективного над индивидуальным.
|
Таким образом, в результате широкомасштабных прикладных исследований, проводившихся в российской психологии в 20-е гг., наука, во-первых, накопила богатый эмпирический материал, необходимый для ее дальнейшего развития; во-вторых, обрела опыт взаимодействия с практикой. Укрепление эмпирической основы психологии вновь поставило вопрос о теоретико-методологических основах ее развития.. Развитие советской психотехники.
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшем в 20-30-е гг. в России бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в тот момент были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но как масштабное общественное движение, включавшее в себя наряду со специалистами-психологами, как ученых из других отраслей знания, так и практических работников.
|
Начал реализовывать идеи психотехники в России Шпильрейн. Под его началом в 1922 г. на базе Центрального института труда создается первая психотехническая лаборатория. В 1927 г. образуется Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Журнал “Советская психотехника” выходит с 1928 по 1934 гг. и освещает вопросы профориентации. Профподбора и профконсультирования, подготовки к труду, психогигиены и психотерапевтического воздействия. По сути, речь шла о широком участии психологов в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях.
Основными чертами советской психотехники являлись:
1. Серьезный интерес к дифференциальной психологии. В ней ученые искали ответы на вопросы о критериях устойчивости признака, о критериях различий между людьми и т.д.
2. Впервые рассматривались такие характеристики человека, как профессиональное мастерство, профессиональные способности. Оригинальную трактовку получил метод анализа профессий.
3. Непосредственная практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием истинности знания является практика в форме научных предсказаний и конструктивных изменений изучаемого объекта. Данная стратегия являлась новаторской для своего времени и порывала с антипрагматической традицией русской науки и менталитета в целом.
4. Идея независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Не бесспорная в теоретическом смысле, эта идея открывала возможности развития психологических исследований и взаимодействия с зарубежными психологами.
Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен опыт взаимодействия психологической науки с практикой; оформилась прикладная психология; осуществилась попытка осмысления и использования достижений западной психотехники для решения задач Советского строительства.