Психолого-педагогическое обследование аутичного ребенка.




Предлагаемый методический материал ориентирован на диагностику детей 5-6 лет с проблемами в развитии, в частности, с ранним детским аутизмом, на ПМПК.

Трудности обследования аутичного ребенка связаны с трудностями установления эмоционального контакта и с частой невозможностью произвольно сосредоточить ребенка на задании.

Дети с аутизмом с трудом воспринимают все новое. Новая обстановка, новые люди, новая формулировка задания могут привести к тому, что ребенок может не продемонстрировать накопленные знания и умения на обследовании комиссии. Диагностика осложняется еще тем, что чаще всего комиссия ограничена по времени, ребенок с аутизмом не успевает за короткое время адаптироваться и сориентироваться в предложенных заданиях.

Наше пособие помогает решить эту проблему и снизить трудности восприятия ребенком нового материала, т.е. ребенок будет понимать, что ему нужно делать и как.

Методический материал состоит из двух книг диагностического пособия. Одна книга предназначена для работы на индивидуальных занятиях в детском саду, дома. Вторая книга предназначена для диагностики ребенка на ПМПК. Книги выполнены из одних и тех же материалов, у них одинаковый дизайн. Задания имеют одинаковую формулировку и сопровождаются картинкой пиктограммой. Научившись и познакомившись с одной книгой, ребенок скорей всего будет испытывать меньший стресс при выполнении заданий на ПМПК.

Однако, для того чтобы посмотреть научился ли ребенок переносить накопленные знания, мы можем немного изменить содержание заданий. Например, если на индивидуальных занятиях ребенок выбирал лишнее среди «Фруктов и Овощей», то на ПМПК ему можно предложить выбрать лишнее среди «Одежды и Обуви».

Условия успешной диагностики ребенка на ПМПК:

1. Предложить ребенку выполнить задания только с уже знакомым ему пособием. (Если начать предлагать ребенку сначала выполнить даже очень простые задания с другими карточками, игрушками, то это может его дезориентировать, и он не сможет потом выполнить задания в данном пособии)

2. Формулировать задание кратко, четко и только так, как оно сформулировано в пособии. (Иногда у ребенка могут вызвать трудности в разных формулировках задания. Например, Покажи лишнее, Убери лишнее, Найди лишнее и т.д. Если на определенном этапе нужно будет проверить понимание ребенком разных инструкций, то этому нужно будет учить отдельно)

3. Дать время на размышление, после того как дали задание. (Если ребенку много раз повторить задание, то он может растеряться. Это состояние можно сравнить с «зависшим компьютером», когда много раз нажали одну и ту же кнопку.)

4. Задания давать от простого к сложному. (Потерпев неудачу со сложным заданием, ребенок может не приступить к выполнению простого.)

5. Поощрять ребенка после правильно выполненного задания. (У детей с аутизмом наблюдается низкая мотивация к выполнению заданий. Обычно, это связано с теми трудностями, которые приходится преодолевать ребенку выполняя их. Если ребенок будет получать что-то приятное после правильного выполнения заданий, его мотивация повысится. Важное условие, у каждого ребенка что-то свое приятное, не всем детям нравятся наклейки или конфеты.)

6. Познакомиться с особенностями ребенка. (Небольшой реальный пример. Если карточки были подписаны, то Петя всегда сначала прочитывал все что было подписано под карточками, а уже только после этого давал ответ. Однако, не зная этой особенности, первое прочитанное слово можно воспринять за ответ, и будет казаться, что ребенок не справился с заданиями)

 

Описание предлагаемых заданий в данном методическом пособии

1. Задание «Продолжи цепочку» (Задание на внимание)

Перед ребенком необходимо выложить начало цепочки. Например: «красный круг, красный квадрат, красный круг». И предложить «Продолжи цепочку».

Обратите внимание, что сначала можно предложить выбор из небольшого количества фигур, постепенно их увеличивая.

2. Задание «Соотнеси по цвету» (Задание на зрительное восприятие)

На листе с заданием педагог выкладывает квадрат с одним из цветов.

Ребенку необходимо найти картинки с теми предметами, которые могут быть этого цвета. Например, Красный – малина, помидор, божья коровка.

Конечно, помидор, может быть и зеленого цвета, поэтому можно не считать за ошибку, если ребенок выкладывает и таким образом.

3. Задание «Сделай также» (Задание на память)

В верхнем ряду выложить карточки, которые есть во втором экземпляре в пособии. Например, геометрические фигуры или карточки по теме «Фрукты»

Предложить ребенку «Сделай также». Когда ребенок справился с заданием, только тогда можно предложить ему выполнить задание, закрыв верхний ряд, чтобы ребенок выложил карточки по памяти.

4. Задание «Покажи лишнее» (Задание на образно-логическое мышление)

Здесь на карточках 4 предмета, три можно назвать одним словом, а четвертый предмет лишний. Покажи лишнее.

После выполнения ребенком этого задания можно попросить «Назови остальные три картинки одним словом».

5. Задание «Разложи по порядку»

Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают "Разложи по порядку».

После того, как ребенок разложил картинки можно предложить «Расскажи»

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать. Иногда в процессе рассказа ребенок находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

 

Надеемся, что данное методическое пособие поможет воспитателям, дефектологам, психологам в проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: