Билет 9. 1 Характеристика одной из опер Глинки. «Иван Сусанин»




История создания

Глинка провел в Италии три до краев наполненных впечатлениями и благодатных в творческом отношении года. В «Записках» он пишет: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы, убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски».

Позже в Берлине Глинка написал Каприччио на темы русских песен, начал писать Увертюру-симфонию на две русские темы (не была окончена).

Таким образом, проснувшееся в Италии желание «писать по-русски» не оставляло Глинку. Постепенно в его сознании прорисовался образ будущей оперы. «Главное состоит в выборе сюжета, - отмечал композитор. – Во всяком случае, я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего – сюжет, но и музыка также – настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя как дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья». В Берлине появились две темы, впоследствии вошедшие в «Ивана Сусанина»: «Как мать убили» (песня Вани) и первая тема Allegro увертюры.

В начале осени 1834 года Глинка приехал в Петербург. По прошествии недолгого времени Глинка восстановил прежние связи в музыкально-поэтических кругах. Он регулярно посещал вечера у В.А. Жуковского, который с большим сочувствием отнесся к планам Глинки относительно русской оперы и предложил ему сюжет «Ивана Сусанина». Глинка был потрясен сценой в лесу, в которой нашел «много оригинального, характерно русского». Жуковский поначалу хотел сам написать либретто, однако, обремененный множеством обязанностей, не имел возможности исполнить этого намерения. «Он сдал меня в этом деле на руки барона Розена, усердного литератора из немцев, бывшего тогда секретаря е.и.в.государя цесаревича». Примечательная особенность создания оперы заключается в том, что музыка сочинялась прежде текста. «Мое воображение, однако же, предупредило прилежного немца, - вспоминал Глинка, - как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противупоставить русской музыке – польскую….Я начал тем, чем другие кончают, т.е. увертюрой, которую написал на 4 руки для фортепиано, с означением инструментовки». На протяжении 1834-1836 годов Глинка практически без перерывов работал над «Иваном Сусаниным».

Партитура была окончена осенью 1836 года и представлена в дирекцию императорских театров под названием «Иван Сусанин». Переименование оперы сначала в «Смерть за царя», а потом, по приказу Николая I, в «Жизнь за царя» произошло помимо воли Глинки буквально накануне премьеры. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года на сцене заново отстроенного Большого театра в Петербурге. Опера имела колоссальный успех и в течение двух месяцев ставилась 14 раз при переполненном зале. Глинка переживал едва ли не самые счастливые мгновения своей жизни.

После 1917 года опера долгое время не исполнялась по причине ярко выраженной в ее сюжете монархической идеи. Лишь 20 лет спустя (27 февраля 1939 года) она вновь увидела свет на сцене московского Большого театра под названием «Иван Сусанин». Автор нового либретто – поэт Городецкий многое изменил в первоначальном либретто барона Розена (в частности, было упразднено слово «царь» и все, что с ним связано. Сусанин спасал от гибели не Михаила Романова, а Минина и его ратников.

Современная театральная практика подтверждает возможность равноправного существования двух текстовых версий.

Исторические события

Сюжет оперы основан на действительном историческом событии, происшедшем зимой 1613 года в Костромской губернии во время польской интервенции. Это событие – подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который, вызвавшись показать дорогу полякам, вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними.

Жанр оперы. Композиция и драматургия

В жанровой характеристике ИС необходимо отметить две основные особенности. Во-первых, ИС явился первой в истории русской музыки «большой оперой» - то есть масштабным сценическим произведением без разговорных диалогов. Во-вторых, признаки драматической оперы, явственно обозначенные в самом сюжете (война России и Польши, конфликт Сусанина с поляками и его мученическая смерть) взаимодействуют здесь с признаками оперы эпической: значительная роль хора в характеристике русских и поляков, крупный композиционный рельеф действий, преобладание вариационности и вариантности в развитии тематического материала. Важнейшим признаком эпической драматургии является обрамление композиции двумя монументальными хоровыми сценами – интродукцией и эпилогом. Впоследствии этот принцип станет характерными для русской эпической оперы («Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Садко»).

Опера состоит из четырех действий и эпилога. С большой степенью рельефности обозначены здесь пять контрастных мест действия: берег реки близ села Домнино – польский замок – дом Сусанина – зимний ночной лес – Красная площадь. В первом действии – экспозиции русской сферы – в рамках широко развернутой эпической композиции предстают образы трех главных героев (Сусанин, Антонида и Собинин) в окружении хора (крестьяне, жители села Домнино и ратники). Обращает на себя внимание оригинальное устройство второго действия, посвященного характеристике поляков. Во всей оперной литературе вряд ли найдется еще один пример столь крупного действия без сольных сцен и ансамблей. Практически весь второй акт за исключением финала состоит из разнохарактерных танцев, которые являются здесь основной формой создания образа поляков. В третьем действии в силу вступают законы драмы с остроконфликтной ситуацией, получившей ярчайшее сценическое и музыкальное воплощение. Знаменитая 13-я сцена (поляки уводят Сусанина) является драматической кульминацией оперы, от которой открывается путь к трагической развязке – гибели Сусанина. Последнее четвертое действие состоит из двух картин: 1я (сцена Вани у врат монастыря) дополняет и расширяет характеристику юного и отважного героя, 2я (сцена в лесу) – трагическая кульминация и развязка оперы. Эпилог представляет собой праздничный апофеоз ораториального плана с отголосками трагических событий (трио Антониды, Вани и Собинина).

Важнейшая особенность композиции и драматургии ИС связан с ем, что на разны уровнях крупной оперной формы – в масштабах целостной композиции, в организации оперных актов и отдельных сцен – действует принцип сквозного симфонического развития (т. е. поступательное, необратимое, безостановочное, развитие свойственно сценической драматургии). Причем речь идет о симфонизме совершенно определенного типа. Это бетховенский драматический симфонизм с его ярчайшими «представителями» - Пятой и Девятой симфониями, увертюрой «Эгмонт». В названных произведениях финальные образы (радости, победы, торжества, ликования) предстают как окончательная цель и итог сложного симфонического процесса; они готовятся заранее, во всех предшествующих частях цикла. Аналогичным образом и в ИС тема эпилога «Славься» предвосхищается на разных этапах развития музыкально-сценического действия. Разумеется, здесь речь идет не о заимствовании и не о влиянии Бетховена на Глинку, но прежде всего о родственном типе симфонического мышления, который может проявиться не только в симфонии, но и в опере. Связь с драматическим (бетховенским) симфонизмом сказалась также в контрастном противопоставлении, а затем столкновении русских и польских тем. Логика этого симфонического процесса явственно прослеживается в соотношении оперных актов. Так, 1 и 2 действия можно уподобить контрастной экспозиции; в конфликтной драматургии 3 и 4 действий обнаруживаются черты симфонической разработки; эпилог ассоциируется с глубоко преображенной репризой и кодой.

Лейтмотивы

В ИС есть несколько повторяющихся тем, которые приобретают лейтмотивное значение. Это главная тема интродукции, тема мазурки, полонеза и др. особенно много таких повторений (реминисценций) в последнем 4 действии. И все же более значимо с точки зрения оперного симфонизма Глинки существование разветвленной системы интонационных связей в виде всевозможных вариаций, вариантов, порой весьма тонких, не лежащих на поверхности видоизменений тематического материала. Благодаря этим неисчислимым вариантам возникает внутренне единый и постоянно обновляющийся интонационный поток, который охватывает и скрепляет большую оперную композицию.

В самом крупном плане тематический материал тяготеет к двум образно-интонационным сферам – русской и польской. Для тематизма русской сферы характерно широкое развитие вокальных по своей природе интонаций – песенных, романсовых, речитативно-ариозных и т.д. Польский тематизм опирается преимущественно на тип интонаций инструментальных, имеющих танцевальное происхождение.

Увертюра

Была написана до написания остальной оперы. Целиком основана на тематическом материале оперы. Состоит из двух разделов: 1. 2 темы (героический характер) 2. Сонатное allegro.

Действие первое

Состоит из четырех крупных сцен, в трех из которых участвует хор. В сюжетном отношении – самое статичное, эпически неспешное. Интродукция (№1) – эпический фундамент, от которого перекидывается гигантская арка к эпилогу – хору «Славься». Тематизм интродукции предвосхищает многие будущие темы оперы, в первую очередь – темы Сусанина.

Действие второе («польский акт»)

Глинка с большой объективностью подошел к характеристике поляков. Эта музыка, изумительная в своей блестящей красоте, бесконечно далека от того, чтобы возвысить одну нацию за счет другой. Композицию «польского акта» можно уподобить четырехчастному циклу, в котором полонез является первой, экспозиционной частью, краковяк ассоциируется со скерцо, вальс – с относительно медленной, лирической частью и мазурка – с финалом. Темы полонеза и мазурки продолжают развиваться в 3 и 4 действиях, приобретая лейтмотивное значение.

Действие третье

Столкновение русских и поляков (поляки уводят Сусанина)

Действие четвертое

Было задумано из трех картин: 1. Ваня у врат монастыря (у посада) 2. Сцена Собинина с крестьянами в лесу (отряд Собинина пытается отбить Сусанина). Сцена изрядно тормозила действие, и Глинка ее исключил.3. Сцена Сусанина с поляками (смерть Сусанина)

Эпилог

Ликование на Красной площади. Хор «Славься» - трио Вани, Антониды и Собинина (1 картина) – хор «Славься» (2 картина)

Действующие лица

· Иван Сусанин, крестьянин села Домнино— бас

· Антонида, его дочь — сопрано

· Ваня, приёмный сын Сусанина — контральто

· Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды — тенор

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: