Правила фиксации нотного текста.




Тема: Музыкальный диктант.

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Это комплекс навыков, полученных в процессе выполнения ритмических и интонационных упражнений, работы над попевками, нотописания, мелодической и ритмической графики и т.д Диктант не только воспитывает навыки записи музыки, но и развивает память, внутренний слух, закрепляет теоретические знания. Для этой формы работы очень важен подготовительный этап: разнообразные формы подготовительных упражнений, правильная организация процесса записи: успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д. Не менее важно для учащегося умение разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Шатковский Г.И.: «Первые диктанты только в устной форме – слышу, помню, пою (играю)».

Преподаватель должен правильно подбирать и систематизировать материал, учитывая его художественную ценность, доступность, возможность использования его для других видов работы: транспонирования, подбора аккомпанемента, творческих упражнений.

Формы диктанта могут быть различными:

· Диктант показательный. Проводится учителем, его цель – показать на доске процесс записи. Педагог вслух комментирует все свои действия.

· Диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии. Ее размер, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерности развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5 -10 минут, такую форму диктанта целесообразно использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка.

· Диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний: вначале диктант проигрывается 2 -3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом в 2 -3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. при наличии навыка самостоятельного анализа мелодии.

· Устный диктант. Эту форму нужно широко применять, это помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

· Диктант с настройкой в произвольной тональности.

· Ритмический диктант.

· Гармонический диктант – запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов;

· Диктант – эскиз; предлагается записать диктант по отдельным фрагментам, или не с начала, а со второго предложения и т.п.

· Диктант с ошибками;

· Самодиктант – запись по памяти знакомой на слух музыки;

Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими способами. Время для записи диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его объема и трудности. В младших классах – небольшие по объему и несложные мелодии – это 5 – 10 минут; в старших, где объем и трудность увеличиваются, - 20 -25 минут.

Исполнение диктанта.

Для того, чтобы ученик мог полно и грамотно зафиксировать слышимое, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего следует исполнять пример грамотно и точно, не допуская никаких подчеркиваний или отдельных выделений. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором, темпе, в дальнейшем, при многократном проигрывании, темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Правила фиксации нотного текста.

При записи музыки нужно обратить особое внимание на точность и полноту записи слышимого:

· Правильно и красиво писать ноты;

· Расставлять лиги;

· Отмечать цезурами фразы, дыхание;

· Различать и обозначать легато и стаккато, динамику;

· Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи;

· Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии;

· Правильно вести линию каждого голоса;

· Различать и употреблять условные обозначения мелизмов;

· Уметь записать многоголосие на одной строке и партитурой;

Для развития ладо – функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Полезно и нужно записывать диктанты в различных тембрах (инструменты, голос). Необходимо научить записывать диктанты в разных регистрах, используя как скрипичный, так и басовый ключи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: