I. Структура.
Для того чтобы учащиеся не воспринимали мелодию, как сумму разных звуков, не записывали отдельно ноту за нотой, нужно, что бы до записи они уяснили себе структуру мелодии, кол-во построений, фраз, характер заключительных оборотов.
Запоминая, и записывая мелодию по фразам, по отдельным оборотам, нельзя терять перспективу целого, т.е. ладовые взаимоотношения, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности и отдельные ступени лада.
II. Лад.
Необходимо определить ладофункциональное значение отдельных частей и оборотов.
Учащийся должен уметь:
· Определять и записывать звуки в начале и в конце каждой фразы;
· Сверять ряд звуков какой-либо фразы с ладовой настройкой;
· Каждое новое построение начинать, ориентируясь на общую ладовую настройку.
· Находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитации, варьирование, расширение и др.
· При записи мелодии более сложной, с альтерацией и хроматизмами уметь выделить опорные стержневые звуки мелодии и по ним находить нужный звук, или целый мелодический оборот.
Проверка диктанта – очень важный момент в работе, ее формы могут быть различными:
· Педагог проверяет тетради;
· Учащиеся проверяют тетради друг друга;
· Один из учащихся записывает диктант на доске;
· Класс поет диктант с названием звуков и дирижированием;
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано, подобрать аккомпанемент и т. д.
Формы работы над музыкальным диктантом
Класс.
1. Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха;
2. Подготовительные упражнения к диктанту:
|
· Запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом;
· Устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием);
· Письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.
3. Запись:
· Знакомых, ранее выученных мелодий;
· Ритмического рисунка мелодии;
· Мелодий, предварительно спетых с названием звуков;
· Мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях;
Класс
1. Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений.
2. Диктант с его предварительным разбором;
3. Запись мелодий, подобранных на фортепиано;
4. Диктант письменный в объеме 4 – 8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами и ритмическими длительностями в тональностях до 2 знаков включительно;
Класс.
1. Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий;
2. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4 – 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты; ритмические группы;
Класс.
1. Различные формы устного диктанта, запись знакомых мелодий по памяти;
2. Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 – 10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы (пунктирный ритм, триоли, синкопа), диктанты в размере 68
3. Тембровые диктанты;
Класс.
1. Различные формы устных диктантов.
2. Запись знакомых мелодий по памяти.
3. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 -10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, более сложные сочетания длительностей в размерах 38, 68.
|
4. Тембровые диктанты.
Класс
1. Различные формы устных диктантов.
2. Запись знакомых мелодий по памяти.
3. письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы;
4. Тембровые диктанты;
Класс.
1. Устные диктанты;
2. Запись знакомых мелодий по памяти;
3. Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем – период 8 – 10 тактов, однотональный и модулирующий;
4. Запись простейших двухголосных примеров или последовательностей интервалов. Аккордов;
5. Тембровые диктанты;
Контрольные вопросы по теме «Музыкальный диктант»:
1. Почему диктант является наиболее сложной формой работы.
2. Перечислить подготовительные формы диктанта.
3. Каково значение памяти и внутреннего слуха при записи диктанта.
4. Какие типы запоминания участвуют в процессе записи диктанта.
5. Каков порядок действий в процессе записи диктанта.
6. Какие волевые качества нужны при записи диктанта.
7. Перечислить различные формы диктантов.