Некоторые методические приёмы




I. Структура.

Для того чтобы учащиеся не воспринимали мелодию, как сумму разных звуков, не записывали отдельно ноту за нотой, нужно, что бы до записи они уяснили себе структуру мелодии, кол-во построений, фраз, характер заключительных оборотов.

Запоминая, и записывая мелодию по фразам, по отдельным оборотам, нельзя терять перспективу целого, т.е. ладовые взаимоотношения, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности и отдельные ступени лада.

II. Лад.

Необходимо определить ладофункциональное значение отдельных частей и оборотов.

Учащийся должен уметь:

· Определять и записывать звуки в начале и в конце каждой фразы;

· Сверять ряд звуков какой-либо фразы с ладовой настройкой;

· Каждое новое построение начинать, ориентируясь на общую ладовую настройку.

· Находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитации, варьирование, расширение и др.

· При записи мелодии более сложной, с альтерацией и хроматизмами уметь выделить опорные стержневые звуки мелодии и по ним находить нужный звук, или целый мелодический оборот.

 

Проверка диктанта – очень важный момент в работе, ее формы могут быть различными:

· Педагог проверяет тетради;

· Учащиеся проверяют тетради друг друга;

· Один из учащихся записывает диктант на доске;

· Класс поет диктант с названием звуков и дирижированием;

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано, подобрать аккомпанемент и т. д.

 

Формы работы над музыкальным диктантом

Класс.

1. Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха;

2. Подготовительные упражнения к диктанту:

· Запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом;

· Устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием);

· Письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.

3. Запись:

· Знакомых, ранее выученных мелодий;

· Ритмического рисунка мелодии;

· Мелодий, предварительно спетых с названием звуков;

· Мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях;

 

Класс

1. Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений.

2. Диктант с его предварительным разбором;

3. Запись мелодий, подобранных на фортепиано;

4. Диктант письменный в объеме 4 – 8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами и ритмическими длительностями в тональностях до 2 знаков включительно;

 

Класс.

1. Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий;

2. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4 – 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты; ритмические группы;

 

Класс.

 

1. Различные формы устного диктанта, запись знакомых мелодий по памяти;

2. Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 – 10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы (пунктирный ритм, триоли, синкопа), диктанты в размере 68

3. Тембровые диктанты;

 

Класс.

1. Различные формы устных диктантов.

2. Запись знакомых мелодий по памяти.

3. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 -10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, более сложные сочетания длительностей в размерах 38, 68.

4. Тембровые диктанты.

 

Класс

1. Различные формы устных диктантов.

2. Запись знакомых мелодий по памяти.

3. письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы;

4. Тембровые диктанты;

 

Класс.

1. Устные диктанты;

2. Запись знакомых мелодий по памяти;

3. Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем – период 8 – 10 тактов, однотональный и модулирующий;

4. Запись простейших двухголосных примеров или последовательностей интервалов. Аккордов;

5. Тембровые диктанты;

Контрольные вопросы по теме «Музыкальный диктант»:

1. Почему диктант является наиболее сложной формой работы.

2. Перечислить подготовительные формы диктанта.

3. Каково значение памяти и внутреннего слуха при записи диктанта.

4. Какие типы запоминания участвуют в процессе записи диктанта.

5. Каков порядок действий в процессе записи диктанта.

6. Какие волевые качества нужны при записи диктанта.

7. Перечислить различные формы диктантов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: