Воздушные резервуары
Воздушные резервуары – это сварные стальные ёмкости из листовой стали.
Внутренняя и внешняя поверхности резервуаров имеют антикоррозийное покрытие.
1 — цилиндр; 2 — днище; 3 — фланец |
Воздушные резервуары предназначены для накопления воздуха в системах. Они обеспечивают запас сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором, и его охлаждение, так как при сжатии в компрессоре воздух нагревается.
На троллейбусе установлено 4 воздушных резервуара (под днищем троллейбуса):
– напорный (магистральный) – в районе средней двери;
– вспомогательный (пневмоподвески) – в районе средней двери (справа от напорного);
– два тормозных – в районе передней двери.
Резервуары устанавливают под полом и крепят основанию кузова хомутами.
Объем каждого резервуара – 25 литров (при атмосферном давлении).
Ёмкость каждого резервуара при рабочем давлении в системах до 8 атм:
25 литров Х 8 атм = 200 литров.
Общая емкость резервуаров при заполненной системе:
200 литров Х 4 шт = 800 литров.
Состоит:
1. Цилиндр.
2. Днища. С торцов приварены стальные штампованные днища сферической формы. Днища привариваются к цилиндру с помощью кольцевых накладок.
3. В днища вварены штуцера (фланец) для присоединения воздухопроводов.
4. Втулка. Вварена в стенку корпуса воздушного резервуара. Это отверстие для установки сливного краника. В нижней части каждого резервуара установлен сливной кран с шариковым клапаном и рычагом с тягой.
При сжатии воздуха в компрессоре выделяется конденсат (водно-масляная эмульсия), часть конденсата попадает в систему. При охлаждении воздуха на дно резервуаров осаждается конденсат воды и масла и накапливается там. Конденсат имеет свойство замерзать (в холодное время) и закупоривать просветы в пневмосистеме (воздухопроводы, калиброванные отверстия клапанов и т.д.). Поэтому скопившийся конденсат из резервуаров необходимо ежедневно сливать (особенно это важно в осеннее-зимне-весенний период, при большой влажности воздуха и колебаниях температуры: от плюса – до нуля и минуса и обратно). Для удаления конденсата в нижней части каждого резервуара установлено по одному сливному кранику. Тяги для слива находятся под кузовом в районе передней и средней дверей. Тяги могут быть объединены: одна – на два резервуара, а могут быть по одной на каждый резервуар.
|
Водитель обязан сливать скопившийся конденсат ежедневно! Сливать при наличии давления в системе!
Проверка резервуаров на герметичность.
Резервуары обладают большим запасом прочности. На герметичность резервуары проверяются гидравлическим способом – закачивается масло при давлении 13 атм. Испытывать резервуары сжатым воздухом категорически запрещается во избежание несчастных случаев. На наружную и внутреннюю поверхности воздушных резервуаров обязательно наносят антикоррозийное покрытие.
Требования к уходу за резервуарами:
- Производить внешний осмотр резервуаров постоянно.
- После каждых 10 000 км пробега троллейбус следует проверять, нет ли утечки воздуха через сливные краники. Утечка воздуха допустима, если в сливном отверстии краника появляется один мыльный пузырь диаметром 25 мм в течение не менее 5 с. Если утечка воздуха более допустимой, сливной краник надо разобрать, детали промыть керосином и насухо протереть и, если детали окажутся не поврежденными, собрать краник.
|
- При обнаружении ржавчины на поверхности шарика, повреждения на резиновом кольце их заменяют новыми.
- Для предотвращения повреждения воздухопроводов пневмосистемы необходимо периодически проверять и подтягивать крепления воздушных резервуаров.
- Не реже одного раза в течение года воздушные резервуары надо снимать с троллейбуса и тщательно очищать их наружные и внутренние поверхности паром и горячей водой. После очистки надо проверить, нет ли на наружной поверхности резервуара механических повреждений и следов коррозии. Если они будут обнаружены, резервуары необходимо заменить новыми.
Сливной краник
Предназначен для удаления из нижней части воздушных резервуаров и влагомаслоотделителя скопившейся влаги и масла.
Состоит:
1. Корпус; имеет конический резьбовой хвостовик. Корпус своим наконечником (коническим резьбовым хвостовиком) ввертывается в резервуар (соединен с резьбовым отверстием втулки, вваренной в стенку корпуса воздушного резервуара). Корпус имеет кронштейн с проушиной, в которую заведено ушко нажимного рычага.
2. Пружина; Пружина поджимает шарик к прокладке.
3. Резиновая прокладка; Устанавливается между крышкой и шариком для уплотнения. Прокладка прижата к торцевому пояску корпуса колпачковой гайкой.
4. Колпачковая гайка (крышка-гайка) с ушком навертывается на корпус;
5. Запорный шарик; Пружина поджимает к прокладке шарик (к отверстию в крышке).
6. Нажимной рычаг; В проушину кронштейна корпуса заведено ушко нажимного рычага, шарнирно соединенного с кронштейном посредством оси, шайбы и шплинта. Нажимной выступ рычага расположен в отверстии гайки против запорного шарика. В пластине рычага в шахматном порядке просверлено 8 отверстий.
|
7. Ось рычага, шайба, шплинт;
8. Тяга ручного управления сливным краном. Установлена в одном из отверстий в пластине рычага
Сливной краник: 1 — рычаг; 2 — прокладка; 3 — шарик; 4 — гайка с ушком; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — пружина; 7 — корпус; 8, 9 — шайбы; 10 — шплинт |
Работа:
Шарик может быть отжат рычагом, вращающимся на оси и управляемый тягой.
При скоплении в резервуарах смеси влаги и масла необходимо потянуть тягу управления.
Рычаг поворачиваясь, нажимным выступом поднимет запорный шарик, сжатый воздух выдавит из резервуара скопившуюся смесь влаги и масла в атмосферу.
При отпущенной тяге пружина прижмет шарик к прокладке и выход сжатого воздуха из емкости будет закрыт.
Обратные клапаны резервуаров.
1 - штуцер, 2 - клапан, 3 - пружина, 4 - корпус. |
В пневмосистеме троллейбуса установлено 3 обратных клапана: два на тормозных резервуарах, один – на компрессоре (или за ним).
Обратные клапаны тормозных резервуаров устанавливаются для разобщения тормозной и магистральной системы. Они служат для запирания воздуха в резервуарах.
При обрыве шланга пневматической системы передних и задних тормозов оставшаяся неповрежденная система обеспечивает возможность несколько раз затормозить троллейбус.
Состоит:
1. Корпус клапана;
2. Штуцер;
3. Клапан;
4. Пружина.
Клапан ввертывают в резьбовое отверстие бобышки днища собранного воздушного резервуара, а штуцер, связанный с воздуховодом – в коническое резьбовое отверстие.
Работа.
Сжатый воздух, отодвигая клапан от рабочего пояска седла, свободно поступает в воздушный резервуар. После прекращения подачи сжатого воздуха или при обрыве системы, подводящей воздух в резервуар, клапан под действием пружины и сжатого воздуха резервуара прижимается к рабочему пояску седла и предотвращает утечку воздуха из резервуара.
Воздухопроводы
Предназначены для соединения всех аппаратов в системе пневматического оборудования.
В качестве воздухопроводов используются цельнотянутые трубки (из термически обработанной стали или латунно-медного сплава) с гибкими соединительными (резиновыми) шлангами. Наружные диаметры трубок: 14, 12 и 6 мм. Толщина стенок всех трубок 1 мм.
Места соединения трубок с аппаратами уплотняются двусторонними конусными муфтами и затягиваются гайками, надетыми на концы трубок.
При эксплуатации (от вибрации) возможно нарушение герметичности соединений воздухопроводов с аппаратами или соединительными шлангами. Для уменьшения вибрации воздухопроводов при движении троллейбуса все они прикреплены к основанию кузова и неподвижным кронштейнам аппаратов.
К аппаратам, меняющим свое положение относительно шасси (тормозные цилиндры, регулятор давления) подведены резиновые шланги. Гибкий резиновый шланг, соединяющий компрессор с пневмосистемой, кроме защиты от вибрации, предотвращает попадание высокого напряжения на кузов троллейбуса, в случае если компрессор окажется под напряжением (от двигателя-компрессора).
Воздухопроводы продувают и прочищают не реже одного раза в год (при необходимости - чаще).
Утечку воздуха из пневмосистемы определяют на слух или с помощью мыльной эмульсии.
Указания по уходу
Необходимо постоянно следить за состоянием воздуховодов.
После каждых 10000 км пробега троллейбуса надо с помощью мыльной эмульсии проверить, нет ли утечки воздуха в узлах соединения трубопроводов и с поверхности гибких шлангов. В случае утечки воздуха с поверхности шлангов их заменяют новыми.
При смене воздуховодов следует их продувать и очищать от грязи и пыли. Не реже одного раза в год необходимо продувать сжатым воздухом все воздуховоды.
При смене и монтаже воздуховодов недопустимы крутые изгибы трубок во избежание скопления конденсата и его замерзания.
При монтаже гибких шлангов не следует их перекручивать.
Для предотвращения нарушения герметичности соединений вследствие возможной вибрации все воздуховоды должны быть прочно прикреплены к неподвижным опорам.
Ежедневно перед выездом проверить: не повреждены ли трубки трубопроводов, сохраняется ли требуемое давление в системе.