Глава 3. Проблемы и перспективы




Очередным этапом проведения налоговой реформы в России по планам Правительства должно стать принятие новых глав Налогового кодекса РФ, регламентирующих имущественные налоги. К ним относятся налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на наследование и дарение. Предполагается, что новые главы будут действовать до введения налога на недвижимость, которым указанные имущественные налоги будут заменены. Отметим, что единый налог намечается ввести до 2010 года. Таким образом, принятие указанного пакета законов рассматривается Правительством как промежуточный шаг по его введению.

В настоящее время доработанные имущественные законопроекты внесены в Правительство РФ. Напомним, что кабинет министров на своем заседании 27 февраля, одобрил их в целом, утвердив новые ставки налогов на имущество юридических, физических лиц, земельного налога и налога на наследование и дарение. Планируется, что проекты по новым главам Налогового кодекса будут окончательно скорректированы и представлены на рассмотрение нижней палаты парламента уже в весеннюю сессию. Как отмечают в бюджетном комитете Государственной Думы, законопроекты обязательно должны поступить на рассмотрение нижней палаты парламента в апреле, с тем, чтобы депутаты успели их рассмотреть перед версткой бюджета на очередной год.

Как уже отмечалось, в блок разрабатываемых имущественных законопроектов входит документ, вводящий в Налоговый кодекс новую Главу 31 - «Налог на имущество физических лиц». Рабочее название проекта «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Предусмотренный проектом налог заменит действующий в настоящее время аналогичный налог, порядок исчисления и уплаты которого регулируется Законом от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии с доработанной Минфином редакцией законопроекта, новый налог на имущество физических лиц вступит в силу с 1 января 2009 года, а не с начала 2008, как планировалось ранее.

В соответствии с законопроектом налог на имущество физических лиц по–прежнему будет устанавливаться в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Это означает, что он будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом на местном уровне самостоятельно будут определяться такие элементы налогообложения как налоговые ставки (в установленных Налоговым кодексом пределах), порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, представительные органы местного самоуправления могут также устанавливать дополнительные налоговые льготы для налогоплательщиков данного налога.

В соответствующей главе Налогового кодекса будут определяться налогоплательщики, объект налогообложения и некоторые другие элементы.

Так, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с готовящимся проектом признаются физические лица-собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом объектом налогообложения станут жилые дома, квартиры, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования (города Москвы и Санкт-Петербурга).

Предполагается, что налоговая база, как и сейчас, будет определяться как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Но при этом порядок ее учета, действующий на сегодняшний день, существенно изменится. Имущество, находящееся в собственности граждан, будет оцениваться по цене, приближенной к рыночной стоимости, а не по ценам, определяемым сейчас бюро технической инвентаризации. Соответствующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества, приближенная к реальным рыночным ценам, уже подготовлена Госстроем РФ. Таким образом, база, с которой будет взиматься налог, существенно расширится.

Такой шаг, по мнению Правительства, позволит значительно, практически в 20 раз, снизить максимальную ставку налога. Именно такую цифру планируется заложить в законопроекте, установив максимальную ставку налога на имущество физических лиц в размере 0,1 процент, по сравнению с 2-процентной, действующей в настоящее время. При этом будет закреплена норма, предоставляющая возможность органам местного самоуправления устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от типа использования недвижимого имущества и категории налогоплательщиков.

Налоговым периодом согласно законопроекту признается календарный год. Сумма налога будет исчисляться по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Будет закреплена норма, в соответствии с которой представительный орган местного самоуправления при установлении налога будет вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу. Сумма налога и авансовый платеж по нему должен уплачиваться по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Новой главой будут установлены и правила исчисления налоговой базы при переходе права собственности, а также при создании, приобретении или уничтожении объектов недвижимого имущества. Кроме того, будут закреплены особенности исчисления налоговой базы в отношении имущества, находящегося в общей собственности. Так, например, в законопроекте будет содержаться положение, согласно которому налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей совместной собственности, будет определяться для каждого из налогоплательщиков в равных долях.

Что касается льгот по налогу на имущество физических лиц, то их перечень, согласно проекту, сократится. Это объясняется желанием Правительства оставить на федеральном уровне минимальное число льгот, предоставив при этом возможность устанавливать дополнительные льготы местным властям.

Так, проектом главы 31 НК планируется закрепить необлагаемый налогом на имущество физических лиц минимум. Сейчас планируется, что его размер будет составлять 500 тыс. руб., а не 100, как предлагалось ранее.

При этом будут указаны категории налогоплательщиков, которым на эту сумму может быть уменьшена налогооблагаемая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося у них в собственности. К ним, в частности, предлагается отнести Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена славы, инвалидов I группы, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий и другие категории социально незащищенных слоев населения. Однако еще раз отметим, что местные власти могут вводить собственные льготные категории и повышать не облагаемую налогом сумму по своему усмотрению.

 


Заключение

Проведенное исследование местных налогов и путей совершенствования налоговых отношений между тремя уровнями бюджетной системы позволило получить следующие выводы теоретического и прикладного характера. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. После ряда изменений в НК РФ, к местным налогам следует относить – земельный налог, налог на имущество физических лиц, к региональным - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. На 2007 год состояние местных налогов находится в плачевном состоянии. Доля региональных налогов на конец 2006 года составила 4,3%, а местных всего 1,2%, что связано с отменой многих налогов. Существую меры и санкции за нарушение налогового законодательства: уклонение от уплаты налогов, просрочка платежей. Также существуют отсрочки и рассрочки платежей, невозможность наказания за одно и тоже нарушение. Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального народнохозяйственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов, создание новой схемы районирования страны. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.

 


Список использованной литературы

 

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2003

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2001 г., 30 декабря 2002г.)

Постановление Правительства РФ от 15.08.2002 №584 «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2006 года» //www.openbudget.ru

Администрация Новосибирской область. Новости. Новосибирские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2006 // www.nskland.ru

Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2006 года // www. nalog.ru

В Новосибирской области увеличится транспортный налог. Новости. Новосибирск-ТР. 25.07.2006 //www.nsktr.ru

Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Новосибирск: Феникс, 2001

Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2004

Колчин С.П. Налогообложение. М., 2003

Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002

Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999

Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2005. № 8 //www.dis.ru

Налоговые доходы //www.fpcenter.ru

Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2001

Новикова А.И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. 2002. № 11

Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

Основные итоги поступления администрируемых ФНС Росси налогов и сборов за январь 2007 года по Новосибирской области. 13.02.2007 //www.nalog.ru

Отраслевые новости. Новости рынка материалов. Новосибирский комбинат древесных плит попал в реестр лидеров экономики.21.01.2006//www.tdserver.ru

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2003

Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник. 2003, № 12

Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004

Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в январе-феврале 2007 года по Новосибирской области. 24.03.2007 //www.nalog.ru

Промышленный комплекс ЮФО. Новосибирскская область. ОАО «Новосибирский комбинат древесных плит» //www.prestige.info.ru

Расчеты ЦФП на основе данных Минфина РФ //www.fpcenter.ru

Региональные и местные налоги и сборы. М., 2003

Романовский М.В. Бюджетная система РФ. М., 2001

Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2002.№9

Симбирцев Александр. Главы Новосибирской области не справляются со сбором налогов. Агентство национальных новостей. 22.03.2007 //www.annewes.ru

Соловьев И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции. М.,2003

Стрельникова Светлана. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2005. № 18 //www.glavbukh.ru

Сысуев Сергей. В Новосибирской области увеличивается размер налога на игорный бизнес. Агентство национальных новостей. 1.08.2006//www.annews.ru

Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru

Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2001

Взыскание налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета «Экономика и Жизнь-Юрист». 2007.№4 //www.akdi.ru

Южакова Ирина. НКДП намерен стать миллиардером // Новосибирская правда. 18 сентября 2004 г. № 38/512 //www.vnsksk.ru

Чвыков И. Налог на имущество – по новым правилам // Экономика и жизнь //www.akdi.ru

 


Приложения

Приложение 1

 

Схема 1[29]

 

*) 113,3% - ИПЦ за январь-апрель 2006 года к январю-апрелю 2005 года.

147,5% - темп роста поступлений в целом по Российской Федерации.

 


Приложение 2

 

Таблица 1. Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2007 года[30]

  Задолженность В том числе
Млрд. руб. В % к итогу Недоимка Отсроченные (рассроченные) платежи Реструктурированная задолженность Приостановленные к взысканию платежи
Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу
Всего В том числе: 754,1   246,4   0,3   21,5   485,8  
по федеральным налогам и сборам 656,0 87,0 191,7 77,8 0,1 28,5 18,2 84,8 446,0 91,8
по региональным налогам и сборам 54,4 7,2 30,1 12,2 0,2 69,5 1,6 7,3 22,5 4,6
по местным налогам и сборам 35,1 4,7 17,5 7,1 0,0 1,8 1,6 7,6 16,0 3,3
по налогам со специальным налоговым режимом 8,5 1,1 7,1 2,9 0,0 0,1 0,1 0,3 1,4 0,3

 

Без учета задолженности территориальным дорожным фондам и по уплате пеней и налоговых санкций.


[1] Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999. С. 15 - 19

[2] Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2001. С. 5-13

[3] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2003. С. 3-5

[4] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 8., п. 1

[5] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002. С.50

[6] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 12

[7] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2002. С.55

[8] Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2004.С 39

[9] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 14

[10] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 15

[11] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2003. Ст. 14

[12] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[13] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[14] Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

[15] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004. С. 18

[16] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2003.

[17] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[18] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[19] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[20] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[21] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2004. С. 21-24

[22] В Новосибирской области увеличится транспортный налог. Новости. 25.07.2006 //www.nsktr.ru

[23] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[24] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[25] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2007) //www.nalog.ru

[26] Об изменениях законодательства за 2006 год //www.nalog.ru

[27] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2006 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2007 года // www.nalog.ru

[28] налогов на имущество физических лиц - содержится в Инструкции МНС РФ "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.99г. № 54 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2000г., рег. № 2057); земельного налога - содержится в Инструкции МНС РФ от 21.02.2000г. № 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000г., рег. № 2183)

[29] Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2006 года // www. nalog.ru

[30] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: