Рисуночные методики в психологической диагностике




 

Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

 

Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.

Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).

1. Свободные.

Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами».

2. Тематические.

Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.

2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты.

2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).

2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных».

2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.

2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».

2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего.

«Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».

№ 34 Общая характеристика цветового теста Люшера. Сфера применения, диагностические возможности. Модификации теста Люшера.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Методика цветовых выборов Люшера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

В настоящее время существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

1. «серого цвета»

2. «8-ми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая черный)

1. «4-х основных цветов»

2. «синего цвета»

3. «зеленого цвета»

4. «красного цвета»

5. «желтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается,

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно..

Метод цветовых выборов МЦВ —
модифицированный восьмицветный тест Люшера

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Макс Люшер — это врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

№ 35 Общие подходы к диагностике мотивации. Особенности диагностики мотивации с помощью субъективных отчетов, проективных методик, методик семантического дифференциала.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и яв-

ляется одним из основных понятий, которое используется для объяс-

нения движущих сил поведения, деятельности.

В контексте различных теоретических подходов различаются и схе-

мы анализа мотивации.

 

В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индиви-

дуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуа-

цией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет

или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Та-

кое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько

сам предмет потребности, сколько личность,, эту потребность испыты-

вающую.

Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно устойчи-

вым предметным содержанием мы называем <обобщенными мотива-

ми> в отличие от <конкретных мотивов>, предметное содержание кото-

рых узкоспецифично. <Обобщенные мотивы> выступают в роли устой-

чивых атрибутов личности, однако они являются динамическими обра-

зованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детерминан-

тами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в ак-

туальное, реально действующее. Актуализация мотива создает опре-

деленную тенденцию действия-разворачивается мотивационный про

цесс, направленный на реализацию определенного.мотивационного от

ношения с окружающей действительностью. В процессе реализацщ

этого мотивационного отношения человек преобразует актуальную си

туацию в желательную.

Диагностика определенного мотива однозначно не определяют ди

агностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учиты

вать вклад детерминант конкретной ситуации. Так, например, степен

выраженности латентного мотива достижения у ученика может быт

высокой (высокий индекс мотива), но актуальная мотивация достиже

ния при этом может быть слабой. Это происходит из-за того, чт

школьная ситуация:не имеет для него личностного смысла, а это пр1

водит ж низкой эффективности учебной деятельности.

,0тлич.ие мотива от мотивации со стороны динамически энергетич1

ских характеристик и заключается как раз в том, что интенсивною

актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного м<

тива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации.

Методики диагностики мотивационной сферы личности – с помощью прямых методик, субъективных отчетов, проективных методик, методик семантического дифференциала.. В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно су­дить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереоти­пах, ценностных оринентациях, чем о реально действую­щих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых пове­денческих характеристик, которые прямо не соответству­ют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за дейст­вия фактора социальной желательности или защитной мо­тивации.

Проективные методы построены на анализе продуктов во­ображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влия­ния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

Мотивация личности является одной из основных детерминант поведения человека, включая выбор профессии, успешность учебной и профессиональной деятельности. Кроме того, потребности человека представляют собой существенный показатель и фактор состояния здоровья и адекватности поведения, а в современном мире еще и экономической безопасности бизнеса. Поэтому, решение задач профессионального отбора и расстановки кадров в бизнесе невозможно без учета потребностей людей. Это требует создания и совершенствования объективных, надежных и научно обоснованных методов диагностики мотивов человека. Между тем, методики исследования направленности личности наименее разработаны по сравнению с другими качествами личности. Для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако, опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. Сложность изучения мотивов связана с тем, что прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов. Поэтому, актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности.


Проективные методы разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку от него скрыто истинное содержание такого рода методов. Однако, использование проективных тестов является трудоемкой процедурой, а их достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт.
В настоящее время в диагностике направленности личности интенсивно развивается третье направление - экспериментальные психосемантические методы. Методы экспериментальной психосемантики используются для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека. Действительно, психосемантические методы наиболее адекватны для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, что составляет суть сознания. Используя теоретические положения и методические принципы, можно модифицировать основные психосемантические методы для диагностики уровня и структуры мотивации человека. В частности, методика семантического дифференциала позволяет измерять мотивы различных видов деятельности человека, а методика репертуарных решеток - силу потребностей в разных жизненных ситуациях.

№36 Общие принципы диагностики самосознания.Диагностика самоотношения, я-концепции, локуса контроля.

Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, “Я-образом” или “Я-концепцией”. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения “чистого Я” (познающего) и “эмпирического Я” (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом - о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.

Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается -- все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях, однако результаты поисков пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что “Я-концепция” не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Анализ “Я-образа” позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его “Я-концепцию”. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты “Я-образа” оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Уже эти два содержательных тезиса о строении “Я-образа”, т. е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах “Я-концепции” и тезис о ее осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники.

№ 37 Методы постановки психологического диагноза:

Ряд авторов рассматривает психодиагностику как научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей. Психологический диагноз может существовать как минимум в двух вариантах: 1) клинико-психологический диагноз как выявление скрытых причин некоторого неблагополучия; 2) психологический портрет личности как описание индивидуально-психологических особенностей, включающих в себя и проблемные, и ресурсные качества.

При изучении данной темы целесообразно обратить внимание на ступени развития психологического диагноза, определенные Л.С.Выготским.

1Симптоматический (эмпирический) диагноз. Заключается в расшифровке тестовых показателей. Направлен на выделение симптомов. Прогноз на данном этапе невозможен.

2Этиологический диагноз. Обобщение полученных данных, выдвижение гипотез относительно структуры личности.

3Типологический диагноз. Отбор существенных свойств личности, раскрытие внутренних связей между ними. Создается «теория исследуемой личности» или «рабочая модель случая». Возможен прогноз.

4Психологический диагноз направлен на решение психодиагностической задачи, которая определяется спецификой психодиагностических ситуаций. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют следующие диагностические ситуации: 1) ситуация клиента (заказчик и испытуемый – одно лицо); 2) ситуация экспертизы (заказчик и испытуемый – разные люди).

Для понимания специфики диагностического процесса необходимо выделить его этапы.

1. Заказ и его уточнение.

2. Формулировка диагностической задачи. Определение параметров измерения.

3. Выбор и подготовка инструментария. Обеспечение стандартности условий.

4. Сбор данных: инструктирование и мотивирование испытуемых, контроль и поддержка.

5. Обработка и интерпретация данных.

6. Написание психологического диагноза.

7. Обсуждение результатов с заказчиком и разработка программы действий.

 

№ 38 Тесты интеллекта для специфических популяций Тестирование младенцев и дошкольников.

В качестве первого инструмента диагностики младенцев принято рассматривать таблицы Арнольда Гезелла. В настоящее время большее распространение получили Шкалы развития младенцев Бейли, с помощью которых осуществляется оценка уровня развития ребенка от 1 мес. до 3.5 лет. Методика включает в себя следующие шкалы: умственная (слух, зрение, вокализация, сенсорное и перцепривное различение), моторная (грубые моторные навыки – сидеть, стоять, ходить), шкала оценки поведения (личностное развитие на основе наблюдений и беседы со взрослым).

Широкое распространение в клинической диагностике младенцев и дошкольников получили Шкалы Пиаже и их модификации. Оценка производится на основании анализа качества реакций ребенка на предъявляемые задания. Важен процесс решения задачи, а не результат. Порядковые шкалы психологического развития (Узгирис, Хант) представляют собой модификацию шкал Пиаже для младенцев. Комплект для оценки понятий: Сохранение (Голдшмид, Бентлер) – модификация шкал Пиаже для дошкольников, с помощью которой диагностируется особенность перехода от дооперационального к операцинальному интеллекту.

Тестирование лиц с задержкой психического развития.

Согласно современным представлениям, интеллектуальное ограничение (низкая результативность выполнения интеллектуальных тестов) является необходимым, но недостаточным условием диагноза «психическая задержка». Необходима еще оценка адаптивного или совладающего поведения, а именно способности самообслуживания, выполнения обязанностей в повседневной жизни. Примером является Вайнлендская шкала социальной зрелости (Эдгар Долл).

Для диагностики лиц с задержкой психического развития используют также Тест двигательных умений Брунинкса-Озерецкого (моторный тест), в результате прохождения которого вычисляется комплексный показатель грубой моторики, тонкой моторики и комплексный общий показатель.

Тестирование лиц с физическими недостатками.

Для лиц с ослабленным слухом применяются: Шкала действия Пинтнера-Патерсона, Адаптированные шкалы Векслера (невербальная), Тест способностей к обучению Хискея-Небраска (от 3 до 17 лет).

Для испытуемых с нарушением зрения чаще используют тесты интеллекта для слепых Перкинса-Бине, вербальную шкалу Векслера, тест способности слепых к обучению (аналог матриц Равена в формате рельефных изображений).

№ 39 Групповые тесты интеллекта

Преимущественно используются в системе образования и в вооруженных силах. В отличие от индивидуальных тестов, в групповых методиках присутствуют задания с множественным выбором. В ряде групповых тестов применяют спиральное расположение заданий. Сначала – легкие задания из всех субтестов и далее.

К достоинствам групповых тестов необходимо отнести следующее: 1)возможность проводить их одновременно на большой выборке;

2) возможность обеспечить единообразные условия проведения, свести роль диагноста к минимуму, объективировать процедуру сбора данных.

Недостатки групповых тестов: 1)нет возможности наблюдать за поведением отдельных испытуемых и установить источник допускаемых ошибок; 2) недостаточная гибкость тестов (не учитывается индивидуальный уровень способностей индивида).

К групповым тестам, наиболее часто используемым в России относятся следующие. Тест структуры интеллекта Амтхауера создан в 1953 году и предназначен для диагностики интеллекта лиц от 13 до 61 года. Разрабатывался для диагностики в сфере профессиональной деятельности. Компоненты интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический. В нашей стране адаптирован М.К. Акимовой, К.М. Гуревичем.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж.Ваны. Разработан для диагностики интеллекта школьников.

Один из последних отечественных тестов интеллекта – Универсальный интеллектуальных тест (УИТ), разработанный лаборатория ПсиХрон, специально для нужд образования, в частности, для монитронига интеллектуальных способностей учащихся 8-11-х классов. Тест имеет 4 формы и состоит из 11 субтестов. Существует модификация – Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ) для учащихся 5-8-х классов.

Попыткой объединить достоинства индивидуального и группового тестирования является адаптивное тестирование. Проводится чаще в компьютеризованном виде. Сначала заполняется тест-маршрутизатор, в зависимости от успешности выполнения которого, предъявляются дальнейшие задания. Данная процедура позволяет экономить время без снижения надежности и валидности методик. Компьютеризованное адаптивное тестирование (КАТ) позволяет проводить крупномасштабные исследования и широко применяется в образовании и программах отбора персонала.

 

№ 40 Тесты специальных способностей

Специальные способности определяются по отношению к отдельным областям деятельности (музыкальные, математические, организаторские и пр.). Показатели по тестам корректнее рассматривать как «диспозиции», т.е. признак, свойство, предопределяющее успех в конкретной профессиональной деятельности.

Тесты моторных способностей направлены на измерение точности и скорости движений. Примером является тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами, тесты ловкости пальцев.

Тесты технических способностей (механических способностей) включают в себя задания как на техническое мышление, пространственное мышление, так и на моторную ловкость. Примеры: Тест технического понимания Беннетта.

Тесты канцелярских способностей выявляют скорость и точность восприятия, аккуратность, информированность, грамотность, речевое развитие. Наиболее известен в этой группе Миннесотский конторский тест.

Тесты художественных способностей представляют собой довольно разнообразную группу, включающую в себя тесты на эстетическое понимание (Тест суждений об искусстве Майера) и тесты на навыки мастерства (тест художественных способностей Дж.Хорна).

Наиболее известные тесты музыкальных способностей – тест меры музыкальной одаренности К.Сишора, стандартизованные тесты музыкального интеллекта Г.Винга.

К отечественным тестам специальных способностей относят: Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (И.С.Якиманская, В.Г.Зархин, О.С.Зяблова, А.Ю.Лебедев), Тест Естественнонаучного Мышления (ТЕМ-8) Г.А.Берулава.

№ 41 Тесты достижений

Тесты успешности, тесты успеваемости являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной и профессиональной подготовки. В отличие от тестов способностей, измеряющих результат совокупного влияния разнообразного опыта повседневной жизни (научения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях), тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизованных последовательностей опыта (результат научения в относительно контролируемых условиях).

Тесты достижений являются частью программ обучения, в том числе, коррекционных. С их помощью выявляют недостатки прошлого обучения, индивидуализируют обучение, задают направление и мотивируют учащихся, дифференцируют их по уровню продвижения в материале. Тесты достижений позволяют осуществлять оценку качества преподавания, постановку образовательных целей, критический пересмотр содержания и методов обучения.

В тестах достижений выделяют 2 типа заданий:

1. Оценка осуществляется на основе выполнения учебных заданий. При этом используются задачи как с составлением ответа (свободным ответом), так и задачи с выбором ответа (объективные).

2. Портфельная оценка, которая осуществляется на основе анализа архивов реальных работ учащихся.

Первые тесты достижений появились в конце IXX века. В 1894 году Дж.М.Райс предложил таблицы для проверки знаний орфографии; в 1897 году Г.Эббингаузом разработаны тексты с пропусками для контроля понимания материала учебных дисциплин. В настоящее время в США тесты достижений являются универсальным средством проверки знаний. Программа «Государственной оценки образовательного прогресса» получила название табеля успеваемости нации.

В России с 1998 года Центром тестирования Минобразования России начат эксперимент по проведению централизованного абитуриентского тестирования в вузы (ЕГЭ). Создан единый банк заданий, сформирован перечень обобщенных умений по различным предметам.

Типы тестов достижений.

1. В соответствии с точкой отсчета в интерпретации показателей выделяют тесты, ориентированные на норму и ориентированные на критерий.

2. По степени стандартизованности – стандартизованные (например, батареи общих достижений) и неформальные (например, тесты учителя.

№ 42 Психометрический парадокс – вопросы с высокой дискриминативностью обладают низкой надежностью и наоборот (надежны низко дискриминативные вопросы). Однозначного объяснения психометрического парадокса не существует. Практически все вопросы вызывают психометрический парадокс.

Одно из общепринятых объяснений предпринято М.Новаковской. Вопросы, оставаясь формально неизменными, подвержены семантическим преобразованиям как в интер-, так и в интраиндивидуальном планах. М.Новаковская выделяет три детерминанты ответов на вопросы: выраженность черты, значение придаваемое вопросу, степень легкости принятия решения об ответе.

Существуют два типа психометрического парадокса.

Парадокс типа А возникает при вопросах, поддающихся различному истолкованию, а также когда трудно принять решение об ответе (в связи с неявной выраженностью черты).

Парадокс типа В возникает при однозначных вопросах, в том числе при односторонних вопросах («да» - черта есть, «нет» - черта возможно есть, а возможно нет).

Модель ответа на вопросы личностных опросников по М. Новаковской подробно представлена в учебнике Л.Ф.Бурлачука. Выделяет 7 факторов, влияющих на формирование ответа, объясняющих в той или иной степени возникновение психометрического парадокса:

- эмоционально-мотивационная установка

- предшествующий, в том числе и специфический, опыт

- интеллектуальная оценка вопроса и ответа

- ценность вопроса

- социальное одобрение

- специфический эмоциональный контекст

- частота поведенческих проявлений по типу, описываемому вопросом.

Существует два типа контроля ответов: внутренние убеждения (правдивый – неправдивый, благополучный фасад – угрызения совести); практическая полезность ответа (предвидение последствий). При повторном исследовании на постоянство ответа влияют: совпадение ответов испытуемых с оценками их окружения; безразличие или негативное отношение к вопросу, наличие связи с собственными проблемами испытуемого; на н епостоянство ответа – неясность вопроса; сложность правдивого ответа.

Таким образом, данные, получаемые с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентирующее значение и представляют собой основу для дальнейщего изучения личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: