«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников. Федеральный закон «Об образовании» гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального нравственного, развития личности.
Сегодня, педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими сторонами партнерских отношений. Таких, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, создания атмосферы совместных интересов, наиболее эффективно активизировать умения родителей в области воспитания, привести в готовность их для восприятия нового опыта.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
|
Работу с родителями мы организуем на основе следующих принципов:
• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
• открытости: каждый родитель может ознакомиться с текущей информацией.
• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;
· параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.
Главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества».
Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы подобрали различные способы вовлечения в работу большей части семей.
Работу по вовлечению родителейв совместную деятельность мы ведем по следующим направлениям
- информационно – аналитическое. Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков»;
Для того чтобы установить контакт с родителями, сформировать свой способ общения, узнать об их образовательных потребностях, с целью согласования воспитательных процессов, я решила начать с раздачей анкет «Содействие семьи и детского сада». В его содержание входило: краткая информация о родителях, ребенке, о воспитании, совместном времяпрепровождении, образовательных требованиях и возможного участия родителей в жизни детского сада. Для себя я вывела три категории семей:
|
· активные участники, которым небезразличен успех и достижения своих детей
· заинтересованные, но готовые решить проблему прибегая к посторонней помощи (специалистам)
· пассивные, которые считают, что этим должны заниматься только педагоги
Во время проведения совместных мероприятий у меня появилась вероятность раздельного подхода к родителям.
- познавательное. Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям (общим и групповым), консультациям, беседам и др.;
Нетрадиционные родительские собрания, которые являются самой эффективной из познавательных форм. Метод его проведения состоит не в монологе, а в диалоге между обоих сторон. Этот подход требует тщательной и длительной подготовки, но результат ощущается (процент посещения достаточно высок). Собрания проводятся в форме КВН, круглых столов, дискуссий, посиделок и т. д. Часто использую видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в мероприятии, выступлениях; выставляю стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаю грамоты и благодарности за активное участие и содействии в развитии и воспитании детей.
Совместные подготовки очень сблизил меня и родителей, родителей и детей. В результате повысилась степень воспитательно - образовательной деятельности.
|
- досуговая форма является самой желательной, увлекательной и харизматической. В этой форме возможно наиболее полное содействие с родителями. В группе проводились:
· спортивные и музыкальные досуги
· праздники
· развлечения
· совместные проекты
· выставки семейных коллекций
· экскурсии
· спектакли
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными;
- наглядно – информационное. Мы используем следующие наглядно – информационные формы:
• родительские уголки;
• папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Здоровячок», «Безопасность ребенка», «Музыка и дети», «Роль родителей в воспитании детей» и т.д.;
• фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
• информационные фотовыставки «Моя мама лучшая на свете», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа », «Этот день Победы» и т.д.;
• эмоциональный уголок «Один день из жизни садика», «Здравствуйте, я пришел»;
• информационные листки, которые включают в себя информацию об объявлениях о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.
• памятки для родителей по различным направлениям работы;
· выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т.д.).
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают нам встретиться с родителями лично, поддерживать контакт с родителями помогают некоторые формы письменного общения: брошюры, пособия, отчеты используются для организации работы в рамках всего детского сада; а неформальные записки, ящик для предложений, доска объявлений используются воспитателями в группе.
Наглядно-информационная форма является способом донести до родителей любую информацию в более доступной форме, деликатно напоминает о родительских обязанностях.
В условиях эпидемиологической ситуации мы изменили формы работы с детьми и родителями перешли на дистанционный режим, мы активно использовали социальные сети, видеоконференции, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и родителями, не выходя из дома. Дистанционное образования заключалось в том, что в соответствии с тематическим планированием детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания воспитателей. Также для детей были проведены конкурсы рисунков, например: «Свеча памяти»,«…И строчка каждая рисунком хочет стать!», «Здравствуй лето!», организовывались поздравления именинников, где сами дети поздравляли друг друга. Результатом дистанционного взаимодействия стало повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Актуальность: актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.