Государству
сегодня адресованы основные общественные запросы: обеспечить гарантии
гражданских прав и справедливость, снизить уровень насилия и социального
неравенства, навести порядок в ЖКХ. Всем очевидны и главные проблемы,
ничего нового здесь тоже не скажу – это низкая эффективность
государственной власти и коррупция.
Об ответственности чиновников
Должна
быть кардинально повышена персональная ответственность, вплоть до
временной дисквалификации. Это означает, что нерадивый чиновник не
только может и должен быть отстранен от занимаемой должности, но ему
должно быть запрещено какое-то время заниматься этим видом деятельности. Владимир Путин призвал чиновников быть более ответственными.
О контроле за расходами чиновников
Если
человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к общественному
контролю, к выполнению специальных требований, как это принято
практически во всех странах мира. Какое доверие может быть к чиновнику
или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои
средства, денежки, старается вывезти за границу?
Прошу поддержать
законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков
на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. (Аплодисменты.) Подождите
аплодировать. Может, вам не все понравится еще. (Смех в зале.) Это
требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые
решения: и первых лиц государства, и Правительства, и Администрации
Президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и
членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы. Что касается
недвижимости за рубежом, то она в любом случае в соответствии с законом
|
должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости,
и о происхождении доходов.
О контроле за правоохранителями
Особого
внимания требует система контроля надзорных органов. В таких структурах
у нас занято, по разным подсчетам, все равно около миллиона человек.
Это практически столько же, сколько, допустим, у нас врачей или
учителей. Поручаю Правительству внести предложения по изменению самих
принципов работы контрольных органов. Неприемлемо, когда показателям
деятельности контрольных органов служит не результат, а просто число
проверок, классическая палочная система.
О борьбе с коррупцией
Мы
продолжим наступление на коррупцию, которая уничтожает ресурс
национального развития. При этом хочу подчеркнуть: ни одна
бизнес-структура не должна пользоваться привилегиями от близости к
исполнительной, законодательной или судебной власти, причем любого
уровня.
О госзакупках
Настоящей
«питательной зоной» для коррупции стали госзакупки. Прошу парламент
ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причем
важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности
бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная
отчетность о ходе и результатах исполнения госконтрактов. Об обновлении власти
Моральный
авторитет государства – это базовое условие развития России. И потому
политика очищения и обновления власти будет проводиться твердо и
последовательно.
О сырьевой экономике
Нас
не может устраивать ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера
|
фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других
стран. Однобокая сырьевая экономика не обеспечивает развитие и
востребованность человеческого потенциала, а значит, по определению,
порождает неравенство. Ее резервы исчерпаны, тогда как интересы развития
России требуют ежегодного роста не менее 5-6 процентов ВВП в ближайшее
десятилетие. Реальное изменение структуры экономики, создание новых и
возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и
среднего бизнеса – это ключевые вопросы.
Об офшорах
По
некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключенных
крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с
госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая
система мер по деоффшоризации нашей экономики. Нужно добиваться
прозрачности оффшоров, раскрытия налоговой информации. Лишь честно
признав это, можно кардинально изменить ситуацию.
О резервном фонде
Наши
национальные накопления должны работать на страну, однако пока средства
Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в
развитие. Мы договорились, что после того, как Резервный фонд превысит 7
процентов ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в
российскую экономику. По итогам текущего года Резервный фонд и Фонд
национального благосостояния вместе составят уже около 9 процентов ВВП, а
значит, определенная подушка безопасности у нас есть, сформирована.
Поэтому уже с 2013 года предлагаю часть средств Фонда национального
благосостояния, для начала это может быть сумма до 100 млрд. рублей,
вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с
реализацией инфраструктурных проектов.