1. Не расходиться, ибо Мансуровская студия за пять лет дала группу, состоящую из художественных единиц.
Создавались эти единицы в той организации, какая была необходима.
Теперь, вступая на новый путь — путь труппы, требуется другая организация.
Надо упразднить орган студийцев.
Надо образовать труппу с группой сотрудников.
Эта труппа будет управляться тем органом, который наметит и примет сама труппа: ведь если бы вы все сейчас разошлись и примкнули один к одной, другой — к другой, уже существующим театральным группам, вы подчинялись бы нормам этой группы.
Каждый из вас, не принимающий чего-либо в Студии, примет его в труппе.
Новая жизнь. Новая этика. Новые взаимоотношения.
Управляет деловая группа, а не духовная.
Руководитель не нужен. Нужно лицо, нанятое для художественных работ.
Как осуществлять труппу
1. Выделить ряд людей, определившихся для нее.
2. Искать на стороне недостающих.
3. Сейчас же определить и готовить репертуар.
4. Хлопотать у государства: помещения, средств на постановку и определить суммы на труппу.
5. Контроль с правами не индивидуальными, а коллективными.
6. Жалованье назначает орган, определяемый труппой.
7. Помещение Мансуровской студии остается как семейная квартира всех, кто до сих пор был в Мансуровской студии.
{290} Постепенно в нее входят гости.
Надо обставить чуть иначе — столовая, буфет, библиотека, читальня, сцена на всякий случай, место отдыха и т. д.
План обращения
1. Чтобы поняли хорошо.
2. Что было.
3. К чему пришли.
4. Почему это так.
5. Что сделано за пять лет.
6. Дальнейший путь. (Труппа. Школа.)
7. Как его осуществить.
8. Моя роль за пять лет (и о художественном осуществлении «моих» художественных исканий).
|
9. Мое неизменное решение (ухожу как руководитель. Праздник — этап).
10. Просьба последняя.
1. Чтоб поняли хорошо.
2. Печаль. Бранд[clxxix].
3. Исторический день — историческая необходимость.
4. Ухожу (прощание — факт. Не [взваливать] на меня то, что осталось). Не объясняться бурно.
5. Мое единственное стремление — растворить «себя» в вас. Это достигнуто.
6. Что было.
7. К чему пришли.
8. Почему это так.
9. Что сделано за пять лет.
10. Дальнейший путь. (Моя обязанность сказать. Нет уверенности, что это нужно вам. Это нужно сказать мне.)
11. Как я видел его осуществление.
Полностью публикуется впервые.
Тетрадь 1919 – 1921 гг. Автограф.
Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 18/Р.
Частично опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 211 – 212.
КОММЕНТАРИИ:
В ШАЛЯПИНСКОЙ СТУДИИ
Рубен Симонов:
<…> близко я встретился с Евгением Богратионовичем только в Шаляпинской студии в 1919 году, куда Вахтангов был приглашен ставить спектакль «Зеленый попугай» Шницлера. Я должен был играть роль Анри. <…>
Эта работа Вахтангова мало известна. Я до сих пор помню, как очень точно, исключительно педантично он разбирал произведение «Зеленый попугай» с точки зрения требований «системы» Станиславского. Евгений Богратионович тогда вел режиссерско-педагогическую работу со студийцами и преподавал «систему».
Когда дело дошло до разрешения спектакля в образах, он придумал и показал для моего образа ряд пластических мизансцен: как Анри смотрит, как он слушает, как стоит. Евгений Богратионович показал основное поведение актера Анри. Показ раскрывал характер моего героя.
|
Репетиции длились около месяца. Мы с Евгением Богратионовичем разобрали всю пьесу. Потом он перестал посещать Студию, стало ясно, что больше преподавать у нас он не будет. Мы в этот период играли спектакль «Революционная свадьба».
Евгений Богратионович первый раз увидел меня в спектакле в Шаляпинской студии в пьесе «Революционная свадьба», где я играл очень мелодраматическую роль, лейтенанта французской революционной армии, который влюбляется в аристократку и сам велит себя расстрелять. Группа вахтанговских студийцев пришла посмотреть этот спектакль. Когда он посмотрел меня в этой роли, он сказал, что из меня получится хороший комик.
Полностью запись публикуется впервые.
Стенограмма беседы с Р. Н. Симоновым.
30 июня 1939 г. Правленый маш. текст.
РГАЛИ. Ф. 2740. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 78 – 79.
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ВТОРОЙ СТУДИИ
23 апреля 1919 г.
Представители Новой группы, вошедшей в Студию (бывшая Вахтанговская), заявляют о том, что они предполагают начать репетиции новой пьесы Антокольского «Новый год».
{292} Постановлено:
Назначить общее чтение этой пьесы. Назначается это чтение после генеральной репетиции «Кота в сапогах» (28 апреля, понедельник в 7 часов вечера в Студии Вахтангова). Кроме «Нового года», может быть, будет сказка Гофмана «Принцесса Брамбилла».
Публикуется впервые.
Тетрадь для записи постановлений Совета Второй студии МХТ.
Автограф.
Музей МХАТ. К. С. № 14132. Л. 14.
ИЗ КНИГИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
1 мая 1919 г.
Санаторий «Захарьино». Химки
Евгений Дмитриевич [Вигилев] чудесно и практично разобрал спектакль. Прошу Совет довести до сведения всех, занятых в «Антонии», его отзыв. Прочтите его до или после спектакля и до моего приезда предпримите что-нибудь. Поговорите о Щегловой («непростительно невнимательна и несерьезна»). С моим приездом начнутся репетиции «Антония», и я хотел бы, чтобы к ним приготовились. На этой странице прошу кого-нибудь из Совета расписаться.
Е. Вахтангов
«Непростительно невнимательна и несерьезна» относится к Берви, а не к Щегловой.
Е. Вигилев
Понял. Извиняюсь за ошибку.
Е. В.
Публикуется впервые.
Автограф.
Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 241/Р‑4. Л. 141.