ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛЬЧИКАМИ




(ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ)

«Пальцевый счет» является наиболее ранним счетом в онто- и филогенетическом развитии человека. Роль «паль­цевого счета» в развитии количественных представлений на начальном этапе становления математики рассмотрена нами в главе «Развитие математических представлений в истори­ческом аспекте». В одной из своих лекций известный уче­ный-психолог П. Я. Гальперин сказал: «Пальцы — это ведь великолепный счетный материал, это, собственно, русские счеты: имеется десяток, в нем четко отличается одна пятер­ка от другой. На пальцах очень хорошо считать...» (Гальпе­рин, 2000: 77). Да, пальцы можно с полным основанием назвать первым счетным прибором, который ребенок начинает использовать уже в младшем дошкольном возрасте. Дети в норме овладевают счетом на пальцах в период ран­него развития и пользуются им как основным видом счет­ной деятельности в младшем и среднем дошкольном возра­сте. Если у ребенка возникают проблемы в овладении счет­ной деятельностью, то время использования «пальцевого счета» значительно увеличивается. Обратимся еще раз к лекциям П. Я. Гальперина. Говоря о детях, которые дли­тельно не могут перейти к устному счету, а использует для этого пальцы, ученый обращал внимание педагогов на то, что это не означает, что ребенок плохо думает. Он иногда даже быстро думает, но пользуется начальными, крайне не­экономными формами выполнения этого действия. Поэтому по мере овладения пальцевым счетом, необходимо научить ребенка экономным способам счета. Впрочем, именно так ис­торически происходило овладение счетной деятельностью. Однако, подчеркнем еще раз, сначала все же должен иметь.место осмысленный этап «пальцевого счета». Поэтому в на­родной педагогике столь важная роль отводится пальчико­вым играм. Многие из них интересны и содержательны в плане математического развития детей. Об этом свидетель­ствуют народные песенки, потешки, переклички. Примеров их можно привести множество.

В связи с этим на начальном этапе формирования пред­ставлений о количестве мы рекомендуем использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Детей учат наблю­дать за различными движениями рук взрослого, куклы (с помощью взрослого), за движениями своих рук, за совмест­ными движениями своих рук и рук педагога. В этом случае взрослый берет руку (руки) ребенка в свои и вместе с ним производит различные движения: сжимает пальчики ребен­ка в кулачок, вытягивает один, два и т. д. пальчика вперед, прикладывает пальчик ребенка к различным предметам. При этом он осуществляет счетные действия или называет раз­личные геометрические фигуры, игрушки, указывая на них пальчиком ребенка. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихотворений, прозаических текстов, которые отражают содержание действий. Например, обучая ребенка указательному жесту, который в то же время символизирует количество один (указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулачок), взрослый рассказывает потешку «Баю-баю, баю-баю...» и др.

Формируя у детей представления о некотором количестве, которое можно изобразить с помощью пальцев, взрослый может рассказать ребенку народную попевку «Перекликание петухов», сопровождая рассказ показом количества петухов на пальцах (перед игровым упражнением ребенок сжимает пальцы рук в кулачки):

Первый петух. Каково спа-а-а-л? (Показывается указа тельный палец правой руки.)

Второй петух. Расскажи на-а-ам! (Показывается средний палец правой руки.)

Третий петух. Всем вставать ва-а-ам! (Показывается бе­зымянный палец правой руки.)

Куры. Да, да, да, да, да! (Разжимаются все пальцы левой руки и в такт слову «да» снова сжимаются и разжимаются.)

После игры педагог спрашивает ребенка:

—Сколько было петушков? (Три петушка.)

—Сколько ты показал пальчиков? (Три пальчика.)

—А ты считал пальчики, когда показывал, как отвечают курочки? (Нет.)

—Сколько было курочек? (Много.)

—Их можно сосчитать? (Нет.)

Подобные упражнения выполняются с помощью взросло­го, степень которой зависит от сформированности количе­ственных представлений и других особенностей развития детей. Цель таких игровых занятий — привлечение внима­ния детей к движениям пальцев рук, что способствует раз­витию координации «глаз — рука», дает возможность обес­печить постепенное усвоение ими необходимых произволь­ных движений. Постепенно у детей пробуждается интерес к разнообразным действиям с пальцами, стремление воспро­извести не только действия, но и высказывания. К примеру, ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии очень сложно не только показать на пальцах и назвать свой возраст соответствующим числительным, но и сказать, что собственно он изображает пальцами. Поэтому учитель-дефектолог, лого­пед, воспитатели используют в обучении как вербальные, так и невербальные средства, прежде всего «пальцевый счет», для формирования представлений ребенка о своем возрасте, о возможности общения на основе этих представлений.

Для формирования некоторых общих принципов счета де­тям предлагаются игры типа «Посмотри, покажи и скажи, что правильно, а что неправильно делает кукла». С помощью таких упражнений у детей вырабатывается представление об устойчивости порядка счета и о последовательности ука­зательных движений пальцем при пересчете предметов.

Овладение навыками счета с опорой на наглядный мате­риал позволяет детям выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с коли­чеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой. При этом необходимо учить детей соблюдать последовательность действий, отраженную в инструкции.

1. Положи левую руку рядом с игрушками (если дети путают руки, на левой руке завязывается ленточка, надевается цветная резинка, браслетик и т. п.).

2. Подними правую руку, прикасаясь пальчиком к каждой игрушке, посчитай, сколько здесь игрушек (матрешек, грибов, елок и т. д.).

3. Обведи все сосчитанные игрушки правой рукой.

4. Скажи, сколько всего игрушек.

5. Покажи столько пальчиков, сколько игрушек.

Алгоритм действий дает взрослый. Большинство детей ус­ваивает его достаточно легко и быстро. Для тех, кому слож­но удержать в памяти порядок действий, можно предложить диктантные условия, то есть инструкция дается сначала к первому действию, и ребенок его выполняет, затем ко вто­рому, которое также выполняется ребенком, затем к третье­му и т. д.

Несмотря на важность этапа «пальцевого счета» в математическом развитии детей, следует следить за тем, чтобы он не затянулся по времени и не превратился в определен­ный барьер при переходе к счету «в уме».

Кроме собственно «пальцевого счета», в игровых упраж­нениях дети учатся соотносить количество пальцев и соот­ветствующие цифры, если, конечно, они знакомы детям.

Для пальчиковых игр с математическим содержанием, ко­торые вводятся в структуру занятий с детьми уже в среднем дошкольном возрасте, можно использовать различный иллюстративный материал, например, фотографии руки и рисунки рук, показывающих то или иное количество паль цев. Помимо этого дети могут сами обводить свои ладошки с растопыренными пальчиками или в позиции, соответству­ющей определенному заданию. К примеру, педагог просит показать и обвести один пальчик. В этом случае дети вытя­гивают один пальчик, а остальные сжимают в кулак, кла­дут руку в таком положении на лист бумаги и обводят ее сами или с помощью взрослого.

Дети очень любят игры с пальчиками и красками. На­пример, они опускают горизонтально вытянутые пальцы в ёмкость с краской и прикладывают определенное количе­ство пальцев к листу бумаги. К получившимся оттискам они прикладывают соответствующие цифры или такое же коли­чество картинок, геометрических фигур и т. п. В упражне­ниях с красками можно использовать литературные произ­ведения (короткие стихи, сказки, рассказы), в которых упо­минается определенное количество чего-либо. Дети, слушая воспитателя, опускают указательный палец в краску, дела­ют на листах бумаги такое количество оттисков, которое соответствует, названному.

При формировании количественных и временных представ­лений детей хороший результат дают игры на соотнесение пальцев с днями недели. При этом дети показывают количе­ство пальцев, обозначающее какой-либо день недели: понедель­ник — один палец, вторник — два пальца и т. д. Для показа всей недельки ребенок использует пальцы обеих рук. Напри­мер, рассказывая стихотворение о днях недели, педагог про­сит детей по ходу его рассказа показывать пальцы — дни не­дели. В этой игре можно использовать картинки или фотогра­фии с изображением пальцев рук в натуральную величину, которые ребенок последовательно выкладывает перед собой по ходу рассказывания стихотворения. (Варианты таких упраж­нений представлены в тетрадях «Математическая мозаика»*). «Пальцевый счет» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания и позволяет перейти к развитию дан­ных понятий с помощью различных вариантов горизонталь­ных и вертикальных счетов (варианты абака). Сначала дети знакомятся с вертикальными счетами. Они конструируют их сами, надевая на штырьки соответствующее числовой по­следовательности количество предметов (шариков, кубов, призм). В ходе занятий используются различные дидакти­ческие пособия: вертикальные счеты с шарами, треугольны­ми призмами или кубиками; вертикальные счеты с кубика­ми, имеющими различную окраску граней (красная, синяя, желтая и зеленая); игровой модуль «Пирамида», (производ­ство ООО «ПКФ "АЛЬМА"»); числовые карточки с линей­ным или произвольным расположением изображенных на них элементов и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: