ДОКЛАД
На тему: ” Государственный кредит, понятие, значение и формы ”
Выполнил:
Студент гр.013-1402
И.М.Копысова
Проверила:
Н.Г.Милька
Псков
Содержание
1.Государственный кредит, понятие, значение и формы.
1.1Понятие государственного кредита…………………………………..3
1.2.Значение государственного кредита…………………………………5
1.3.Формы государственного кредита…………………………………...7
Список литературы………………………………………………………..9
Государственный кредит, понятие, значение и формы.
Понятие государственного кредита
Кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.
До последнего времени при характеристике государственного кредита отмечались три его основные особенности.
Во-первых, одной из сторон этих отношений обязательно является государство;
во-вторых, государство в них — должник, а кредитором выступают население и юридические лица;
в-третьих, средства, полученные государством, направляются на финансирование бюджетных расходов.
В последние годы с изменением отношений в области государственного строительства и экономических условий меняется и содержание этих отношений.
Наряду с Российской Федерацией право выступать их стороной предоставлено субъектам Федерации и муниципальным образованиям, а отношения займа дополняются отношениями по кредитованию: государство само все шире начинает выступать в качестве кредитора.
|
Государственный кредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. Сюда же относятся отношения по выдаче займов государством.
Итак, в отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут менять предписаний государства.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, как ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как инвестиционный ресурс, но обычно государственные займы в разных формах особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются отдельной строкой.
В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование государственного долга, т.е. погашает государственную задолженность путем выпуска новых займов (например ГКО).
В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было, например, в годы Великой Отечественной войны и послевоенный восстановительный период, когда население сознательно ограничивало свое потребление и давало государству взаймы деньги для достижения победы в войне и восстановления разрушенного войной хозяйства. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.
|
Значение государственного кредита
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы РФ, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.
С точки зрения экономики государственный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.
В тоже время государственный кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
|
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны:
– в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника;
– государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;
– при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
Государственный долг РФ определяется в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; государственный долг субъекта РФ – как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.
Правовые основы государственного кредита в РФ закреплены в федеральных правовых актах (БК РФ, ГК РФ, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. и др.).