I.Работа с научными первоисточниками.




Д/о, 2 курс. РГПУ им. А. И. Герцена

(спец-ть «Педагогическое образование»)

Комплекс практических заданий

Отчет по самостоятельно проработанным темам и освоению практических навыков проходит в течение всего учебного года в процессе практических аудиторных занятий. Результаты этих отчетов строго контролируются. Кто из студентов по тем или иным причинам не смог в них активно участвовать, должен отчитаться при сдаче зачета.

I.Работа с научными первоисточниками.

Целью данного вида контрольных заданий является, во-первых, приобретение навыков изучения и понимания неадаптированного научного текста по «Музыкальной психологии и психологии музыкального образования», умения грамотно работать с научным первоисточником.

Во-вторых, приобщение к публичному словесному выступлению, свободному участию в научной дискуссии, ответам на спонтанно заданные вопросы.

В-третьих, четкому, лаконичному и логически выверенному структурированию мысли и выступления в целом. Поэтому мы требуем, чтобы сообщение студента не занимало более 5–10 минут.

В-четвертых, умение убедительно иллюстрировать высказанные мысли правильно подобранными цитатами.

В-пятых, освоение свободного транслирования теоретических знаний в творческую практику.

Поэтому практические самостоятельные задания включают два вида: подготовка краткого сообщения по заданной нами теме на основе самостоятельно избранного научного первоисточника, выполнение творческого задания, демонстрирующего знание теоретических источников и базовых понятий.

Основу самостоятельной работы составляет изучение научных первоисточников Б. Теплова, Е. Назайкинского, М. Старчеус, А. Готсдинера, Л. Бочкарева, Н. Корыхаловой, Д. Кирнарской, Г. Овсянкиной, В. Григорьева и других авторов. Учебники не использовать, так как это адаптированная литература. К научным первоисточникам относятся только книги и статьи в сборниках и журналах ( например, журнал «Музыкальная психология и музыкальная терапия» под ред. В.И. Петрушина, которывй есть в Интернете ). Список литературы помещен в конце учебника Г.П. Овсянкиной. Есть он и в других работах. Для поиска можно пользоваться «Музыкально-энциклопедическим словарем», системой библиографического поиска (именного и предметного) в библиотеках и сети Интернет (электронные библиотеки).

Нельзя выступать по рефератам и сомнительным по содержанию работам малокомпетентных авторов, которыми наполнено Интернет-пространство. Не приветствуется выступление по нескольким первоисточникам, так как это обычно связано с использованием рефератов. Если студент обращается к крупному исследованию, то достаточно проработать, например, одну главу. По книге могут выступить несколько студентов.

При этом студент обязательно должен знать или грамотно выписать библиографическое описание избранной литературы (т.е. указать автора с инициалами, заголовок, если это статья, то название сборника или журнала, из которого они взяты, знать город, где издана книга, издательство и год выпуска). В Интернете можно смело брать книги в формате PDF (это тоже книга, но в виртуальном пространстве). Остальное требует проверки.

Мы рекомендуем проработать за год семь научных первоисточников по ниже перечисленным темам:

 

Темы:

1) музыкальные способности и музыкальность,

2) музыкальное восприятие,

3) психология музыкального воспитания и образования,

4) психологические проблемы музыкального исполнительства,

5) моделирование или общение (на выбор) в музыкальной педагогике,

6) воспитание молодого композитора.

7) психологический облик музыканта.

 

2. Творческие задания:

1. Характеристика своих музыкальных способностей и музыкальности.

2. Охарактеризовать свое музыкальное восприятие одного из следующих музыкальных направлений: академического, фольклорного, эстрадного, джазового, рок

3.. Вспомнить из своего обучения (или наблюдения за кем-то) положительную (или отрицательную) роль психологического воздействия

4.Нарисовать психологический портрет любимого музыканта-исполнителя, внесшего вклад в музыкальную культуру.

5.Привести примеры моделирования или общения (на выбор) в музыкальной педагогике.

6. Нарисовать психологический портрет композитора или метода его творческой работы (можно над одним произведением). <При подготовке этого творческого задания надо обязательно пользоваться научной литературой>

 

Как видим, все теоретические и творческие задания коррелируют между собой в следующих соотношениях: № 1– 1; № 2 – 2; № 3 – 3; № 4, 5 – 4; № 6 – 5; № 7 – 6.

Творческих заданий в комплексе на одно меньше, так как последнее из них (№ 6) можно выполнить, только изучая предварительно теоретический материал.

Одно отличное сообщению на основе научного первоисточника = 6 баллам (всего= 42 балла). Выполнение каждого из первых пяти творческих заданий = 4 баллам (всего= 20 баллов). Последнее творческое задание (№ 6) = 10 баллам. В целом отличный отчет по всем самостоятельным заданиям составляет 72 балла. Поэтому студенты, успешно сдавшие весь комплекс, при учете хорошей посещаемости аудиторных занятий, могут освобождаться от итогового зачета в конце 4 семестра.

 

Вопросы для зачета

Более тридцати вопросов отражено в учебнике «Музыкальная психология Г. П. Овсянкиной. Он есть у нас в библиотеке. Подготовка по мобильнику не результативна, так как смысл не схватывается.

1. Предмет и задачи курса «Музыкальная психология».

2. Музыкальная психология в историческом ракурсе.

3. Музыкальная психология в антропологическом аспекте

4. Комплекс основных музыкальных способностей и музыкальности.

5. Музыкальный слух как краеугольная проблема. Характеристика разных сторон музыкального слуха.

6. Физиологические основы музыкального слуха.

7. Музыкальная память. Общая характеристика.

8. Механизмы действия музыкальной памяти исполнителя.

9. Музыкальный интеллект и музыкальное воображение.

10. Общая характеристика частных музыкальных способностей

11. Абсолютный музыкальный слух.

12. Проблема синопсии и музыкальное творчество.

13. Музыкальная одаренность исполнителя и композитора.

14. Наследственность музыкального дарования.

15. Общая характеристика музыкального восприятия.

16. Психология функционирования музыкального восприятия.

17. Стадии развития музыкального восприятия.

18. Современные проблемы музыкального восприятия.

19. Воспитание музыкального восприятия.

20. Психологический аспект исполнительства.

21. Психология подготовки к публичному выступлению.

22. Разновидности интерпретации в музыкально-исполнительском творчестве.

23. Артистизм и эстрадная выдержка.

24. Проблема определения музыкальных способностей.

25. Психологические особенности вундеркинда.

26. Психология методов и приемов музыкального воспитания и образования. Творчество в музыкальном воспитании и образовании.

27. Ассоциативность в музыкальном воспитании.

28. Психологический аспект зарубежных музыкально-педагогических систем ХХ века.

29. Психологический аспект отечественных музыкально-педагогических систем ХХ века.

30. Современные проблемы музыкального воспитания.

31. Психологические особенности работы композитора (общие понятия).

32. Классификация творческого процесса композитора.

33. Проблема воспитания молодого композитора (примеры из творческой биографии композиторов-классиков)

34. Моделирование в музыкальной педагогике

35. Проблемы общения в музыкальной деятельности

36. Психологический облик музыканта и музыкальное творчество

 

Разработанные нами контрольно-измерительные задания учитывают изложенную специфику дисциплины и направлены на освоение ее базовых знаний и навыков. Отличное выполнение всех контрольно-измерительных заданий = 100 баллам. Однако для получения зачета достаточно и 70 баллов. То есть, положительное число баллов предполагает амплитуду колебания (70100).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: