Поскольку гравиметрами измеряются не полные значения ускорения силы тяжести, а его приращения, наблюдения с гравиметром всегда начинаются на опорных пунктах, где полные значения силы тяжести определяются заранее с повышенной точностью. Создание сети опорных пунктов осуществляется от государственных опорных пунктов I, II и III классов. Зная полное значение силы тяжести на опорном пункте (так называемое “жесткое” значение –gОП1) и, взяв отсчет на этом пункте (nоп), а затем на пунктах рядовой съёмки (n1; n2; n3…ni и т.д.), приращения силы тяжести на каждом из рядовых пунктов относительно опорного можно определить, как
Dg1= c (n1-nоп1),
Dg2= c (n2-nоп1),
………………,
Dgi= c(ni-nоп1)
где С – цена деления гравиметра. Алгебраически суммируя приращения на каждом пункте с жестким значением, получают полные значения силы тяжести на каждом рядовом пункте:
g1 = gon1 + Dg1,
g2 = gon1 + Dg2,
…..……………..,
gl = gon1 + Dgi,
Однако полученные значения gi будут определены с ошибкой, поскольку гравиметр обладает сползанием нуль-пункта. Для учета этой ошибки каждое звено рейса (маршрута) должно не только начинаться, но и заканчиваться на опорном пункте, причем не обязательно на том же, так как полные (абсолютные) значения силы тяжести известны на каждом из опорных пунктов. При этом надо выполнять обязательное условие – промежуток времени между отсчетами на опорных пунктах (или говорят: длительность звена рейса) должен быть не больше времени рабочего режима гравиметра, которое определяют опытным путем перед началом работы. Обычно это время не превышает 3–4 часов. Затем приступают к обработке данных. Вычисляют для каждой точки разность отсчетов, вычитая из отсчетов на каждой точке самый первый отсчет на опорной точке (Dni = ni-n0). Умножают разности отсчетов на цену деления (Dg = c·Dni).
На миллиметровке строят график зависимости сползания нуль-пункта от времени (рис. 1), считая эту зависимость линейной. Затем определяют величину сползания нуль-пункта для каждого пункта рядовых наблюдений пропорционально времени. Время отсчитывается от отсчета на первом опорном пункте и поправка вводится с обратным знаком.
|

С = 5 мгл/об, gon1 = 981 290.00 мгл, gon2 = 981 308.90 мгл.
Таблица 1
Профиль, пикет | t0, С | Время | Отсчет, об. | Dg | gабс. | Поправка за сполз. 0 | gиспр., мгл |
ОП – I | 120 | 9 – 00 | 4.500 | 981 290.00 | |||
I | 9 – 10 | 5.200 | + 3.50 | 293.50 | -0.05 | 293.45 | |
9 – 20 | 6.400 | + 9.50 | 299.50 | -0.10 | 299.40 | ||
9 – 40 | 2.000 | - 12.50 | 277.50 | -0.20 | 277.30 | ||
9 – 50 | 6.200 | + 8.50 | 298.50 | -0.25 | 298.25 | ||
10 – 00 | 5.100 | + 3.00 | 293.00 | -0.30 | 292.70 | ||
ОП – 2 | 140 | 11 – 00 | 8.400 | + 19.5 | 981 309.50 | -0.60 | 308.90 |
Задание
Провести полную обработку звена рейса с гравиметром, используя следующие данные:
Таблица 2
ПР, ПК | t0 | Время час. мин. | Отсчет (дел.) | Δg (мгл) | gабс. (мгл) | Попр. за сполз. 0 | gиспр (мгл) |
ОП – 1 | 150 | 9 – 15 | 6.589 | 981 226.15 | |||
0.25 | 9 – 23 | 6.327 | +0.14 | 226.26 | +1 | ||
0.50 | 9 – 34 | 6.152 | +0.24 | 226.39 | +2.01 | ||
0.75 | 9 – 44 | 6.008 | +0.31 | 226.46 | +3.02 | ||
1.00 | 9 – 53 | 6.298 | +0.16 | 226.31 | +4.20 | ||
1.25 | 10 – 06 | 6.456 | +0.07 | 226.22 | |||
1.50 | 10 – 15 | 6.701 | -0.06 | 226.09 | |||
1.75 | 10 – 25 | 6.825 | -0.12 | 226.03 | |||
2.00 | 10 – 33 | 6.998 | -0.22 | 225.93 | |||
2.25 | 10 – 42 | 7.252 | -0.36 | 225.79 | |||
2.50 | 10 – 54 | 7.508 | -0.55 | 225.60 | |||
2.75 | 11 – 03 | 7.643 | -0.57 | 225.58 | |||
3.00 | 11 – 12 | 7.828 | -0.68 | 225.47 | |||
3.25 | 11 – 24 | 7.777 | -0.65 | 225.50 | |||
3.50 | 11 – 32 | 7.915 | -0.72 | 225.43 | |||
3.75 | 11 - 40 | 7.920 | -0.73 | 225.42 | |||
4.00 | 11 – 51 | 7.950 | -0.74 | 225.41 | |||
ОП – 2 | 160 | 12 - 00 | 8.125 | -0.84 | 981 225.31 |
Жесткое значение на первом опорном пункте gon1 =981 226.15. Цены делений при средней температуре звена 15.50 и значения gon2 приведены в таблице 3:
Таблица 3.
Вариант | ||||||||||
С мгл/об | +5.510 | +4.250 | + 0.550 | +5.250 | +8.500 | -5.510 | -4.250 | -10.550 | -5.250 | -8.500 |
gon2 (мгл) | 233.50 | 232.00 | 243.05 | 233.50 | 238.31 | 218.29 | 218.01 | 210.56 | 219.10 | 211.50 |
Вариант | ||||||||||
С мгл/об | +5.210 | +4.550 | +10.150 | +5.350 | +8.400 | -5.210 | -4.200 | -10.250 | -5.350 | -8.700 |
gon2 (мгл) | 233.50 | 232.00 | 243.05 | 233.50 | 238.31 | 218.29 | 218.01 | 210.56 | 219.10 | 211.50 |
Вычисления значений силы тяжести вести с точностью до сотых долей мгл. Порядок работы следующий:
1.Вычисляют приращения Dg:
Dgi = с (ni-no) (4)
2.Абсолютное значение gабс. рассчитывают:
gабсi = gon1 +Dgi (5)
3.Вычисляют сползание нуль-пункта в течение рейса
Pн.п. max = gабс.on2 – gon2 (6)
где gабс.on2 абсолютное значение на ОП – 2, полученное в рейсе по формуле (5), gon2 —известное жесткое значение на ОП – 2.
4.Определяют поправки за сползание нуль-пункта в каждой точке наблюдения (Pн.п. i). Для этого на миллиметровке строят график зависимости сползания нуль-пункта от времени (рис. 1). По графику определяют поправки в каждой точке наблюдения. Поправку вводят с обратным знаком.
5.Вычисляют gиспрi по формуле:
gиспрi = gабсi+ Pн.п.i (7)
6.Закончив вычисления, необходимо написать отчет, где приложить результаты по форме табл.1, указать номер варианта и ответить письменно на следующие вопросы:
Вопросы:
1.Нарисуйте примерный рельеф местности, по которой шел оператор (для Вашего варианта).
2.Как можно ввести поправку за сползание нуль-пункта без использования графика?
3.Предложите свой алгоритм вычислений (т.е. порядок вычислений), отличающийся от предложенного в работе. Проверьте его на примере табл. 6.
Содержание отчета:
1.Титульный лист.
2. Цель работы.
3. Вычислить приращения Dg, абсолютное значение gабс., сползание нуль-пункта и заполнить таблицу 2.
4. Построить график и определить поправки в каждой точке наблюдения.
5. Ответить на вопросы.
Выводы