1. Общая характеристика периода.
2. Образование, книгопечатание, научные знания.
3. Общественная мысль, литература, театр.
4. Архитектура и живопись.
1. Общая характеристика периода
В истории России XVII век- это переходный период от средневековья к новому времени. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения.
Смута (1598-1613 гг.) - время между династиями Рюриковичей и Романовых имела серьезные последствия:
- дальнейшее ослабление позиций боярства, бывшего основой консерватизма.
- возвышение дворянства, т.е. прогрессивной части русского общества.
- тяжелые экономические потрясения, смерть и запустения, а также финансовые проблемы привели - к окончательному закрепощению крестьянства (1649 год - Соборное уложение Алексея Михайловича).
- у русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, они стали осознавать, что управление государством не только личное дело царя и его советников, но и дело земское. Русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха.
Современники назвали XVII век «бунташным», т.к. на этот период приходится две крестьянские войны: под руководством Ивана Болотникова (1606 - 1607); под руководством Степана Разина (1670 – 1671); а также Соляной бунт (1648 год); Медный бунт (1662 год), Стрелецкое восстание (1682 год) - это лишь одни из самых ярких проявлений народного недовольства.
Кроме того, шла борьба внутри господствующего класса, между боярами и дворянами, конфликт между церковью и светской властью, борьба внутри самой церкви, которая закончилась расколом в 1653 г, выступление купечества с сословными притязаниями - все это нашло свое отражение в культуре.
Исходя из этого к особенностям развития культуры 17 века можно отнести:
|
1. разрушение религиозного мировоззрения, свойственного для средневекового общества, обмирщение культуры, т. е. придание ей светского характера.
2. рост в культуре демократических тенденций, что выразилось в признании самоценности земной жизни, повышение внимания к человеку как таковому. Наиболее сильно эта черта проявилась в литературе и живописи.
2. Образование, книгопечатание, научные знания.
Происходившие изменения в экономической жизни, усложнение системы государственного управления, расширение контактов с зарубежными странами, все это требовало развития просвещения и повышения уровня грамотности.
Особенно уровень грамотности вырос среди посадского населения. В Москве в 80-х годах 17 в. 24% взрослого мужского населения были грамотными. Овладение грамотой открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ и таким образом выхода из тягла.
Заметно распространилась грамотность среди дворянства. Во второй половине XVII века на государственных постах неграмотных уже не было.
Крестьянство же продолжало оставаться неграмотным, слабо распространялась грамотность среди женского населения, даже в семьях знати и купечества.
Начале 17 века грамоте обучали либо на дому, либо у мастеров - учителей из низшего духовенства. В знатные семьи приглашали учителей - иностранцев из Украины и Белоруссии. Но все более возрастающая потребность в образованных людях поставила вопрос о развитии в стране школьного дела.
В 1649 году видный государственный деятель боярин Федор Михайлович Ртищев при столичном Покровском Андреевском монастыре организовал первую школу, куда были приглашены 30 монахов из Киева. Там преподавали славянский, греческий языки, риторику, философию и другие дисциплины.
|
По инициативе посадских людей в 1667 году при церкви Иоанна Богослова в Москве была устроена приходская школа («гимнасион»), где преподавали грамматику, славянский, греческий и латинский языки и другие дисциплины по образцу украинских братских училищ. Существовало и несколько начальных посадских школ.
В начале 50-х годов при Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриарха создана школа, готовящая образованных людей для церкви. Во главе ее стоял грек Арсений, а позже в ней преподавал известный просветитель Епифаний Славинецкий.
В 1665 году Симеон Полоцкий (учитель царских детей) возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу. Эта государственная школа готовила образцовых чиновников для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и риторику.
В 1681 году по инициативе патриарха на Печатном дворе была организована школа греческого чтения, языка и письма, во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом.
В 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже академия). Под руководством братьев греков Сафрония и Иоанникия Лихуд. Оно было открыто для молодых людей «всякого чина, сана и возраста», для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государевой службы.
|
С распространением образования вырос спрос на учебные пособия. В 1634 году был издан впервые букварь Василия Бурцева. В 1648 г. впервые вышла грамматика Мелетия Смотрицкого. В 1682 таблица умножения, которая называлась «Считание удобное». Широкое хождение имели рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике, которые назывались «Цифирные счетные мудрости».
1678 году в Москве опубликован «Синопсис» Иннокентия Гизеля - архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан краткий и популярный обзор русской истории с древних времен до 70-х годов XVII века. Это был первый учебник по истории.
В XVII веке деятельность Московского печатного двора значительно расширилась. Количество изданий достигло 483 наименований, но 85 % из них составляла религиозная литература.
Развивались научные и технические знания, но они имели преимущественно прикладной характер, без теоретического осмысления и добывались эмпирически (т.е. опытным путем).
Новым для XVII века стало появление письменных руководств, обобщавших производственный опыт и помогавших решению практических задач. В 1628-1629 г. создана «Книга сошного письма», содержащая знания в области геометрии и их применение в землемерных работах. «Устав ратных, пушечных и других дел», созданный в 1621 году Анисимом Михайловым (Радышевским), содержал практические сведения из математики, физики, химии.
Широко были распространены различные травники и лечебники.
Знания по анатомии и астрономии получали из многочисленных переводных книг.
XVII век – век Великих географических открытий России. На рубеже XVI-XVII веков была составлена «Сводная карта русского государства» или «Большой чертеж». В 1627 к ней был создан комментарий «Книга Большому чертежу».
Были совершены экспедиции Василия Пояркова по Амуру в Тихий океан (1643-1646), Семена Дежнева (1648) доказала наличие пролива между Азией и Северной Америкой, экспедиция Ерофея Хабарова в 1649 году изучала Приморский край. Экспедиция Владимира Атласова в 1697 году исследовала Камчатку.
. Многочисленные сведения о землях фиксировались в донесениях», которые назывались «скаски» и «отписки», на их основе составлялись чертежи и карты.
3. Общественная мысль, литература, театр.
Социальные потрясения «бунташного века» поставили множество вопросов и вызвали активизацию общественной мысли и публицистики. Делались попытки объяснить причины смуты и определить пути дальнейшего развития страны.
Авраамий Палицин в «Сказании» (самом популярном историческом сочинении о смуте), объяснял единодушное избрание Михаила Романова тем, что людям эту мысль внушил Бог. Он осуждал представителей правящего класса, которые в страхе перед народным движением пошли на сговор с интервентами.
Юрий Крижанич в своем труде «Думы политичны» («Политика») предлагал программу внутренних преобразований России.
Симеон Полоцкий в своих поэтических произведениях указывал на устройство России. И, если Палицин был сторонником сословно-представительной монархии, то Крижанич и Полоцкий обосновали принцип абсолютизма и рисовали идеальный образ просвещенного монарха.
В XVII веке созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец», созданный в 30-е годы XVII века, излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Многие из них были откликом на события смутного времени («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание», «О псковском разорении, «О бедах, о скорбях и напастях»» и другие).
Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью. Именно к XVII веку относятся первые записи произведений УНТ. Влияние УНТ на литературу выразилось в сближении литературного и народного языка и в появлении новых жанров. Происходит переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию обобщенных литературных образов. В литературных произведениях появляются простые люди.
Житийная литература постепенно превращается в биографическую повесть. В это же время появляется первая в русской литературе биография женщины-дворянки - «Повесть об Улиании Осорьиной», написанная ее сыном.
Новаторским является «Житие протопопа Аввакума». Это первая в русской литературе автобиографическая повесть. Аввакум стал основоположником нового жанра автобиографии-исповеди, первым ввел народное просторечие в книжный язык.
В XVII веке возник и получил развитие новый жанр - демократическая сатира, стоявшая близко к УНТ и критиковавшая порядки в обществе: «Повесть о Шемякине суде»; «Повесть о Ерше Ершовиче»; «Служба кабаку»; «Азбука о голом и небогатом человеке»; «Повесть о Фоме и Ереме»; «Сказание о попе Савве и великой его славе» и другие.
Впервые появилась бытовая повесть, в ней была поднята проблема отцов и детей, то есть взаимоотношения старого и нового поколения. Это «Повесть о Горе-Злочастии»; «Повесть о Фроле Скобееве»; «Повесть о Савве Грудцине» (эта повесть считается одним из первых русских романов).
Появляется силлабическое стихосложение. Основоположником был Симеон Полоцкий. Ему принадлежат сборники «Рифмологион», «Вертоград Многоцветный» - это панегирические стихи членам царской семьи. Последователями Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Приобретает популярность переводная художественная литература, в первую очередь потому что переводились занимательные произведения: рыцарские романы, бюргерские бытовые и плутовские новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, причем все они дополнялись русским фольклором («Поесть о Бое королевиче», «Повесть об Оттоне цесаре римском»)
Результатом влияния Западной Европы на культуру России стало создание русского театра.
Отношения государства и скоморохов отличались чрезмерной остротой, что в середине XVII века привело к запрету скоморошьего искусства вообще в связи с его обличительными тенденциями и языческими традициями.
В то же время в Москве знали, что у европейских правителей есть придворные театры. В 1672 году царь Алексей Михайлович под влиянием одного из наиболее просвещенных русских аристократов, боярина А.С. Матвеева приказал пастору немецкой слободы Иоганну Грегори поставить спектакль силами местных жителей. И в октябре 1672 года состоялась премьера придворного театра. Мужские и женские роли играли мужчины. Театр просуществовал всего 4 года и поставил 9 пьес на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Своего здания у театра не было.
Кроме придворного появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Написанные преподавателями пьесы ставились по праздникам.
4. Архитектура и живопись.
Почти сразу после окончания смутного времени общий подъем страны вызвал интенсивное строительство преимущественно в посадском стиле. Стала набирать силу палатная (гражданская) архитектура. При этом и в культовом, и в гражданском зодчестве архитекторы руководствовались общими принципами. Поэтому главными признаками храма стали только купола, апсиды и колокольни. В остальном здания строились одинаково - по принципу деревянного зодчеств, то есть кубическая клеть, к которой механически примыкали несколько других клетей. Все это имело ассиметричную композицию и богатый декор. Потому архитектура XVII века получила название Московского барокко, которое вылилось в «нарышкинское» барокко (нарышкинский стиль).
Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII века был Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635-1636 годах русскими зодчими Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым.
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, но в шатровых постройках все более заметно выступало стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская (Дивная) церковь Алексеевского монастыря в Угличе, построенная в 1628 году.
Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, а это играло большую роль в обмирщении церковного зодчества, так как именно в посадских храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало и отражались вкусы и настроения различных слоев населения.
Церковь Троицы в Никитниках в Москве возведена по заказу купца Никитникова в 1628-1636 годах. Это целый комплекс построек, напоминающих жилые хоромы.
Образцом посадского зодчества середины столетия является построенная по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве, построенная в 1649-1652 годах. Она отличается причудливой композицией различных объемов, а также богатством декора.
Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одном из крупнейших торгово-ремесленных центров в России. Купцы соревновались в постройке и в убранстве церквей, многие из которых превосходили московские церкви. В основном это монументальные пятиглавые соборы, изысканно украшенные изразцами (церковь Ильи Пророка (1647-1650 г), церковь Иоанна Златоуста (1649-1654), церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687)).
Сама церковь упорно сопротивлялась обмирщению. Патриарх Никон в50-е годы запретил возведение шатровых храмов. В качестве образца было выдвинуто пятиглавие и строгая монументальность. В таком стиле построены Патриашьи палаты в Московском Кремле (1643-1655, архитекторы Д. Охлебинин и А. Мокеев); Иверский Волдайский монастырь, основанный Никоном (архитектор А. Мокеев); Новоиерусалимский монастырь (1656-1694, архитекторы А. Мокеев и Я. Бухвостов). По замыслу Никона в постройках Новоиерусалимского монастыря должны повторяться главные христианские святыни.
Крупное строительство вели и другие церковные иерархии. В 70-80 годы была построена резиденция Ростовского митрополита Ростовский Кремль.
Тем не менее, посадские храмы продолжали развивать демократическое направление.
Стремление к украшению и нарядности проявлялось в монастырском и крепостном строительстве. Изразцами был украшен Московский Кремль, стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова и других монастырей.
Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома, отличающиеся богатством декоративного оформления.
Возникший в конце XVII века нарышкинский стиль испытал заметное влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами нового стиля является четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность в высь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания: резьба по белому камню, цветные изразцы и раскраска фасадов. Наиболее яркий памятник этого стиля церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 годах по заказу брата царицы Натальи Нарышкиной. Типичными образцом настоящего европейского барокко является здание церкви Знамения в Дубровицах, построенная братьями Голицыными. Это типичный усадебный храм, рассчитанный не на уличную перспективу, а на парковое окружение.
Живопись в наименьшей степени подвергалась обмирщению, хотя с середины XVII века наметились новые тенденции, главная из них - становление и развитие реалистических тенденций. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр и появляется портретная живопись.
Художественным центром страны была Оружейная палата, объединявшая не только лучших русских иконописцев, но и иностранных мастеров, приехавших в Москву из Голландии, Германии, Польши и Армении. С 1655 года Оружейную палату возглавлял боярин Богдан Хитрово, тонкий знаток и ценитель искусства. Во главе нового направления живописи стоял Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Именно он начал проявлять интерес к реалистическому изображению объема, движения и цвета. Аргументируя это тем, что икона должна быть красива и «живоподобна». Любимым его сюжетом был Спас Нерукотворный, дающий возможность писать классически правильное лицо, добиваться телесного цвета и выражения объемности. В другой известной работе - иконе «Насаждение древа государства Российского» (1668 г.), прославляющей самодержавную власть, Ушаков помещает портреты не только древнерусских правителей и святых, но и царя Алексея, царицы и царевичей.
Вместе с Ушаковым работали Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Резанец, Федор Зубов и Иосиф Владимиров.
Ярким явлением в изобразительном искусстве стала школа ярославских мастеров. Сюжеты библейских историй на фресках в храмах Ильи Пророка (выполнены артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным) и Иоанна Предтечи (артель Дмитрия Плеханова) пронизаны бытовыми мотивами (пейзажи, женские фигуры и т.д.).
В 1669 году под давлением церкви царь издал указ, который требовал придерживаться старых иконописных традиций и объявлял о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Это естественно тормозило развитие новых явлений в живописи.
С пробуждением интереса к человеку и под влиянием Западной Европы появляется портретная живопись, так называемые «парсуны» (искаженное от «персона»). Это первый собственно светский жанр. В первой половине17 века их писали в старой иконописной манере и старой иконной технике (на досках яичными красками). А во второй половине XVII века изображения стали принимать более реалистический характер, а из Европы пришла техника письма маслом на холсте. В иконописной технике созданы парсуны царя Федора Михайловича, воеводы князя Скопина-Шуйского. В новой технике созданы парсуны царицы Натальи Нарышкиной и ее брата Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова. В ноыой технике работали художники Ерофей Елин и Лука Смолянин.