Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
Важный вопрос – концептуальные подходы к разграничению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между федеральным уровнем и субъектами РФ.
Анализ позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов собирается в государственных внебюджетных фондах; велики расходы на оборону и содержание правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов Федерации должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенций); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами. Стратегия межбюджетных отношений должна строиться в соответствии с научно обоснованными критериями бюджетного федерализма.
Важнейшую роль в обеспечении финансовой стабилизации в стране играет федеральный бюджет. Доходы бюджета делятся на группы:
· налоговые доходы;
· неналоговые доходы;
· доходы целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Межведомственного фонда развития системы и налоговой службы РФ; Государственного фонда борьбы с преступностью; Федерального экологического фонда РФ).
В целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов Правительство РФ, в случаях нарушения отдельными субъектами Федерации установленного законодательством порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет, вправе:
· приостанавливать финансирование федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Федерации;
· приостанавливать передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, субвенциям и дотациям, бюджетным ссудам и кредитам;
· прекращать выдачу лицензий на экспорт;
· приостанавливать выделение средств из фонда льготного кредитования;
· приостанавливать централизованные поставки продукции из государственных ресурсов.
Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, а также она зависит от фактического поступления доходов, прежде всего – налогов.
Недопоступление в доход бюджета налоговых и иных платежей в значительном объеме требует активной работы по увеличению доходов федерального бюджета в форме заимствований ресурсов на финансовых рынках.
Реализация принципов бюджетного федерализма предусматривает необходимость обоснованного и жесткого распределения государственных расходов между звеньями бюджетной системы на основе разделения прав и ответственности федеральных, региональных, местных органов власти и управления за решение задач социально-экономического развития. Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в суммах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: содержание органов государственной власти РФ; осуществление экономической деятельности РФ; оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; обустройство государственной границы; финансирование фундаментальной науки; образование государственных материальных и финансовых резервов; регулирование финансового потенциала субъектов Федерации; погашение и обслуживание государственного долга РФ; другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами – их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на: социально-культурные мероприятия и науку; развитие экономики; правоохранительную деятельность; другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год.
По обоюдному решению органа государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей финансирования. Однако в условиях дефицита бюджетов часть полномочий вышестоящих бюджетов нередко передается нижестоящим без необходимого финансового обеспечения.
Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды могут быть: Внутренние – ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства. Внешние ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, – государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.
Следующий признак экономической классификации расходов – их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.
Текущие затраты: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов;текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства;проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера предназначены на: новое строительство; развитие объектов государственной и муниципальной собственности; реконструкцию и др.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет.
Укрепление доходной базы федерального бюджета предполагает:
· разработку и утверждение программы действий по мобилизации доходов федерального бюджета, укреплению платежной дисциплины и совершенствованию налогового администрирования;
· усиление применения мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
· изменение порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов; пересчет пени, начисленных за нарушение налогового законодательства и порядка уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;
· подготовку предложений об особом порядке проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет с учетом периода ее образования; организацию работы соответствующего Федерального центра при Правительстве РФ;
· увеличение доходов федерального бюджета от использования государственной собственности, в том числе за рубежом; разработку комплекса мер по увеличению доходов от приватизации государственного имущества; усиление мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции с целью увеличения поступлений доходов в бюджет;
· ускоренный порядок применения процедуры банкротства;
· другие меры по увеличению доходов федерального бюджета.
Повышение эффективности использования бюджетных средств обеспечивается с помощью:
· программы сокращения государственных расходов;
· анализа использования средств поддержки организаций негосударственного сектора, предоставление средств на возвратной основе;
· комплекса мер по финансовому оздоровлению бюджетов субъектов РФ и улучшению их взаимоотношений с федеральным бюджетом;
· мер по мобилизации средств от возврата внешних кредитов;
· повышения эффективности использования бюджетных средств.
Все эти меры должны усилить роль бюджета в макроэкономическом регулировании.