1. Измерять окружности груди и головы с помощью сантиметровой ленты, которая проходит:
- при измерении окружности головы по наиболее выступающей части затылочного бугра сзади и по надбровным дугам спереди;
- при измерении окружности груди – по нижнему краю лопатки сзади и по сосковой линии спереди.
Размеры большого родничка измерять при его пальпации между двумя противоположными сторонами.
2. При оценке полученных данных обращать внимание на значительное увеличение окружности головы и размеров большого родничка. В этом возрасте должно произойти выравнивание размеров окружностей груди и головы, а у данного ребенка окружность головы больше на 3 см, что может быть обусловлено гидроцефалией.
3. Необходимо уточнить при расспросе, как спит ребенок, характер общего поведения, аппетита, наличие срыгиваний; провести оценку нервно-психического развития, двигательную активность, мышечный тонус.
4. Необходимо направить на срочную консультацию к педиатру и невропатологу.
Задача №26.
Ребенку 5 месяцев, здоров, растет и развивается соответственно возрасту, находится на грудном вскармливании.
Задания
1. Опишите его нервно-психическое развитие и дайте рекомендации по проведению занятий с ребенком этого возраста.
2. Рассчитайте долженствующие показатели массы тела 3300 г., ростом 51 см..
3. Рассчитайте суточный и разовый объем пищи, составьте примерное меню на 1 день.
4. Дайте рекомендации по закаливанию и физическому воспитанию малыша.
5. Какие профилактические прививки нужно провести этому ребенку?
Эталоны ответов
1. Аз – отличает чужих от близких,
Ас – различает тон, с которым к нему обращаются,
|
До – стоит, не подгибая ног, при поддержке под мышки; поворачивается со спины на живот,
Др – четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка,
Ра – продолжает долго гулить.
Рекомендации по проведению занятий: поддерживать радостное состояние: улыбку, смех, вызывать ответные звуки – лепет. Окликать ребенка издали, слушание музыки, пение, показывать яркие игрушки, приучать пить из чашки, есть с ложки.
Игрушки: яркие, целлулоидные погремушки, удобные для захватывания.
2. Масса тела долженствующая = 3300 + 600 + 800 + 800 + 750 + 700 = 6950 г.
Длина тела (рост) долженствующая = 51 + 3 + 3 + 3 + 2,5 + 2,5 = 65 см.
3. В возрасте от 4 до 6 мес.: объем суточный = 1/7 * массу тела долженствующая. Объем суточный = 1/7 * 6950 ≈ 1000 г. При 5-ти разовом кормлении: объем разовый = 1000: 5 = 200 г.
06.00 ч. – грудное молоко,
10.00 ч. овощное пюре 80,0 г, грудное молоко,
14.00 ч. – грудное молоко, фруктовое пюре 40,0 г,
18.00 ч. – грудное молоко, фруктовый сок 40,0 г,
22.00 ч. – грудное молоко.
4. Схема закаливания: умывание, t воды 20º С – 22º С, t в помещении 20º С – 22º С. Во время массажа и переодевания – воздушные ванны 6-8 мин., прогулки на свежем воздухе при t от –15º С до +18º С 1,5-2 часа в день.
5. БЦЖ (4-7-й день жизни) 0,05 мл в/к; АКДС 0,5 мл внутримышечно + против полиомиелита 4 капли в рот – в 3 и 4 месяца. В настоящее время показана 3-я прививка АКДС и против полиомиелита.
Задача №27.
Вы – фельдшер ФАПа, пришли на первичный патронаж к новорожденному ребенку. Маме 18 лет, нервный ребенок, она очень обеспокоена, сможет ли правильно ухаживать за своим малышом, ведь она ничего не умеет. Обучите маму проведению ежедневного ухода за ребенком.
|
Задания
1. Назовите моменты утреннего туалета, последовательность проведения манипуляций.
2. Какие из моментов утреннего туалета следует повторять в течение дня и как часто?
3. Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного ребенка.
Эталоны ответов
1. Ежедневный уход за ребенком включает: утренний туалет, уход за кожей, слизистыми и пупочной ранкой в течении дня, пеленание, проведение гигиенической ванны.
2. Утренний туалет: необходимо приготовить кипяченую воду t 36-37º С, ватные шарики, палочки жгутики, стерильное растительное масло, раствор этилового спирта 70º, 1% спиртовый раствор бриллиантовой зелени, 5 % водный раствор перманганата калия.
Мама должна предварительно вымытыми руками;:
1. обработать глаза ребенка;
2. обработать слизистую носа;
3. умыть ребенка;
4. освободить от грязных пеленок;
5. подмыть под проточной водой;
6. осушить кожу;
7. положить на чистые пеленки;
8. обработать кожные складки;
9. вымыть руки;
10.обработать пупочную ранку;
11.запеленать ребенка.
2. Пункт 2 – перед каждым кормлением;
Пункты 5, 6, 7, 8, 11 – после каждого акта мочеиспускания и дефекации.
4. Техника пеленания новорожденного ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №28.
При проведении патронажа к новорожденному ребенку 12-ти дневного возраста, фельдшер ФАПа обратил внимание, что у ребенка плохо открываются глаза, веки гиперемированы и несколько отечны, на ресницах засохшие желтоватые корочки. Со слов мамы, у ребенка 2 дня назад немного покраснели глазки, и она стала закапывать грудное молоко. При осмотре состояние ребенка удовлетворительное, t тела 36,6 ºС, сосет активно, спит спокойно, из обоих глаз необильное гнойное отделяемое.
|
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Ваша тактика.
3. Назначьте лечение.
4. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения туалета и закапывания капель в глаза.
Эталоны ответов
1. Гнойный коньюнктивит.
2. Ребенка лечить на дому под ежедневным наблюдением фельдшера ФАПа, в ЦГСЭН подать экстренное извещение, о ребенке сообщить педиатру в ЦРБ, взять мазок отделяемого из глаза на бак.исследование.
3. Лечение заключается в промывании глаз раствором фурациллина (1:5000) или свежезаваренным чаем с последующим закапыванием в каждый глаз по 1 капле 30% раствора альбуцида 3-4 раза в день. Если через 3-4 дня эффекта от лечения не будет, ребенок должен быть госпитализирован в ЦРБ.
4. Техника проведения туалета и закапывания капель в глаза согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №29.
Вы – фельдшер ФАПа. При проведении патронажа к ребенку 3-х месяцев мама предъявила жалобы, что малыш 3-й день плохо сосет грудь из-за заложенности носа. Сегодня ведет себя беспокойно, периодически плачет, особенно при сосании.
При осмотре: состояние удовлетворительное, t тела 37,2ºС, из носа необильное серозное отделяемое. Зев чистый. При надавливании на трагусы — гримаса, плач. При аускультации дыхание пуэрильное, ЧДД 35 р. в 1 мин., РS 110 уд. в мин. Живот мягкий, стул, мочеиспускание без особенностей.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Ваша тактика.
3. Назначьте лечение.
4. Продемонстрируйте технику закапывания капель в уши и постановки согревающего компресса на ухо ребенку грудного возраста на фантоме.
Эталоны ответов
1. Острый ринит (серозные выделения из носа), на фоне которого развился 2-сторонний катаральный отит, т.к. у детей грудного возраста слуховая труба короткая и широкая, расположена горизонтально, а ее внутреннее отверстие расположено близко к хоанам, поэтому инфекция из полости носа легко попадает в нее.
2. Консультация педиатра и ЛОР-врача.
3. Лечение:
- закапывание капель в уши (например, спиртовой раствор фурациллина) 1-2 капли 3 раза в день;
- полуспиртовый согревающий компресс на уши;
- в нос нафтизин, галазалин — 1-2 капли 3-4 раза в день.
4. Техника закапывания капель в уши и постановка согревающего компресса на ухо ребенку грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №30.
Вы – фельдшер ДДУ, оформляете мальчика 7 лет в школу. В течение прошедшего года ребенок перенес ветряную оспу. Прошел осмотр по скрининг-программе – патологии не выявлено, полость рта санирована. Жалоб со стороны родителей на ребенка нет. Сон и аппетит не нарушен. Состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые чистые. ЧДД – 20 в мин., пульс 90 в мин., АД 100/65 мм.рт.ст. Стул и мочеиспускание в норме. В настоящее время масса тела 22,5 кг, рост 122 см., окружность груди 60 см.
Задания
1. Оцените физическое развитие ребенка.
2. Оцените функциональное состояние и степень резистентности организма.
3. Определите, к какой группе здоровья относится ребенок.
4. Продемонстрируйте технику проведения антропометрических измерений детям старшего возраста.
Эталоны ответов
1. Оценку физического развития проводить по центильным или сигмальным таблицам.
2. Число дыхательных движений, частота сердечных сокращений и АД соответствуют норме, отклонений в поведении нет, при проведении скрининг-программы патологии не выявлено, поэтому функциональное состояние хорошее, степень резистентности средняя (одно острое заболевание за год).
3. Учитывая данные анамнеза, оценку физического, нервно-псхического развития, степень резистентности, функциональное состояние органов и систем, отсутствие хронических заболеваний у ребенка, можно отнести его к 1 группе здоровья. Ребенок по всем критериям здоров.
4. Техника проведения антропометрических измерений детям старшего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №31.
Ребенку 6 дней. Родился с массой 3200 г, рост 52 см. В настоящее время мать жалуется, что ребенок плохо берет грудь. На языке и слизистой оболочке щек белые налеты.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие мероприятия следует провести с ребенком?
3. Продемонстрируйте технику проведения ИВЛ ребенку различными методами: дыхание “рот в рот”, мешком Амбу с маской.
Эталоны ответов
1. У ребенка 6 дней на слизистой языка, щек элементы молочницы.
2. Слизистую рта обработать раствором буры в глицерине, содовым раствором, в тяжелых случаях рекомендовать применение противогрибковых антибиотиков — нистатина, леворина.
3. Техника проведения ИВЛ ребенку различными методами: дыхание “рот в рот”, мешком Амбу с маской согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №32.
Ребенок извлечен при помощи полостных щипцов в состоянии асфиксии. После проведенных мероприятий по оживлению через 5 мин. появилось самостоятельное дыхание. При осмотре: кожа ребенка бледная, цианоз вокруг рта и глаз, ребенок стонет, дыхание аритмичное, отмечается подергивание мышц лица и конечностей.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз, объясните тяжелое состояние ребенка.
2. Как организовать уход за ним?
3. Продемонстрируйте технику использования различных способов подачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли).
Эталоны ответов
1. Тяжелое состояние ребенка можно объяснить внутричерепной родовой травмой на фоне асфиксии.
2. Ребенка перевести в реанимационное отделение (отделение интенсивной терапии), уложить с приподнятой головой, над головой положить пузырь со льдом, грелку — под ноги, кислород давать периодически, витамин К внутривенно, в течение 3-х дней диакарб, ГОМК внутримышечно, фенобарбитал на ночь.
3. Техника использования различных способов подачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли) согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №33.
Ребенку 5 мес. Вчера остро заболел: температура 38º С, рвота многократная, частый жидкий водянистый стул. Потерял в весе более 500 гр., родничок запавший, заострившиеся черты лица, снижен тургор тканей.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие следует провести мероприятия?
3. Продемонстрируйте технику определения сахара в моче ребенка.
Эталоны ответов
1. У ребенка 5 месяцев КИНЭ с явлениями токсикоза.
2. Назначить вечером диету 4-6 часов с оральной регидратацией глюкосолана и внутривенное введение плазмы, реополиглюкина, 5% раствор глюкозы, витаминов, после вечерней диеты питание грудным молоком или кислыми смесями, ацидофильным молоком или кефиром, антибактериальные препараты — полимиксин.
3. Техника определения сахара в моче ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №34.
В больницу поступил ребенок 8 месяцев, вскармливание искусственное, болен 3 день. Рвота 5 раз, стул 10 раз водянистый. Температура 38º С, за все это время потерял в весе 800 гр. Состояние тяжелое: вялый, бледный. Снижен тургор кожи, запавший родничок.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какой уход и лечение необходимы ребенку?
3. Продемонстрируйте технику использования кювеза для ухода за новорожденным.
Эталоны ответов
1. У ребенка 5 месяцев КИНЭ с явлениями токсикоза и эксикоза.
2. Назначить водно-чайную диету на 4-6 часов с оральной регидратацией (регидрон, глюкосолан) 1-2 чайные ложки через 3-4 минуты и внутривенное введение плазмы, реополиглюкина, 5% раствор глюкозы, витаминов. После водно-чайной диеты можно давать грудное молоко или кислые смеси: ацидофильное молоко или кефир, антибактериальные препараты — полимиксин и др.
3. Техника использования кювеза для ухода за новорожденным согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №35.
Вызов на дом машины скорой помощи к ребенку 9 месяцев. Накануне были насморк и температура 37,2º С. Ночью внезапно проснулся и стал беспокойным. Появился лающий кашель, начал задыхаться. Температура стала 38º С.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие неотложные мероприятия следует провести?
3. Продемонстрируйте технику осуществления санитарной обработки пациента при педикулезе.
Эталоны ответов
1. У ребенка 9 месяцев на фоне ОРВИ развился ложный круп.
2. Оказать неотложную помощь:
- отвлекающая терапия (горячая ванна, содовая ингаляция),
- медикаментозное лечение:
· гормоны (преднизолон);
· десенсибилизирующие средства (супрастин, диазолин, пипольфен).
3. Техника осуществления санитарной обработки пациента при педикулезе согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №36.
Ребенок 8 лет. Перенес 2 года назад повторную ревматическую атаку. Периодически жалуется на боли в области сердца, быструю утомляемость, одышку при подъеме на лестницу, в последнее время появились отеки на ногах.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. В каком обследовании нуждается ребенок?
3. Продемонстрируйте технику взятия мазков из зева и носа на флору у детей.
Эталоны ответов
1. У ребенка, 8 лет, ухудшение состояния может быть связано с очередной ревматической атакой и сердечной недостаточностью.
2. Ребенка необходимо лечить в стационарных условиях (строгий постельный режим, обследование на активность ревматического процесса, анализ крови (общий, биохимический), ЭКГ, ФГС, рентгенография грудной клетки).
3. Техника взятия мазка из зева и носа на флору у детей согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №37.
Ребенку 7 лет, посещает школу. Учительница отмечает, что в течение последней недели ребенок стал плаксивым, гримасничает на уроках, изменился почерк.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какое заболевание может давать подобные симптомы и к какому врачу-специалисту следует направить ребенка на консультацию? Расскажите о принципах лечения этого заболевания.
3. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны новорожденного.
Эталоны ответов
1. У ребенка 7 лет активная ревматическая атака, малая хорея.
2. Необходимо проконсультировать у ревматолога. Лечить в стационаре. Противоревматическое лечение: пенициллин, аспирин, преднизолон, витамины, супрастин, фенобарбитал.
3. Техника проведения гигиенической ванны новорожденного согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №38.
Ребенок, 2,5 лет, страдающий врожденным пороком сердца, поступил в стационар с жалобами на появившуюся одышку в состоянии покоя и отеки на ногах.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. В каком режиме питания нуждается ребенок?
3. Продемонстрируйте технику проведения противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации ребенка.
Эталоны ответов
1. У ребенка 2,5 лет, страдающего пороком сердца, появились симптомы сердечной недостаточности.
2. Ребенок должен быть госпитализирован в стационар, назначить постельный режим, молочно-растительную диету с ограничением соли, жидкости (до 1 литра), из медикаментов — сердечные гликозиды, витамины.
3. Техника проведения противотуберкулезной вакцинации ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №39.
В подготовительной группе детского сада перед ревакцинацией БЦЖ поставлена проба Манту 23 детям. У 3-х детей она оказалась положительной.
Задания
1. Кто из детей подлежит ревакцинации?
2. Как должна поступить медсестра с детьми, у которых реакция Манту положительная.
3. Продемонстрируйте технику кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки).
Эталоны ответов
1. Дети подготовительной группы детского сада с отрицательной реакцией Манту подлежат ревакцинации БЦЖ.
2. Трех детей с положительной реакцией Манту необходимо направить в туберкулезный диспансер на консультацию к детскому фтизиатру.
3. Техника кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки) согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №40.
Ребенку 10 лет. В последнее время отмечаются повышенная утомляемость, снижение аппетита, потливость, периодические подъемы температуры до субфебрильной. При флюорографии выявлено увеличение внутригрудных лимфатических узлов.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Куда нужно направить ребенка для обследования и уточнения диагноза?
3. Продемонстрируйте технику взвешивания детей разного возраста.
Эталоны ответов
1. У ребенка 10 лет можно предположить туберкулезный бронхоаденит.
2. Для уточнения диагноза и обследования ребенка следует направить в детский туберкулезный диспансер.
3. Техника взвешивания детей разного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №41.
В пионерском лагере, где вы работаете медсестрой, к вам обратился мальчик, 10 лет, с жалобами на головную боль, появление мочи необычного красного цвета. При осмотре: на лице под глазами отеки. Мальчик считает, что заболел после купания в реке (в лагере находится 7 дней).
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие дополнительные обследования нужно провести?
3. Как должна поступить медсестра, если отсутствует врач в лагере?
4. Продемонстрируйте технику проведения утреннего туалета грудного ребенка.
Эталоны ответов
1. У ребенка 10 лет из пионерского лагеря можно предположить диффузный гломерулонефрит.
2. Ребенка обследовать и лечить в стационарных условиях (общий анализ мочи, проба по Зимницкому, анализ мочи по Нечипоренко, анализ крови (общий и биохимический).
3. Если нет врача в пионерском лагере, то вызвать санитарный транспорт и ребенка госпитализировать в нефрологическое отделение детского стационара.
4. Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №42.
Ребенок 10 лет поступил в детскую больницу с жалобами на головную боль, боли в поясничной области. При осмотре мальчик бледен, выражена одутловатость лица, отеки под глазами. Суточный диурез составляет 600 мл.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие обследования необходимо провести ребенку?
3. В каком режиме и уходе нуждается ребенок?
4. Продемонстрируйте технику туалета культи и пупочной ранки у новорожденного.
Эталоны ответов
1. У ребенка, 10 лет, поступившего в больницу, можно предположить гломерулонефрит.
2. В условиях стационара необходимо провести обследование (проба по Зимницкому, Нечипоренко, общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, УЗИ почек, экстреторная урография).
3. Режим строго постельный, витамины, диета молочно-растительная с ограничением соли и жидкости.
4. Техника туалета культи и пупочной ранки у новорожденного согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №43.
Соседи по даче обратились к вам за советом: их 5-ти летняя дочь стала часто мочиться и жалуется на рези, боли при мочеиспускании. Моча мутная с хлопьями.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Нужно ли девочку дополнительно обследовать?
3. Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.
Эталоны ответов
1. У девочки 5 лет можно предположить заболевание мочевой системы — пиелонефрит.
2. Ребенка необходимо обязательно обследовать в стационаре или поликлинических условиях (общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко или Адис-Каковскому, проба по Зимницкому, посев мочи на флору, общий анализ крови, УЗИ почек, экстреторная урография).
3. Техника подмывания грудных детей согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №44.
У ребенка наблюдались сукровичные выделения из пупочной ранки. В течение одного дня состояние ребенка изменилось: стал вялым, заторможенным, кожа приобрела серо-землистый оттенок. Т=37,3º С. Вокруг пупочной ранки зона гиперемии. Сосуды передней и брюшной стенки резко контурированы. Из пупочной ранки появилось гнойное отделяемое.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. К чему может привести подобное состояние?
3. Что необходимо предпринять?
4. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей различного возраста, графическую регистрацию.
Эталоны ответов
1. У ребенка можно предположить омфалит, осложнен флебитом.
2. Это может привести к пупочному сепсису.
3. Ребенка необходимо срочно госпитализировать.
4. Техника измерения температуры тела у детей различного возраста, графическая регистрация проводятся согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №45.
Ребенок, 4 месяца, страдает рахитом. Лечится амбулаторно. Получает витамин D и глюконат кальция. Внезапно утром во время еды появились подергивания конечностей, ребенок закричал, но голос внезапно оборвался, ребенок посинел. Через 30 сек. кожа порозовела, судороги прекратились.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Что необходимо предпринять?
3. Какие рекомендации необходимо дать матери?
4. Продемонстрируйте технику измерения роста детей различного возраста.
Эталоны ответов
1. У ребенка можно предположить спазмофилию (ларингоспазм).
2. Ребенку необходимо оказать срочную помощь: при ларингоспазме дать доступ свежего воздуха, раздражать корень языка, сбрызнуть кожу холодной водой, провести массаж сердца, искусственное дыхание. При приступе судорог внутримышечно ввести 25% раствор сульфата магния или 0,5% раствор седуксена, 20% раствор томк.
3. В течение недели ребенку давать препараты кальция: 10 % хлористый кальций или глюконат кальция в таблетках, на ночь — фенобарбитал. Через неделю возобновить лечение рахита. Рекомендовать обильное питье в виде чая, глюкозы, фруктовых соков.
4. Техника измерения роста детей различного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №46.
Во время диспансеризации у ребенка 7 лет обнаружены яйца аскарид.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Что следует предпринять?
3. Необходимо ли отстранить ребенка от занятий?
4. Продемонстрируйте технику обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей.
Эталоны ответов
1. Аскаридоз.
2. Ребенка 7 лет с аскаридозом необходимо пролечить противоглистным препаратом пирантел в амбулаторных условиях.
3. Отстранять от занятий ребенка не следует.
4. Техника обработки слизистой полости рта при стоматитах у детей согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №47.
У ребенка 3 лет отмечается зуд вокруг анального отверстия, мать обратила внимание на то, что ребенок утром постоянно пытается рукой почесать область заднего прохода. Воспитатель детского сада замечает некоторое беспокойство у ребенка, раздражительность, плохой сон.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какое дополнительное обследование поможет вам правильно поставить диагноз?
3. Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного.
Эталоны ответов
1. У ребенка 3 лет можно предположить энтеробиоз.
2. Для подтверждения диагноза ребенка необходимо обследовать — взять соскоб из перианальных складок на энтеробиоз.
3. Техника пеленания новорожденного согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №48.
Ребенок 2,5 лет болен третий день. Температура 38,2º С. Кожа слегка бледная, цианоз носогубного треугольника. Напряжены крылья носа, заболевание началось с респираторного синдрома. Вызванный на дом врач при осмотре ребенка обнаружил — число дыхательных движений 32 в мин. Дыхание над всей поверхностью легких ослаблено. Прослушиваются диффузно-мелкопузырчатые влажные хрипы. Перкуторно — легкое укорочение звука над прикорневыми областями.
Задания
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какое лечение следует рекомендовать ребенку?
3. Какова профилактика этого заболевания?
4. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку грудного возраста.
Эталоны ответов
1. У ребенка 2,5 лет ОРЗ осложнилось бронхопневмонией.
2. Лечить в стационаре, режим постельный, питание физиологическое с витаминизированным питьем, оксигенотерапия, антибактериальная терапия — антибиотики, витамины, сердечные средства, физиолечение, симптоматическое лечение).
3. а) исключить контакт с ОРЗ;
б) проводить общеоздоровительные мероприятия: обливание ног холодной водой, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика.
4. Техника промывания желудка ребенку грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №49.
У ребенка, 15 дней, на фоне стафилодермии появилась внезапно высокая температура 38,9º С, серовато-цианотичный цвет кожи, пульс слабого наполнения и напряжения, вздутие живота. Дыхание частое, с трепетанием крыльев носа. При исследовании легких патологии не выявлено. На 5 день болезни над легкими появилось четкое укорочение перкуторного звука диффузно над всей поверхностью, хрипы влажные, мелкопузырчатые. На рентгенограмме имеется справа инфильтрат в средней доле легкого и конструируется пристеночная плевра. Лейкоцитоз в крови 12000 в мл, СОЭ 22 мл/ч.