На защиту выносятся следующие положения.




1. Специфика процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса задается следующими предпосылками:

- возрастными (свойственная юношам специфическая восприимчивость к нравственным проблемам межличностных отношений, эмоциональная значимость юношеской дружбы, недостаток социального опыта в разрешении противоречий общения со сверстниками и взрослыми);

- гендерными (проявление юношеской маскулинности, актуальность обретения гендерной идентичности в соответствии с социальными требованиями к поведению мужчины);

- характеристиками воспитательного коллектива (значимость для воспитанников нравственных характеристик непосредственного социального окружения, рефлексия правомерности того или иного морального выбора участников группы);

- институциональными (особенности кадетского корпуса как воспитательной организации).

2. Качественные сдвиги в формировании опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обеспечиваются воспитательными событиями, которые способствуют актуализации этических проблем межличностного взаимодействия и обобщению продуктивных способов поведения на основе оценивания и обсуждения ситуаций взаимодействия, а количественные изменения – генерализацией элементов повседневного опыта ситуативного взаимодействия воспитанников.

3. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлено следующими обстоятельствами: в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести, особенностям юношеской дружбы; осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции; воспитатели оперативно корректируют межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательных школ в городах Иванове, Костроме, Рязани, Чебоксарах, Ярославле в 2001 – 2005 г.г., обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Материалы исследования положены в основу системы воспитательной работы Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса, отдельные элементы используются в воспитательной работе Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются методы и научная база исследования; обосновываются достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе « Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса как социально-педагогическая проблема» охарактеризованы компоненты содержания и специфика процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса, охарактеризована отечественная практика нравственного воспитания в военных учебных заведениях.

Во второй главе « Реализация социально-педагогических условий формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса» представлена характеристика социально-педагогических условий и опубликована методика формирования опыта нравственного поведения воспитанников Костромского кадетского корпуса, изложены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные выводы, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

На основании анализа существующих в теории воспитания подходов, нравственное поведение можно определить как соблюдение требований нравственности, соответствие этим требованиям; поведение, соотносящееся с внутренней, духовной жизнью человека. Сущность нравственного поведения состоит в осознании человеком всего того узла связей и отношений, который характеризует его как представителя различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ). Особенности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса связаны с ориентацией юношей на военную профессию, поэтому во многом определяются спецификой этики военнослужащего.

При определении понятия «опыт нравственного поведения» мы исходили из представлений о структуре социального опыта (К.К. Платонов); о критериях нравственного воспитания (Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, З.И. Васильева, М.И. Шилова, И.С. Марьенко); из идеи взаимосвязи нравственного поведения и нравственного сознания, мышления, чувств и воли (И.С. Ерухова, Б.Т. Лихачев, В.А. Сахаров).

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие компоненты опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса:

- ценностные ориентации (категории, определяющие то, что человек больше всего ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл);

- этические нормы (форма нравственных требований, которые регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки);

- формы поведения, которые характеризуют типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе;

- символы (условные обозначения понятий, явлений) и нравственный контекст (общую идею, определяющую значения данных символов). Нравственный контекст соединяет в одно целое все компоненты содержания опыта в следующих сферах отношений: к окружающим людям, к Родине, к родителям, к семье, к самому себе, к воинской службе, к труду.

Опыт нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса предполагает ориентацию на такие ценности, как взаимопомощь, дом, культура, любовь, победа, Родина, семья, воинское служение, труд, честность, честь.

Содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса составляют моральные нормы: «будь дисциплинирован», «будь мужествен и смел», «будь самостоятелен», «будь скромен», «будь честен», «выполняй воинский долг», «доводи начатое дело до конца», «заботься о здоровье», «защищай Родину», «не предавай», «охраняй интересы государства и общества», «следуй своим принципам», «соблюдай субординацию», «стремись к нравственной чистоте», «стремись плодотворно прожить свою жизнь», «стремись к совершенству», «уважай родителей», «уважай себя», «чти мать и отца». Опыт нравственного поведения кадет включает также адекватные нравственным ценностям формы поведения воспитанников по отношению к друзьям, приятелям, родителям, родственникам, самому себе, соседям, сослуживцам, старшим по званию.

На основании вышеизложенных положений могут быть определены критерии сформированности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса:

1) аксеологический (степень целостности и непротиворечивости представлений о нравственных ценностях; степень субъективной значимости нравственных ценностей; идентификация себя как будущего военного);

2) компетентностный (степень осведомленности о моральных нормах и требованиях к поведению военнослужащего и учащегося; уровень владения способами поведения в типичных ситуациях, способами анализа и прогнозирования ситуаций взаимодействия);

3) субъектный (степень самостоятельности в нравственном выборе; уровень саморегуляции поведения; степень ответственности за свои поступки).

Следуя в русле существующих научных подходов (Е. В. Бондаревская, С.В. Кульневич, С.Д. Поляков, Дж. Роттер, Г.П. Щедровицкий), представляется возможным рассматривать формирование опыта нравственного поведения как взаимосвязь следующих процессов:

- изменения, происходящие в личности – интериоризация нравственных ценностей, освоение социально-нравственных форм поведения, усвоение моральных норм, обретение воспитанниками личностных смыслов нравственного поведения;

- влияние и взаимовлияние внутренних (возрастных и гендерных особенностей воспитанников) и внешних факторов (свойств группы, где для участников значимы нравственные характеристики окружения; специфики кадетского корпуса как воспитательной организации) на изменения в личности;

- соединение стихийного накопления опыта воспитанниками (при рассмотрении воспитательного сообщества кадетского корпуса как самоорганизующейся системы) и относительно управляемого освоения опыта воспитанниками;

- действование (совершение нравственных или безнравственных поступков), эмоциональное отражение (переживание этических чувств), мысленно-рефлексивную переработку и присвоение опыта воспитанником;

- соединение имеющегося опыта (вариантов поведения, которые использовались личностью в предыдущем взаимодействии) и новообразований;

- качественные изменения в опыте нравственного поведения, осуществляющиеся в воспитательных событиях, и количественные изменения, происходящие путем генерализации элементов повседневного опыта ситуативного взаимодействия воспитанников;

- соединение воспитательных воздействий, самовоспитания и перевоспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить группы предпосылок формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

1. Возрастные предпосылки формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса состоят в специфической восприимчивости к осмыслению нравственных проблем межличностных отношений, свойственной юношам, особом эмоциональном характере юношеской дружбы. Юношеский возраст (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, И.А. Зимняя, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков) характеризуется противоречием между необходимостью решать значительное число задач межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и недостатком имеющегося социального опыта.

2. В отечественной практике преобладают кадетские корпуса, состоящие исключительно из юношей. Кадетам свойственно проявление юношеской маскулинности, поиск адекватных форм ее проявления через социальные пробы (Ю.В. Беляева, Р.А. Бондаренко, И.С. Кон, Е.Л. Сакулина, Н.П. Фетискин, Е.В. Чернышкова). Актуальным для воспитанников кадетского корпуса является обретение гендерной идентичности в соответствии с социальными требованиями к поведению мужчины.

3. Основываясь на характеристиках феномена «воспитательного коллектива» (М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг, А.М. Сидоркин) можно выявить предпосылки формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса, связанные с особенностями группы и отношениями в ней. Для воспитанников кадетского корпуса существенную роль играют нравственные характеристики непосредственного социального окружения. Поэтому основными нормами в кадетских коллективах являются бескорыстие, искренность, ответственность, порядочность. Существование коллектива связано с постоянным оцениванием и обсуждением правомерности того или иного морального выбора его участников.

4. Особенности кадетского корпуса как воспитательной организации (С.М. Горбаченко, В.Ю. Ромайкин, В.М. Курмышов, С.Н. Смирнов) можно сформулировать в рамках военно-служебной модели социального воспитания (Б.В. Куприянов):

- единство и взаимопроникновение трех сфер коллективной жизнедеятельности: военной службы, учебной деятельности и быта;

- строгая регламентированность всех сфер жизнедеятельности воинскими Уставами, приказами командиров и начальников;

- интенсивность и частота межличностных контактов, публичность индивидуальной жизнедеятельности воспитанников и ограниченность личной автономии кадет;

- символизация быта воспитательной организации (ритуалы, военная форма одежды, нормы поведения);

- ограниченность контактов с внешней средой (относительная автономность функционирования);

- невостребованность рефлексии межличностных отношений в условиях директивности взаимодействия.

Характерной чертой осуществляемой нами опытно-экспериментальной работы являлось то обстоятельство, что воспитанники кадетского корпуса и юридически, и фактически были включены в две воспитательные организации: Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической, биологической защиты (военный институт) и муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 35 г. Костромы. На территории училища воспитанники проживали на казарменном положении, организация жизнедеятельности подразделения происходила по внутреннему распорядку. В школе пять дней в неделю кадеты обучались по программам основной и полной средней школы. Один день в неделю кадеты занимались на кафедрах училища по специальной программе, включающей основы начальной военной подготовки (строевая и огневая подготовка, общевоинские Уставы ВС РФ, защита от оружия массового поражения) и общие дисциплины (культурологию, религиоведение, историю Вооруженных Сил, хоровое пение, основы хореографии), кроме того, преподавался курс аварийно-спасательного дела. В кадетском корпусе обучались юноши из города Костромы, районов и городов области, других регионов. Следуя традициям воинского подразделения, рота кадет делилась на четыре взвода, которые, соответственно, являлись отдельными классами в школе. Командование ротой осуществляли офицеры и курсанты-стажеры. Каждый взвод курировал воспитатель – педагог школы.

В структуру повседневной жизнедеятельности кадетского корпуса также входили: служба в наряде по роте (в качестве дежурных и дневальных) и по столовой, дежурство по школе; еженедельное и ежемесячное подведение итогов успеваемости, состояния дисциплины, службы войск, внутреннего порядка.

На основе характеристики процесса организации социального опыта воспитанников (А.В. Мудрик), концепции социального воспитания военнослужащих (Ю.В. Савин), типологии воспитательных систем (М.В. Воропаев), характеристики пространства воспитательной деятельности (Н.М. Борытко), анализа практики дореволюционных и современных кадетских корпусов (Л.Н. Ховрина, С.Л. Шпанагель) в качестве первого социально-педагогического условия процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса определено следующее положение: конструирование в воспитательных коллективах системы норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести, особенностям юношеской дружбы. Данное социально-педагогическое условие предполагает: реализацию естественной потребности любой социальной общности в нормировании отношений; соединение элементов юношеской (мальчишеской) субкультуры с культурами российского офицерства и «товарищества по оружию» участников боевых действий; использование для решения этой задачи традиций кадетских корпусов дореволюционной России, послереволюционного русского зарубежья.

Реализация данного условия информационно обеспечивалась различными субъектами воспитательного процесса: преподавателями культурологии, военной истории и религиоведения, работниками военно-исторического центра, воспитателями. Содержанием информации выступали факты военной истории; история кадетских корпусов; биографии выпускников. Конструирование системы норм осуществлялось в рамках мероприятий, посвященных знаменательным людям и датам в истории вооруженных сил и кадетских корпусов (спектакль «Памяти А.А. Аракчеева», диспут по материалам видеофильма о Великом князе Константине Константиновиче - «отце всех кадет», встреча с воинами-ветеранами ко Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках», встречи выпускников кадетского корпуса).

Конструирование системы этических норм в кадетском корпусе требовало не только ее выработки, оформления в виде текстов, но и поддержки норм. Последнее выражалось в обращении к текстам при решении сложных морально-нравственных проблем повседневной жизнедеятельности (межличностных конфликтов, нарушений дисциплины, обсуждения справедливости поощрений и наказаний).

Большую роль в формировании опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса играл военно-полевой выход, который проводился ежегодно на базе учебного центра “Песочное”. Актуализация этических проблем происходила вследствие того, что обстоятельства жизнедеятельности (значительные физические нагрузки, занятия по начальной военной подготовке, стрельбы, марш-броски, строевые смотры, режим военного училища) требовали от воспитанников дополнительных усилий и напряжения.

Одной из форм воспитательной работы являлась проводимая в начале военно-полевого выхода с кадетами-новобранцами деловая игра «Мы – кадеты». В ходе ее предлагалось по группам (отделениям) обсудить ситуации, связанные с нарушением норм товарищества, общежития в коллективе. Воспитанники сами формулировали правила взаимоотношений в коллективе кадет, соотнося их с общепринятыми морально-нравственными нормами, и составляли «Заповеди товарищества». Эксперты - кадеты старшего курса - комментировали сформулированное правило выдержками из «Кодекса чести кадет» и общевоинских Уставов.

Система норм, сконструированная в воспитательном коллективе кадетского корпуса, наиболее ярко выражалась в «Заповедях товарищества», которые регулировали взаимоотношения в различных ситуациях бытовой, служебной и учебной повседневности, провозглашали эталоны взаимного доверия, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимовыручки. Работа над текстами «Заповедей товарищества» строилась в диалоговом режиме. Данный текст становяился одним из средств организации рефлексивного опосредования значимых ситуаций межличностного взаимодействия.

Значимым событием в жизни кадет являлось собрание роты - экстренное мероприятие, связанное с чрезвычайным происшествием: грубым нарушением дисциплины, нарушением Устава кадетского корпуса или законов товарищества, решением вопроса о дальнейшем пребывании воспитанника в подразделении после какого-либо происшествия. Момент проведения собраний заранее не планировался - они проходили по мере необходимости. В начале собрания выбиралась группа (в нее обязательно входили офицер или воспитатель), которая вела собрание, резюмировала высказывания и предложения, проводила голосование и принятие решения. Собрание роты, как форма общественной организации, выступала нравственным регулятором взаимоотношений в воинском коллективе и гарантом соблюдения заповедей товарищества и кодексов кадетской чести. Решение собрания не подвергалось сомнению вышестоящего командования.

На основании подходов к пониманию идей социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков), содействия в самоопределении воспитанников (А.В. Мудрик, Н.Н. Никитина, Н.Н. Толстых), педагогической «помощи» и «защиты» (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин) выявлено, что формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлено осуществлением содействия воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, в выработке нравственной позиции. Это предполагает:

- содействие в освоении воспитанником произвольного, осознанного уровня регуляции, предполагающего намеренность, планомерность, осознание причин, контроль, регуляцию хода действия, формирование личностных субъектных способов саморегуляции;

- консультирование при принятии самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

- организацию совместного анализа и оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, при которых выявляются взгляды воспитанников, происходит соотнесение их с оценками взрослых и сверстников;

- содействие в самоорганизации, проектировании деятельности по самоизменению, в прогнозировании и последующем анализе результатов этой деятельности.

Содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, в выработке нравственной позиции осуществлялось в виде индивидуальной (реже групповой) работы и предусматривало две основные формы: консультации (ситуации, когда сами воспитанники становились инициаторами разговора, обращались за помощью) и беседы (инициатива исходила от воспитателя). Кадеты обращались за консультацией при необходимости освоения способов самоорганизации, по вопросам этики взаимоотношений с девушками, для улучшения взаимопонимания с родителями. В ходе консультаций воспитатели информировали юношей об оптимальных способах поведения (при этом большое значение уделялось этике взаимоотношений), содействовали выбору кадетами конструктивных вариантов разрешения возникающих проблем.

Воспитатели организовывали индивидуальные беседы с целью предостережения от ошибочных поступков и действий (особенно в каникулярное время, праздничные и выходные дни), стимулирования самоконтроля при выполнении служебных обязанностей, для поддержки юношей в ситуации избавления от вредных привычек.

Исходя из характеристики основных направлений педагогического влияния на общение школьников (А.В. Мудрик), концепции социального воспитания военнослужащих (Ю.В. Савин), совокупности идей о взаимодействии учителя с подростками во внеучебной деятельности (Е.А. Леванова) удалось определить, что успешность формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлена также тем обстоятельством, что воспитатели оперативно корректируют межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях. Реализация данного условия предусматривает:

- работу воспитателя с отдельными воспитанниками, группами, воспитательными коллективами для урегулирования взаимоотношений;

- согласование воспитателями кадетского корпуса воспитательных действий офицеров, педагогов школы, взаимодействие с родителями воспитанников;

- регулярное получение текущей информации о положении дел в воспитательных коллективах.

Существенную роль в формировании опыта нравственного поведения воспитанников играло регулирование повседневной жизнедеятельности, осуществляемое офицерами и воспитателями кадетского корпуса, командованием училища, администрацией школы и учителями-предметниками. При этом воспитатели выполняли координационную функцию. Оперативная коррекция межличностных отношений происходила по мере возникновения определенных ситуаций, требующих вмешательства. Осуществление индивидуальной работы с воспитанниками кадетского корпуса и их родителями происходила как планово, так и по мере необходимости. Эта работа предполагала содействие воспитаннику в решении учебных проблем, разрешении кризисных ситуаций и урегулировании конфликтов. Воспитатели содействовали разрешению конфликтов, возникающих у кадет с учителями-предметниками вследствие пропусков уроков или несвоевременного выполнения ряда заданий по причине несения воспитанниками службы в наряде.

Формами взаимодействия воспитателей и родителей кадет являлись: организация специальных совместных заседаний родительского комитета и командования роты по разрешению особо сложных ситуаций; организация деятельности родительского комитета по работе с родителями, уклоняющимися от контроля обучения и поведения своих детей; привлечение родителей к решению вопросов организации жизнедеятельности кадетского корпуса. Воспитатели кадетского корпуса ориентировали родителей на участие в организации свободного времени воспитанников, на контроль выполнения заданий и поручений, соблюдения правил, предъявляемых к внешнему виду военнослужащего, к его поведению в общественных местах.

Особую роль в организации воспитательного процесса в кадетском корпусе играл координационный совет, который планировал деятельность кадетского корпуса в учебном году, координировал взаимодействие училища и школы, принимал решение о праздновании юбилейных дат и участии кадет в мероприятиях в составе училища. Большое значение в организации воспитательного процесса в кадетском корпусе имел малый педагогический совет, состоящий из администрации, воспитателей, учителей школы, командования и офицеров училища. Задача воспитателей в работе педсовета - это всесторонний анализ проблем конкретного воспитанника, отстаивание его интересов, координация совместных действий педагогов и офицеров.

Содействие воспитанникам в разрешении кризисов и конфликтов требует информированности воспитателей и офицеров о деталях происходящего. Для этого использовалась такая форма, как «Дневной рапорт» взвода кадет. Ежедневно рапорт сдавался командованию роты, что позволяло воспитателям и командиру роты оперативно принимать необходимые меры.

Ритмичность процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса была обусловлена такой формой организации жизнедеятельности кадет, как подведение итогов успеваемости, состояния дисциплины и выполнения ими военно-служебных обязанностей в наряде и в хозяйственной деятельности. Подведение итогов предполагало оценку состояния названных сфер. Организация соревнования ставит в зависимость коллективный результат от успехов каждого кадета, поэтому подведение итогов запускало в коллективе процесс взаимопомощи. Так, за слабоуспевающими учащимися закреплялись более сильные для оказания помощи в учебе.

Диагностика ценностных ориентаций личности (по М. Рокичу), позволяет констатировать существенный рост значений по следующим показателям: ценность профессиональной самореализации (военная служба, выполнение воинского долга); наличие хороших и верных друзей; развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование); здоровье; продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей). По результатам изучения ценностных ориентаций можно констатировать присвоение таких нравственных ценностей как: служение (78,6%), коллективизм (72,6%), интересы других людей (67%), послушание (62%), патриотизм (60,7%), бескорыстие (57,1%), вера в авторитеты (55,9%).

О сформированности опыта нравственного поведения свидетельствуют также данные, полученные при помощи методики изучения идентификации «Кто я?» (Кун - Макпартленд). Прослеживается существенный рост - от 15,6% по результатам диагностики осени 2001 года в 9-х классах до 34% - в 11-х классах весной 2004 года - субъективной значимости нравственных форм поведения. Анализ динамики результатов, полученных за три года обучения кадет (диагностические срезы в 9, 10, 11 классах) при помощи методики «Кодекс кадетской чести», дает право утверждать, что для воспитанников наиболее значимы такие сферы, как дружба, выполнение служебного долга, отношения со сверстниками, отношения с младшими (слабыми), самопредъявление (скромность, аккуратность), собственность. Причем явно проявляется тенденция к возрастанию субъективной значимости в отношении к таким нормам, как «не подводить товарищей под ответ за твои поступки» (рост на 27%), «охранять младших кадет как братьев» (рост на 23%), «не нарушать прав собственности» (рост на 19%), «не преклонять служебный долг перед долгом товарищества» (рост на 16%). Результаты диагностики (рейтинг качеств, поступков и ситуаций) позволяют зафиксировать качества, поступки и ситуации, категорически неприемлемые для кадет: предательство, доносительство, публичное унижение товарища (70 % и выше). В значительной мере неприемлемы: обсуждение приказа командира, измена Родине, употребление наркотиков (60-69 %). Качества, поступки и ситуации, в отношении которых мнения респондентов расходятся (при этом отрицательное отношение проявили примерно половина опрошенных): сознательный обман товарища, кража, словесное оскорбление родителей (40-50 %).

Как показывают результаты теста УСК (уровень субъективного контроля), увеличился уровень ответственности воспитанников за свою жизнь (долг, активность, целеустремленность). Высокие показатели по шкалам интернальности в области межличностных отношений (0,86), достижений (0,8), производственных (служебных) отношений (0,78) свидетельствуют о том, что воспитанники считают свои действия важным фактором в организации собственной жизни и деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем самоопределении.

Отдельный блок диагностики был посвящен значимости выделенных нами в ходе исследования социально-педагогических условий. Результаты исследования показывают, что в связи со словосочетанием «кадетский корпус» у воспитанников возникают следующие ассоциации: воинская дружба, товарищество (89 %); любовь к дому (70 %); гордость за кадетский корпус (84 %); чувство ответственности за коллектив (87 %); долг (75 %); братство, дисциплина (82 %); доблесть, чувство собственного достоинства (60 %). Межличностные отношения в кадетском корпусе 48 % респондентов характеризуют как дружескую атмосферу (взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка) и 34 % как взаимную симпатию. Согласно полученным данным для отношений между воспитанниками и педагогами характерны: взаимная симпатия – 39 %; взаимное уважение, радость от общения – 37 %; равнодушие – 17 %; конфликты – 7 %. Исследование показало, что у воспитанников (28,2 %), родителей (28,3 %) и педагогов (21 %) совпадают ожидания относительно реализации воспитателями функции психолого-педагогической защиты кадет. Родители в качестве основного партнера в воспитании собственных детей называют воспитателей.

Опытно-экспериментальная деятельность подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы:

1. Опыт нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса включает: ориентацию на нравственные ценности (взаимопомощь, дом, культура, любовь, победа, Родина, семья, воинское служение, труд, честность, честь), соответствующие этические нормы, адекватные нравственным ценностям формы поведения воспитанников (по отношению к друзьям, приятелям, родителям, родственникам, самому себе, соседям, сослуживцам, старшим по званию). Компоненты соединены в единое целое социокультурным контекстом.

2. Специфика процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса задается возрастными, гендерными, характеристиками воспитательного коллектива, институциональными предпосылками.

3. Качественные сдвиги в формировании опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обеспечиваются воспитательными событиями, связанными с актуализацией этических проблем межличностного взаимодействия и обобщением продуктивных способов поведения на основе оценивания и обсуждения ситуаций взаимодействия, а количественные изменения – генерализацией элементов повседневного опыта ситуативного взаимодействия воспитанников.

4. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса будет успешным, если в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести, особенностям юношеской дружбы; осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции, воспитатели оперативно корректируют межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях.

5. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы: взаимосвязь социального и религиозного воспитания в духовно-нравственной ориентации воспитанников кадетского корпуса; реализации образовательного потенциала школы в формировании опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса; подбора и подготовки офицеров и воспитателей для работы в кадетском корпусе.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Пашканова Н.А. Организация социального опыта воспитанников Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса // Актуальные проблемы науки в России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Кузнецк: КИИ и УТ, 2004. – С. 170-174.

2. Пашканова Н.А. Организация социального опыта воспитанников кадетского корпуса (на примере Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса) // Социокультурная имитация в социальном воспитании учащихся: Сборник статей. – Кострома, 2004. – С. 32-39.

3. Пашканова Н.А. Принципы и условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.– С. 35-42.

4. Пашканова Н. А. «Живая память» (Ко Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»): Методическая разработка // Классный руководитель. – 2006 - №1. – С. 62-69.

 

Пашканова Наталья Александровна

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

 

Подписано в печать 26.01.2006 г. Формат 60х90 1/16.

Бумага офсетная. Объем 1 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ 1084

____________________________________________

 

Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (Васильев И.В.)

156013, Кострома, пр. Мира, д.51. Тел.: (0942) 55-28-62



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: