Диссертационного совета А.И. Тимонин




На правах рукописи

 

Пашканова Наталья Александровна

 

Формирование опыта нравственного

Поведения воспитанников кадетского корпуса

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата педагогических наук

 

 

Кострома


Работа выполнена на кафедре социальной педагогики

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Борис Викторович Куприянов

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Михаил Владимирович Воропаев

кандидат педагогических наук

Александр Константинович Шленёв

Ведущая организация: ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

 

Защита состоится 28 февраля 2006 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета К.212.094.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова по адресу:

156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16а, корпус «В», аудитория 23.

 

Отзывы на автореферат направлять по адресу:

156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14, КГУ им. Н.А. Некрасова, ученому секретарю диссертационного совета К.212.094.01.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова.

 

Автореферат разослан 27 января 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.И. Тимонин


Актуальность исследования проблемы формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.

В дореволюционной России сложилась национальная школа воспитания офицеров, в которой существенную роль играли кадетские корпуса. Выпускников данных воспитательных организаций отличали не только высокий уровень профессиональных знаний, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества, как верность воинскому долгу, достоинство, ответственность, честь, преданность своему Отечеству.

Традиционно в российской армии моральный дух военнослужащих играл первостепенную роль. Решение задачи поддержания морального духа военнослужащих в настоящее время осложняется особенностями общественного сознания россиян. Реальный риск для социализации молодежи - будущих военнослужащих - создают рост экстремизма, распространение криминальной романтики, нравственной распущенности, порой вынужденной неразборчивости по отношению к способам получения денег.

Начиная с 90-х гг. в нашей стране возродились кадетские классы и кадетские корпуса. На данном этапе широко известны кадетские корпуса городов Воронежа, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. Осмысление практики социального воспитания в них дает право утверждать, что в кадетские корпуса приходят подростки, в различной степени подготовленные к самостоятельной жизни, принадлежащие к разным социальным слоям общества, а также подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Важным является и то, что период обучения в этих учебных заведениях совпадает с переходом от отрочества к юности. Перечисленные обстоятельства создают определенные сложности в урегулировании морально-нравственного климата в кадетском корпусе.

Подростки и юноши испытывают на себе влияние различных факторов социализации: социально-профессиональных ценностей военных, юношеской субкультуры, стихийных общностей, средств массовой информации, родительской семьи, соседства. В связи с тем, что воздействие факторов противоречиво, в современных исследованиях определена необходимость интеграции разнообразных воздействий на воспитанника кадетского корпуса (В.Ю. Ромайкин), однако способы решения этой задачи недостаточно разработаны.

Основоположниками современной педагогики (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский) проанализированы различные стороны формирования этических норм поведения учащихся, нравственного отношения к окружающим людям и миру с позиций гуманизма и признания ценности и уникальности личности. Широкое освещение нравственное воспитание получило в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сахарова, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской. Нравственное воспитание традиционно исследуется в отечественной педагогике в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения. В современной научной литературе сущность нравственного воспитания определяется как обретение воспитанниками личностных смыслов поведения, соответствующего нормам морали (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова).

Общие подходы к воспитанию в кадетских классах и корпусах сформулированы в исследовании В.М. Курмышова, в концепции социального воспитания военнослужащих в условиях военной реформы Ю.В. Савина, в концепции создания воспитательной среды в кадетском корпусе В.Ю. Ромайкина, в предложенной Б.В. Куприяновым военно-служебной модели социального воспитания для учреждений дополнительного образования детей. В современной педагогической науке достаточно широко разработана проблематика нравственного воспитания курсантов военных вузов, военнослужащих российской армии (А.В. Барабанщиков, Н.Л. Батуева, В.Н. Бородаенко, В.Д. Гатальский, А.Ю. Ефремов, Н.А. Игошев, Ю.В. Лаптев, И.А. Липский, М.Г. Сакулин, В.Г. Сенча, А.И. Сопочкин, С.Н. Тихомиров, А.Г. Трофимчук). Нравственные аспекты воспитания в процессе допрофессиональной подготовки глубоко рассмотрены Е.И. Казаковой, Е.Е. Смирновой, О.А. Серебрянской, В.Б. Успенским, А.К. Шленевым.

Наиболее разработанными можно признать аспекты нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционного периода отечественной истории (Н.И. Алпатов, Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, В.М. Меньшов, Л.Н. Ховрина, В.В. Чернаков, С.Л. Шпанагель). Опыт деятельности кадетских корпусов по ориентации учащихся на военные профессии, подготовке офицерских кадров в историческом и современном аспектах описывают Е.В. Кабачевская, В.А. Киселев, В.В. Константинов, В.А. Осипов, А.Б. Старикова. Ряд исследований посвящен анализу взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками (Ю.В. Кожухов), формированию ценностей воинской службы (Л.В. Козилова), исследованию воспитания у кадет сознательной дисциплины (О.Р. Карташов), особенностям психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (Ю.М. Львин), психологическим основам совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах (А.В. Мощенко). С.Н. Смирнов, А.Ю. Чибисов изучали различные аспекты патриотического воспитания в современных кадетских корпусах. В диссертации И.В. Андрюшина прослеживается становление и развитие воспитательной работы в кадетских классах. Современный этап деятельности кадетских корпусов и классов рассматривается также в работах С.М. Горбаченко и В.Н. Миронова.

В тоже время проблема формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса в современной педагогической науке специально не ставилась и не исследовалась.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречий:

- между необходимостью формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса как процесса упорядочения воздействия различных социальных и культурных факторов - и недостаточной разработкой конкретных способов решения этой задачи;

- между разработанностью теоретических основ социального воспитания военнослужащих, проблематики нравственного воспитания курсантов военных вузов и военнослужащих российской армии, исследованием отдельных аспектов нравственного воспитания кадет, с одной стороны, и тем обстоятельством, что специально и целостно социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса не изучались;

- между наличием опыта нравственного воспитания в дореволюционных и возрожденных в 90-е годы кадетских корпусах, с одной стороны, и недостаточным осмыслением этого опыта в современной научной и методической литературе.

Названные противоречия определили выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса будет успешным?

Объект исследования: процесс формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

Цель исследования: выявить социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

На основании анализа теории и практики, современных подходов к пониманию нравственного воспитания учащихся, собственного опыта практической деятельности, нами была сформулирована следующая гипотеза: формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса будет успешным, если:

- в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства и служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести, особенностям юношеской дружбы;

- осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции;

- воспитатели в кризисных и конфликтных ситуациях оперативно корректируют межличностное взаимодействие воспитанников друг с другом, воспитанников с учителями школы и командирами.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1) определить содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса,

2) выявить особенности процесса формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса,

3) охарактеризовать социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса,

4) разработать методику формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

Теоретико-методологическая основа. В основу исследования положена совокупность идей системного и синергетического подходов к изучению социокультурных явлений (И.В. Блауберг, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической базой исследования также стали: концепция социального воспитания А.В. Мудрика и ее реализация в работах Б.В. Куприянова, О.В. Миновской, М.В. Шакуровой, Р.В. Ясницкой; теория воспитательных систем (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, С.Л. Паладьев, М.В. Воропаев, А.К. Шленев); совокупность идей о содержании социально-педагогической деятельности (М.И. Рожков), концепция воспитания в военных образовательных учреждениях России (Н.И. Алпатов, В.Ю. Ромайкин, Л.Н. Ховрина); концепции нравственного воспитания (Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, В.А. Сухомлинский, В.А. Фокин); идеи командирской педагогики А.С. Макаренко. Исходные теоретические позиции базируются на совокупности представлений Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова об особенностях социализации старших школьников. Исследование также опирается на подходы к определению сущности и содержательных характеристик индивидуального опыта, обозначенные в работах А. Бандуры, Дж. Гилфорда, Р. Килменна, В.Н. Мясищева, Дж. Роттера, К. Томаса; на теоретические и практические разработки В.М. Басовой, Д.В. Григорьева, А.Е. Подобина, С.Н. Смирнова.

В работе использовались теоретические и практические методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; моделирование социально-педагогических процессов и явлений; изучение и обобщение массового и передового опыта социального воспитания, анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальная база исследования - Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус, Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической, биологической защиты (военный институт), муниципальная средняя общеобразовательная школа № 35 г. Костромы. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие группы воспитанников корпуса общей численностью 267 человек. Эмпирическим исследованием также были охвачены 124 учащихся кадетских классов муниципальных средних общеобразовательных школ №№ 7, 8, школы-интерната № 3 города Костромы, а также 72 педагога перечисленных школ и 87 родителей кадет.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998-1999 г.г.) научная работа включала в себя анализ состояния исследуемой проблемы в философской, исторической и психолого-педагогической литературе; определялись подходы к ее решению. В этот период формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2000 - 2003гг.) была разработана и внедрена в воспитательную работу в кадетском корпусе методика формирования опыта нравственного поведения; осуществлялась опытно-экспериментальная часть исследования, проводилась психолого-педагогическая диагностика, уточнялись научные предположения, представления об изучаемом процессе; разработана модель педагогической деятельности, обеспечивающей данный процесс.

На третьем этапе (2004 - 2005гг.) проводилось обобщение результатов исследования, оформлялся текст диссертации, разрабатывались научно-методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса представлено как:

- самоорганизующийся процесс, в котором в качестве источников развития выступают возрастные и гендерные особенности юношей, характеристики воспитательного коллектива кадет, специфика кадетского корпуса как воспитательной организации;

- процесс, сочетающий воспитательные события, которые актуализируют этические проблемы межличностного взаимодействия воспитанников, и повседневность, которая способствует генерализации элементов опыта ситуативного взаимодействия,

- процесс, обусловленный конструированием в воспитательных коллективах культурных норм, которые отражают социально-профессиональные ценности военных и соответствуют поло-возрастным характеристикам воспитанников;

- процесс, обусловленный содействием воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, в выработке нравственной позиции и оперативной корректировкой воспитателями межличностного взаимодействия кадет.

Практическая значимость исследованиязаключается в следующем:

- разработана методика формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса, включающая годовой цикл методические разработки проведения воспитательных мероприятий, совокупность форм и приемов оперативного воздействия воспитателя;

- результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций воспитателям кадетского корпуса;

- разработана и апробирована методика диагностики сформированности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.

Материалы исследования послужили основой элективного курса «Есть такая профессия – защищать Родину» по предпрофильной подготовке учащихся 8-х классов общеобразовательных школ города.

Личный вклад автора в получение научных результатов определяется разработкой общего замысла и основных программ исследования; руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе; обобщением материалов в методических рекомендациях.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов изучения, адекватных его задачам; применением совокупности разнообразных методов сбора и обработки эмпирических материалов; целенаправленным осмыслением практического опыта воспитательной работы в Костромском кадетском корпусе по данной проблеме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: