Технические основы записи CD




Алексей Константинович Гультяев

Запись CD и DVD

 

 

Текст предоставлен издательством https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181905

«Запись CD и DVD»: Питер; Санкт‑Петербург; 2009

ISBN 978‑5‑388‑00439‑0

Аннотация

 

Вряд ли сегодня требуется кому‑нибудь рассказывать о достоинствах компакт‑дисков. Но одно дело – использовать диски, созданные кем‑то, и совсем другое – записывать CD и DVD самому.

В этой книге вы найдете все необходимые сведения о технических особенностях CD и DVD, описание различных устройств компакт‑дисков, форматов CD, инструментов для записи CD. Вы узнаете, как записывать музыкальные компакт‑диски, архивировать и выполнять резервные копии данных, «грабить» аудиодиски, создавать DVD‑видео без риска сделать неправильные копии или испортить чистые «болванки».

Кроме того, прочитав эту книгу, вы научитесь работать с пакетом Nero 8 Premium – лучшей программой для записи компакт‑дисков.

 

Алексей Константинович Гультяев

Запись CD и DVD

 

Введение

 

Вряд ли сегодня требуется кому‑нибудь рассказывать о достоинствах компакт‑дисков. Но одно дело – использовать диски, созданные кем‑то другим, и совсем другое – записывать компакт‑диск самому.

Несмотря на то что технология записи CD вполне отлажена, далеко не каждый пользователь ПК способен без предварительной подготовки справиться с этой процедурой. И дело не столько в ее сложности, сколько в том многообразии возможностей, которые предоставляет компакт‑диск. Ведь CD – это и надежное хранилище резервных копий данных и программ, и эффективное средство воспроизведения мультимедийной информации. Да и системные функции (такие как загрузка операционной системы) компакт‑диску вполне по плечу.

Возможно, вы слышали печальные истории о россыпях испорченных при записи болванок, о капризных CD‑приводах, «выплевывающих» компакт‑диски, записанные другим устройством, о том, как сложно создать работающую копию CD с лицензионной игрой, и тому подобное. Многие из этих историй уже стали легендами, и число верящих в них уменьшается с каждым днем.

Чтобы убедиться в том, что запись собственного CD – дело вполне реальное, необязательно сразу покупать пишущий CD‑привод. Просто полистайте эту книгу. Можете даже пока не читать, посмотрите рисунки. Вряд ли вы увидите что‑то такое, с чем вы совершенно не знакомы. Те же файлы и папки, почти те же диалоговые окна, которые используются в большинстве Windows‑приложений. Но почему же большую часть книги, посвященной записи компакт‑дисков, занимает описание каких‑то программ?

Дело в том, что любой пишущий CD‑привод становится «настоящим писателем» только в том случае, если на компьютере установлена специальная программа, обеспечивающая подготовку и запись (как говорят опытные пользователи, прожиг) компакт‑диска. Таких программ к настоящему времени создано немало. Есть среди них универсальные, готовые помочь вам в создании диска любого типа, а есть и такие, которые умеют решать только одну конкретную задачу. Например, скопировать «один в один» музыкальный альбом вашего любимого исполнителя. Все эти инструменты объединяет то, что они способны избавить вас от большинства возможных проблем.

Отдельная глава книги посвящена технологии DVD. По правде говоря, для повсеместной замены CD на DVD пока оснований нет. Даже ведущие фирмы‑производители еще не определились окончательно с выбором наиболее эффективного формата записи DVD‑дисков. Однако у DVD есть свои несомненные плюсы, которые зачастую заставляют закрыть глаза на эту неопределенность. Во‑первых, это огромная емкость, достигающая у некоторых типов носителей 17 Гбайт. Во‑вторых, это высочайшее качество видео и звука, для хранения которых, собственно, изначально и создавался DVD. И тот человек, кто хоть раз посмотрел видеофильм, записанный на DVD, никогда не «клюнет» на рекламный слоган, помещенный на CD‑копию такого фильма («Настоящее DVD‑качество»). Познакомившись с технологией DVD, вы поймете, что записать собственный DVD‑диск хотя и несколько сложнее, чем CD, но также дело вполне реальное. Несколько забегая вперед, отметим, что все пишущие DVD‑приводы способны также выполнять и запись компакт‑дисков. Поэтому, решившись освоить сразу запись и CD, и DVD, вы можете ограничиться приобретением именно такого устройства. Из этой книги вы также узнаете о том, на какие характеристики DVD‑приводов следует обращать внимание.

 

От издательства

 

Ваши замечания, предложения и вопросы отправляйте по адресу электронной почты comp@piter.com (издательство «Питер», компьютерная редакция).

Мы будем рады узнать ваше мнение!

Подробную информацию о наших книгах вы найдете на веб‑сайте издательства: https://www.piter.com.

 

Глава 1

Технические основы записи CD

 

Компакт‑диск – это далеко не единственное наименование того вида носителей информации, о которых пойдет речь в книге. Часто их называют лазерными и оптигескими дисками. До тех пор, пока вы не решили заняться записью компакт‑дисков, можно было не задумываться о происхождении этих названий. Но не имея представления об основах технологии записи, вы каждый раз, вставляя заготовку в лоток привода, будете ощущать внутреннее беспокойство и неуверенность в конечном результате. Вам это надо? Итак, немного теории.

 

Устройство компакт‑диска

 

На первый взгляд может показаться, что на 99 % успех или неудача записи компакт‑диска зависят от характеристик используемого CD‑привода, а сам будущий носитель данных – диск – играет второстепенную роль. Ну что, казалось бы, взять с этого куска пластмассы? Да и называют пустую заготовку компакт‑диска пренебрежительно – «болванка». На самом деле, это довольно сложное техническое изделие и такого отношения к себе не заслуживает. При недостаточно аккуратном обращении и несоблюдении определенных (хотя и несложных) правил «болванка» способна не только испортить настроение хозяину, но и вывести из строя сам CD‑привод.

 

Физическая структура компакт‑диска

 

Сначала о том, почему, собственно, компакт‑диски называют лазерными. Объясняется это тем, что основным элементом любого CD‑привода является лазер (оптический генератор). Луч лазера используется и для считывания информации с диска, и для записи на него.

Существуют некоторые (и даже весьма существенные) технологические особенности в устройстве «штампованных» дисков (CD‑ROM), дисков, записываемых однократно (CD‑R), и перезаписываемых (CD‑RW). Однако на любом компакт‑диске данные кодируются и записываются в виде последовательности отражающих и не отражающих участков. Участки, имеющие разные отражающие свойства, воспринимаются датчиками CD‑привода как биты (двоичные разряды) с разными числовыми значениями. В результате просмотра диска формируется последовательность значений «О» и «1», пригодная для дальнейшей обработки компьютером.

Самая простая структура у дисков CD‑ROM (аббревиатура ROM расшифровывается как Read‑Only Memory, то есть «запоминающее устройство только для чтения»). Такие диски изготавливают примерно так же, как раньше печатали книги: сначала создается диск‑матрица, а затем имеющийся на нем «узор» воспроизводится на дисках‑клонах без применения лазера. Штампованные диски имеют всего три слоя: защитный, отражающий и подложку (именно на нее наносится информационный «узор»). Поэтому промышленные диски значительно долговечнее и «терпимее» дисков, записанных с помощью CD‑привода. Но при этом, разумеется, они совершенно непригодны для записи новых данных.

Диски однократной записи, CD‑R (их обычно называют просто записываемыми, поскольку буква R – это сокращение от слова Recordable – «записываемый»), устроены значительно сложнее. Современные записываемые компакт‑диски хорошего качества содержат пять слоев (рис. 1.1):

• поверхностный слой (Surface Layer) – выполняет декоративные и в некоторой степени защитные функции; обычно представляет собой покрытие из специального лака либо из поликарбоната (прозрачной пластмассы особого типа);

• защитный слой (Protective Layer) – предназначен для защиты от повреждений двух основных, рабочих, слоев диска: отражающего и информационного; материал может быть различным;

• отражающий слой (Reflective Layer) – обеспечивает отражение лазерного луча, прошедшего через информационный слой; в качестве отражающих материалов обычно используют золото и серебро, реже – алюминий и его сплавы;

• информационный (записывающий) слой (Recording Layer) – основной слой компакт‑диска; может быть изготовлен из различных органических соединений металлов. Наиболее распространенными на сегодняшний день можно считать цианин и фталоцианин. Именно цвет записывающего слоя обусловливает цвет рабочей поверхности диска: например, цианин дает голубой цвет;

• подложка (Substrate Layer) – играет роль основы, на которую наносятся все другие слои; обычно изготавливается из поликарбоната.

Рис. 1.1. Физическая структура диска CD‑R

 

При записи диска CD‑R его информационный слой обрабатывается фокусированным лазерным лучом высокой мощности. Под действием луча «прожженные» участки становятся непрозрачными и начинают рассеивать свет. Часто такие участки называют питами (от англ. pit – ямка, углубление).

При считывании данных информационный слой диска сканируется лазерным лучом меньшей мощности.

Все слои диска имеют очень малую толщину (доли миллиметра), особенно записывающий слой, поэтому компакт‑диск весьма чувствителен к механическому, химическому и любому другому воздействию. Если вы хотите, чтобы записанные данные сохранились на диске десяток лет (а это вполне реально), обращайтесь с ним аккуратнее.

Структура перезаписываемых дисков, CD‑RW (аббревиатура RW означает ReWriteable, то есть «перезаписываемый), еще сложнее, чем у CD‑R. Количественно это выражается в добавлении еще двух слоев, окружающих информационный слой и препятствующих его испарению при нагревании лазером.

Их необходимость обусловлена физическими свойствами материала информационного слоя. Он должен обладать способностью восстанавливать свое первоначальное (прозрачное) состояние при выполнении операции «стирания». Поэтому в дисках CD‑RW в качестве информационного слоя вместо органического красителя используются сплавы редкоземельных металлов (обычно – теллур с добавлением германия, индия и сурьмы). Температура прожига для CD‑RW значительно выше, чем для CD‑R.

В исходном состоянии информационный слой чистого диска CD‑RW имеет кристаллическую структуру и служит неплохим зеркалом для лазерного луча. При записи данных на диск в точке воздействия луча сплав переходит в аморфное состояние и отражает падающий луч значительно хуже. В результате формируются точки, аналогичные ямкам‑питам в CD‑R.

Для «очистки» диска используется тот же лазер, но воздействует он на информационный слой в другом режиме: при меньшей мощности, но более длительное время. В результате сплав возвращается в исходное кристаллическое состояние. Понятно, что такие переходы из одного состояния в другое не могут пройти бесследно для используемого сплава, и потому жизненный путь диска CD‑RW ограничен примерно тысячей циклов перезаписи.

Необходимо также отметить, что отражающие свойства диска CD‑RW хуже, чем у диска CD‑R, и существенно ниже, чем у штампованного диска CD‑ROM. Поэтому старые (скажем, семилетние) приводы CD‑ROM могут оказаться не в состоянии прочесть данные, записанные на диск CD‑RW.

 

Альтернативы CD

 

Справедливости ради следует отметить, что компакт‑диск как носитель данных начинает понемногу сдавать свои позиции, уступая дорогу более молодым «конкурентам».

Сегодня можно говорить о практической реализации двух альтернативных технологических решений, основанных на использовании оптических (или лазерных) дисков:

• технология DVD;

• технология Blu‑Ray Disc.

Буквально за пару месяцев до подготовки новой редакции книги из этого ряда выпали диски, основанные на технологии HD DVD. О причине этого печального (прежде всего – для фирмы Toshiba) события будет сказано немного позже.

Перечисленные технологии различаются, в первую очередь, длиной волны лазера и материалами информационного слоя.

 

Технология DVD

 

Сокращение DVD расшифровывается как Digital Versatile Disc (цифровой универсальный диск), хотя первоначальный его смысл был несколько иным – Digital Video Disc (диск для цифрового видео).

В качестве носителя данных используется диск, внешне очень похожий на «обычный» компакт‑диск. Однако при этом емкость DVD существенно выше: на сегодняшний день стандартный DVD‑носитель вмещает 4,7 Гбайт данных, а так называемые «двухсторонние» – вдвое больше, около 9 Гбайт. Емкость «двухслойных» DVD‑носителей несколько меньше (поскольку внешний слой имеет емкость 3,8 Гбайт) и равна всего 8,5 Гбайт. Двухслойный же двухсторонний DVD (бывают и такие) способен хранить около 17 Гбайт информации.

Для достижения столь высокой емкости в дисках DVD используются следующие технологические решения:

• применение лазера с меньшей длиной волны (635–650 нм); это позволяет прожигать и считывать питы меньшего размера и расположенные на меньшем расстоянии один от другого;

• шаг направляющей спирали в дисках DVD составляет всего 0,74 мкм (микрона) вместо 1,6 мкм в компакт‑дисках;

• увеличена полезная площадь области данных;

• снижена избыточность корректирующих кодов;

• применяются более эффективные методы преобразования цифровых данных в аналоговую форму и обратно.

При этом компьютерные DVD‑приводы способны читать и записывать данные на «обычные» компакт‑диски, адаптируя длину волны и мощность излучения лазера к требованиям CD.

 

Технология Blu‑Ray

 

Спецификация формата Blu‑Ray была окончательно утверждена Ассоциацией Blu‑Ray (www.blu‑raydisc.com) лишь в начале января 2006 года, а в середине 2006 года появились первые поддерживающие ее компьютерные записывающие приводы.

Базовый носитель Blu‑Ray Disc – это перезаписываемый оптический диск со стандартным для CD/DVD диаметром 12 см, обеспечивающий запись на один слой и одну сторону до 25 Гбайт данных, а на двухслойные носители – до 50 Гб. Спецификация предусматривает три физических формата носителей: BD‑ROM («штампованный» Blu‑Ray Disc), BD‑RE (REwriteable Blu‑Ray Disc, перезаписываемый диск) и BD‑R (Recordable Blu‑Ray Disc, диск для однократной записи).

Blu‑Ray не является принципиально новым форматом – это, скорее, эволюция формата DVD. Название Blu‑Ray (синий луч) обусловлено тем, что для записи и чтения диска вместо красного лазера, который используется в DVD и CD‑ROM, применен синий лазер (blue‑violet laser). У синего лазера длина волны в полтора раза меньше длины волны красного лазера, что позволяет сделать тоньше дорожку данных и, следовательно, повысить плотность записи.

Технология Blu‑Ray создавалась в первую очередь для записи, хранения и воспроизведения видео– и аудиоинформации, тем не менее на Blu‑Ray Disc можно записать и «обычные» данные.

Формат Blu‑Ray довольно долго вел конкурентную борьбу с другим, близким ему по характеристикам, форматом – HD DVD (аббревиатура HD DVD означает High‑Definition DVD, то есть «DVD повышенной четкости»). Борьба шла с переменным успехом, и некоторые ведущие кинокомпании поддерживали оба формата. Однако, как часто бывает на войне, один из конкурентов получил «удар в спину», от которого не смог оправиться. Этим проигравшим оказался формат HD DVD. А дело было так.

К концу 2007 года у фирмы Toshiba, разработчика и основного «про‑двигателя» формата HD DVD, было несколько влиятельных союзников из числа голливудских кинокомпаний, включая Warner Bros, Paramount и Universal. Это сулило неплохие перспективы в борьбе с Blu‑Ray, и потому на предстоявшей в январе 2008 года ежегодной выставке товаров бытовой электроники CES (Consumer Electronics Show) компания Toshiba планировала провести широкомасштабную презентацию своих продуктов – как носителей HD DVD, так и плееров того же формата. Однако буквально за два дня до открытия выставки студия Warner Bros выступает с заявлением, которое производит эффект разорвавшейся бомбы: она прекращает запись фильмов в формате HD DVD и в течение ближайших месяцев планирует целиком перейти на Blu‑ray Disc. Пытаясь «сохранить лицо», глава подразделения Toshiba America Consumer Products заявляет на CES: «Мы по‑прежнему уверены, что формат HD DVD лучше соответствует потребностям конечных пользователей». Вслед за этим, 14 января, Toshiba снижает цену плееров HD DVD почти в полтора раза. Однако уже через месяц, 15 февраля, крупнейшая мировая сеть розничных магазинов Wal‑Mart заявляет, что к июню прекратит продажи HD DVD. А на следующий день, 16 февраля, основная широковещательная сеть Японии NHK сообщает, что Toshiba прекратила производство плееров HD DVD.

Но оставим HD DVD оплакивать собственную кончину и вернемся к старым добрым компакт‑дискам.

 

Логическая структура компакт‑диска

 

Читатель наверняка знаком с организацией хранения данных на таких магнитных носителях, как жесткий диск и дискета. И скорее всего, ему известно, что рабочая поверхность этих магнитных носителей разделена на дорожки, или треки (от англ. track). Каждая дорожка магнитного диска представляет собой концентрическую окружность, не соединяющуюся с другими дорожками. В свою очередь, дорожка подразделяется на несколько секторов. Наличие секторов позволяет более точно адресовать данные на диске и быстрее находить их. На магнитных носителях дорожки расположены на довольно большом расстоянии одна от другой, и поэтому механика дисковода обеспечивает точное позиционирование магнитной головки над дорожкой.

На компакт‑дисках плотность размещения данных значительно (на несколько порядков) выше, чем на магнитных носителях. А луч лазера примерно во столько же раз тоньше магнитной головки. Поэтому с целью повышения надежности записи и считывания дорожки компакт‑диска делают в виде одной длинной‑предлинной спирали (порядка 4–5 км), начинающейся в геометрическом центре диска. Вот эта‑то «нить Ариадны» и помогает лучу лазера не сбиться с пути, перескакивая с одной прожженной точки‑ямки на другую. Существует у дорожек компакт‑диска и еще одна особенность. Поскольку между ними отсутствуют физические границы, то длина очередной дорожки определяется объемом записанных на нее данных. В предельном случае вся «спираль» диска может стать одной‑единственной дорожкой.

Есть и еще одна причина, по которой данные на компакт‑диске размещаются не так, как на винчестере. Пожалуй, эта причина даже «главней» приведенной выше. Дело в том, что первый CD имел весьма узкую «специализацию» – он был предназначен для хранения аудиоданных. И создатели CD в какой‑то степени перенесли на лазерный диск идеологию виниловых грампластинок – та же единая спираль, на которой одна за другой расположены фонограммы. Только в качестве звукоснимателя используется не игла, а луч лазера. И хотя компакт‑диск давно уже стал универсальным носителем данных, используемая в нем идея современной «грампластинки» никуда не делась. Поэтому и более поздние форматы и способы записи данных на CD – это всего лишь попытки приспособить CD для новых целей.

Впрочем, не будем забегать вперед – режимам и форматам записи данных посвящены следующие главы книги.

В отличие от штампованных CD, у дисков типа CD‑R и CD‑RW есть служебная зона, которая называется ATIP (Absolute Time in Pre‑Groove – абсолютная длительность ведущей дорожки). В ней хранится информация о типе диска, его емкости, производителе и о поддерживаемых скоростях записи. Кроме того, имеются две служебные зоны для калибровки мощности лазера и для сохранения промежуточного состояния так называемой таблицы содержимого диска (английская аббревиатура этого понятия – ТОС, Table of Content).

 

Режимы записи

 

В силу рассмотренных ранее особенностей компакт‑дисков, существуют определенные ограничения на способы записи данных на диск. Каждому из разрешенных способов соответствует свой режим записи.

Одна операция записи на диск (то есть период времени от включения до выключения лазера) обычно называется сессией (Session). Другими словами, сессия – это набор данных (фонограмм, файлов и папок), помещенных на диск за одну операцию записи. Каждая сессия может содержать одну или несколько дорожек. Количество дорожек задается пользователем в зависимости от характера записываемых данных.

Соотношение между числом сессий и числом дорожек как раз и определяет режим записи. Основных режимов записи два:

• Disc‑at‑Once (DAO) – дословно название режима можно перевести как «весь диск за один раз»;

• Track‑at‑Once (ТАО) – «дорожка за один раз».

В обоих случаях имеется в виду заполнение диска или дорожки за одну операцию записи, то есть за одну сессию. Помимо основных режимов, существуют еще два:

пакетный режим (Packet Writing), предназначенный, в первую очередь, для перезаписываемых (CD‑RW) дисков;

• Session‑at‑Once (SAO) – «сессия за один раз», используемый при записи CD в специфическом формате Enchanced CD.

Первые три режима рассмотрены подробно в последующих подразделах, а вот режим SAO, как редко используемый, описан совсем кратко в разделе «Форматы компакт‑дисков».

 

Режим DAO

 

При записи в режиме DAO весь диск записывается за один проход без выключения лазера. Затем диск «закрывается» посредством добавления специальной, так называемой выводной зоны (Lead‑out). В дальнейшем «закрытый» диск не может быть использован для записи новой сессии. Другими словами, диск, записанный в режиме DAO, всегда содержит единственную сессию (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Диск, записанный в режиме DAO: единственная сессия

 

Однако количество дорожек внутри сессии определяется пользователем и особенностями записываемых данных. Как правило, если на диск записываются «обычные» файлы (данные или программы, втом числе игры), создается единственная дорожка. При записи аудиодисков число дорожек обычно равно числу записываемых аудиофайлов (подробнее особенности создания аудиодисков рассмотрены в следующем разделе).

Поскольку только закрытый (или, как еще говорят, «финализированный») диск пригоден для воспроизведения любым бытовым (не компьютерным) плеером, то режим DAO является основным при записи аудио– и видеодисков. Однако применяют его и для записи других типов данных, когда нет необходимости добавлять новые файлы на носитель.

Режим DAO необходим также для создания так называемых мастер‑дисков, используемых в качестве матрицы для производства «штампованных» CD.

Одно из важных преимуществ режима DAO – его экономичность с точки зрения расходуемой емкости диска. Дело в том, что на хранение информации о каждой дополнительной сессии уходит 13 Мбайт дискового пространства. Если сессий немного (две‑три), то потери будут не очень заметны, но если по той или иной причине придется создать полтора десятка сессий, потери окажутся существенными.

Кстати, несколько слов о емкости современных дисков. Поскольку первые компакт‑диски создавались для записи аудиоданных, то емкость CD измеряется не только в мегабайтах, но и в минутах (имеется в виду длительность воспроизведения записанной на диске музыки). На сегодняшний день стандартными считаются диски емкостью 650 Мбайт (74 мин.), однако они постепенно вытесняются дисками повышенной емкости: 700 Мбайт (80 мин.) и 800 Мбайт (90 мин.).

Некоторые программы записи поддерживают дополнительный режим DAO/96. Он представляет собой программное расширение режима DAO и обеспечивает запись информации в так называемые подканалы. Число 96 – это количество дополнительно записываемых данных, указанное в байтах (по 12 байт на каждый из 8 подканалов). Подробнее о подканалах рассказано в подразделе «Смешанный формат и караоке» раздела «Форматы компакт‑дисков».

 

Режим ТАО

 

В этом режиме на диск в течение одной сессии записывается только одна дорожка. Ее размер зависит от объема записываемых данных. В предельном случае такая дорожка может занимать всю емкость диска, однако режим ТАО обычно используется по‑другому.

Дело в том, что при записи в режиме ТАО вы можете выбрать, следует ли закрывать диск после сессии или нет. Если оставить диск открытым, можно будет пополнять его новыми сессиями, когда в этом возникнет необходимость, вплоть до исчерпания свободного места на диске. Диск может быть закрыт по желанию пользователя после любой очередной сессии.

Диск, записанный в режиме ТАО без закрытия первой сессии, называется мультисессионным (Multisession). При создании такого диска после записи очередной дорожки лазер выключается и включается в начале записи следующей дорожки. Записанные таким методом дорожки разделяются промежутками (gaps), и каждому включению лазера соответствует отдельная сессия.

Если диск записывается в режиме ТАО, то каждая сессия всегда содержит единственную дорожку (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Режим ТАО: отдельная дорожка для каждой сессии

 

 

Примечание

Благодаря наличию технологических стандартов, поддерживаемых практически всеми производителями компакт‑дисков, CD‑приводов и программного обеспечения для записи CD, как правило, существует возможность дописывать сессии на одном и том же диске с помощью разных CD‑приводов и/или с использованием разных программ записи.

 

В некоторых публикациях приводится информация о том, что не все пишущие CD‑приводы позволяют создавать мультисессионные диски, а старые модели приводов CD‑ROM не способны читать такие диски. Однако это справедливо лишь для очень старых моделей. Практически все приводы CD‑ROM, разработанные 7–8 лет назад и позже (в том числе двух скоростные), считывают информацию с мультисессионных дисков вполне надежно. И очень трудно найти сегодня пишущий CD‑привод, не способный создавать такие диски.

Правда, при чтении данных с мультисессионного диска нужно учитывать следующее: состав доступных для чтения данных (файлов и папок, отображаемых в окне проводника Windows) зависит от того, какая сессия в данный момент является активной. По умолчанию таковой является сессия, записанная последней. Она содержит сведения обо всех предыдущих сессиях, и потому для чтения доступны все данные, записанные ранее. Если же активна какая‑либо из промежуточных сессий (например с номером N), то доступными для чтения окажутся лишь данные, относящиеся к сессиям с номерами от 1 до N.

Указанная особенность ярко проявлялась при работе в ранних версиях операционной системы Windows (95 и 98), в Windows ХР вы этого не заметите.

 

Примечание

Стандартные средства записи CD, реализованные в Windows ХР, поддерживают именно мультисессионный режим записи. Правда, при использовании этих средств могут возникнуть определенные проблемы. Подробнее о них рассказано в следующей главе, «Инструменты для записи CD».

 

Основным достоинством режима ТАО является его гибкость: вы можете в определенной степени менять содержимое мультисессионного диска. Причем можно не только дописывать файлы и папки, но и «удалять» ненужные сессии, убирая из «оглавления» диска одну или несколько последних сессий. Правда, такое удаление будет чисто формальным: файлы, относящиеся к «удаленным» сессиям, не будут видны при чтении диска, однако по‑прежнему будут занимать физическое пространство на нем.

Недостатком мультисессионной записи является дополнительное расходование емкости диска на хранение информации о каждой сессии (как было сказано ранее, около 13 Мбайт).

 

Пакетная запись

 

Пакетный режим записи (Packet Writing) предназначен, в первую очередь, для работы с перезаписываемыми (CD‑RW) дисками, однако может применяться и для дисков CD‑R. Его суть состоит в следующем. При наличии специального дополнительного драйвера можно работать с компакт‑диском практически так же, как с винчестером или дискетой: создавать, удалять, перемещать или копировать файлы и папки, используя пользовательский интерфейс проводника Windows. Например, чтобы скопировать на CD какой‑нибудь файл, можно просто перетащить значок этого файла из папки жесткого диска в папку на CD.

Теперь несколько слов о драйверах пакетной записи.

Обычно такой драйвер входит в состав программы прожига CD и реализуется в виде специальной утилиты. Например, в программе Nero такая утилита называется InCD, а в другой популярной программе прожига, Easy Media Creator от компании Roxio, функции пакетной записи возложены на утилиту Drag‑to‑Disc.

Для использования CD в пакетном режиме после установки драйвера требуется с помощью утилиты пакетной записи отформатировать «болванку» подобно тому, как форматируются жесткие диски и дискеты. Форматирование производится в соответствии с требованиями специальной файловой системы UDF (Universal Disk Format – универсальный дисковый формат). Служебная информация, необходимая для работы UDF, занимает на компакт‑диске около 10 % от его емкости.

До тех пор пока диск, записываемый в пакетном режиме, не будет закрыт соответствующим образом, он остается недоступным для чтения обычным приводом CD‑ROM. Закрытие диска обычно выполняется с помощью той же программы, которая его форматировала. После закрытия CD безвозвратно теряет свои «пакетные» свойства.

До тех пор пока на компакт‑диске используется пакетный режим, все операции записи считаются относящимися к одной сессии. Кроме того, программы, «не понимающие» режим Packet Writing, считают все отформатированное пространство диска занятым данными (рис. 1.4).

Рис. 1.4. В пакетном режиме все операции записи относятся к одной сессии

 

Как уже было сказано, существует различие в использовании пакетного режима для дисков CD‑RW и для дисков CD‑R: для последних пакетный режим остается во многом фиктивным, поскольку отсутствует возможность физической перезаписи данных на таких дисках.

 

Внимание!

Когда пакетный CD находится в записывающем CD‑приводе, драйвер пакетной записи берет на себя управление этим устройством. Из‑за этого невозможно открыть лоток CD‑привода с помощью кнопок управления, размещенных на его панели. Чтобы открыть лоток и извлечь диск, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на значке этого устройства и выбрать в контекстном меню команду Извлечь.

 

Для дисков CD‑RW наиболее кардинальным и быстрым способом избавиться от всех ранее записанных данных является переформатирование диска. Эта операция выполняется драйвером пакетной записи или «основной» программой прожига и очень похожа на одноименную операцию для жестких дисков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: