В качестве самостоятельного направления философско-правовой мысли правовой позитивизм возник в 30-40-х годах XIX века в связи с теоретическим обоснованием формально-догматической юриспруденции. (И. Бентам, Дж. Остин, Г. Кельзен – «чистая теория права», Г. Харт – аналитическая юриспруденция). Его появление есть своего рода реакция на метафизическую философию права XVII-XVIII столетий. Любые феномены сверхпозитивного плана не признаются правовым позитивизмом в качестве правовых и отвергаются. Его представители стремятся заменить метафизическое учение об абсолютных началах права изучением положительного опытного материала, «фактов» (непосредственно данных). Такими фактами с точки зрения позитивистов являются нормы права. Следовательно, философия права должна заниматься изучением их логического смысла и языкового выражения. Позитивное право – это фактически действующее право.
Для правового позитивизма характерны такие черты, как:
- отождествление права и позитивного права (правопорядка), т. е. сведение права к системе установленных норм и исторически сформировавшихся институтов;
- абсолютизация государственного суверенитета, т. е. отождествление права с приказами государства, ибо «всякое право есть команда, приказ» (Дж. Остин);
- ценностно-нейтральная трактовка права, т. е. установление законодателем действующих норм в соответствии с формальным критерием.
Правовой позитивизм отрицает возможность познания сущности права, ограничиваясь следующими методами:
(1) «эмпирическим » – изучением внешних признаков, доступных для непосредственного наблюдения и восприятия, отдавая в этой связи познание сущности правовых явлений и их ценностного содержания на «откуп» философских спекуляций и «идеологии»;
(2) «дескриптивнным» – описывающим содержание права, рассматривающим его таким, каким оно есть;
(3) «аналитическим» – логическом и лингвистическом анализе юридических понятий на основе восприятия права в законе как «данного».
В целом юридический позитивизм представляет собой теоретическое обоснование и усовершенствование формально-догматического метода юриспруденции.
Естественно-правовое» правопонимание как альтернатива позитивному праву
В основе учения о естественном праве лежит идея о том, что все существующие правовые нормы должны основываться на каких-то объективных началах (основаниях), не зависящих от человека (общества). Поскольку образцом объективных начал считалась природа, то и право, не зависящее от человеческой воли и желаний, было названо природным, или «естественным».
Теория естественного права – это поиск особой реальности права, несводимой к реальности государственно-властных установлений.
Говоря обобщенно, под естественным правом понимается сверхпозитивная инстанция и, следовательно, естественно-правовое мышление заключается в разграничении и сопоставлении права и закона с позиций принципов справедливости. Это означает, что естественно-правовое мышление ставит перед собой задачу нахождения основания позитивного права и критерия его оценки, и, следовательно, проявляет себя в двух аспектах – сущностном (онтологическом) и аксиологическом.
Сущностный (онтологический) аспект – это ответ на вопрос «что есть право?» в его подлинности, то есть ответ на основной вопрос философии права. В этом аспекте сущность правовых явлений («феномена права») раскрывается через понятие «справедливость», а естественно-правовое мышление выполняет функцию объяснения сущности и понимания смысла права. Здесь решается задача выявления принципов справедливости (идеи права) и осуществления их философско-мировоззренческого обоснования.
Аксиологический аспект – это оценка позитивного права («закона»), исходя из представления о сущности (смысле) права. Здесь естественно-правовое мышление выполняет критическую функцию.
Выше обозначенные аспекты (функции) естественно-правового мышления тесно переплетаются между собой, ибо оба они нацелены на одно и то же – поиск справедливости как сущности права и критерия оценки закона. Отсюда фундаментальное предназначение естественно-правового мышления состоит в философской и, прежде всего, нравственной критике права и государства.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Какое место занимает философия права в системе методологии права?
2. По каким критериям различаются основные способы осмысления права?
3. В чем достоинства и недостатки правового позитивизма?
4. Как соотносится право и закон?
5. Что такое легизм?
6. В чем различие правого объективизма и правового субъективизма?
7. Что подразумевает дентологическая трактовка права?