Право охватывает все пространство цивилизованного существования людей, которое становится пространством правовой реальности. Поэтому без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом.
Первый вопрос: «Что есть право в каждом конкретном случае?» неизбежно предполагаетвторойвопрос: «Что есть право как таковое?», выливающийся, в свою очередь, в третий вопрос: «К какому типу реальности принадлежит право?». Подобная закономерность впостановке вопросовобусловлена тем, что для правильной ориентации в той или иной сфере человек должен ощущать эту сферу как реальность.
Проблема установления типов правовой реальности актуализировалась в начале XX века. Так, Б. Кистяковский выделяет четыре основные концепции (трактовки) реальности права:
- аналитический подход: право – это государственно-повелительное явление (догматическая юриспруденция в рамках позитивистской концепции права);
- социологический подход: право - это форма социальных отношений; психологический подход: право – это субъективное переживание прав и обязанностей отдельных людей;
- нормативный подход: право – это окрашенная в аксиологические тона реальность.
В современной философии права все существующие подходы к праву выступают как моменты истины, т.е. как частные подходы единой логической модели осмысления и объяснения правовой реальности.
Модификацией основного вопроса философии является вопрос о специфике правовой реальности, т.е. вопрос о том, почему существует право как некое отличное от других бытие и как это бытие возможно.
|
Концепция правовой реальности («образ права») складывается из взаимодействия следующих моментов:
а) теорий различного уровня, а также правовой идеологии как ядра действующей конституции;
б) нормативных документов, принадлежащих к различным уровням правового регулирования;
в) обыденного опыта, т.е. с проявлениями правовой жизни (правонарушениями, практикой соблюдения прав человека и соглашений и т.д.)
В широком смысле правовая реальность – это вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, правоотношений, правовых концепций, правового менталитета и т.п. В узком смысле правовая реальность – это базовые правовые реалии, определяющие все остальные правовые феномены, такие как, правовые нормы (нормативизм); правоотношения (социологизм); правовые «эмоции » (психологизм). Данные трактовки правовой реальности являются моментами интегральной концепции правовой реальности, когда мир права конструируется из правовых феноменов, упорядоченных в зависимости от отношения к базисному феномену.
Правовая реальность – это способ организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека, связанных с миром долженствования. Право – это сфера должного, т.е. реальность, которой в привычном смысле нет, но которая, тем не менее, значима для человека. Онтологическим основанием права не может выступать природа и ее законы, так как право – внеприродное явление. Если природа всегда выступает в качестве объекта, то право – это сфера субъекта. Следовательно, право укоренено в бытии человека, с тем, однако, условием, что речь идет о бытии не человека вообще, а конкретного человека, ибо заложенный в нем (праве) момент долженствования актуализируется лишь при условии признания одним человеком права другого человека на свободу. Иными словами, долженствование в праве есть универсальный способ ограничения произвола людей по отношению друг к другу.
|
Взаимодействие субъектов выступает основанием права не в онтологическом (констататирующем), а в деонтологическом (обязывающем) смысле. Деонтологический мир – мир права и нравственности – возможен лишь при двух условиях, когда, во-первых, признается свобода воли как полная возможность каждого лица поступать так или иначе и в соответствии с этим исполнять или не исполнять свою нравственную или юридическую обязанность; во-вторых, признается принципиальная возможность нормы должного как критерия различения добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти два условия составляют логический минимум деонтологической реальности, ибо если человек не свободен, то он не отвечает за свои поступки, а если он не отвечает за свои поступки, то ни о каких деонтологических нормах не может быть и речи.
Итак, человек живет в рамках двух реальностей – деонтологической (этической) и эмпирически-онтологической (причинной). В рамках деонтологической реальности преступление – это нарушение свободной волей нормы должного, предписывающей людям воздерживаться от известных действий. С позиций же онтологически-эмпирической реальности преступление – это подчинение воли человека причинному детерминизму, т.е. своей биологической природе, внешним обстоятельствам и т.д.
Сопряжение этих двух реальностей можно показать на следующем примере. Так, судья должен вначале решать дело в категориях деонтологии – свободной воли, вменения, ответственности и т.д., а затем уже использовать категории эмпирической онтологии – наследственности, социальной среды и т.п. Сущность права – это логика долженствования, пронизывающая отношения между людьми, заключающая эти отношения в рамки четко обозначенных «правил игры» и тем самым способствующая становлению и развитию людей именно как людей.