По прилагаемым ниже ссылкам можно прослушать вокальное сопровождение соответствующих игр.




Игры третьего занятия 2014 г.

Детская программа и вводная к вокалу

ВВОДНАЯ к игровым занятиям

Фольклор живой. Это, пожалуй, главный системный признак фольклора. Что это означает? Это означает, что песня может жить в нас, в наших детях, в наших внуках и т. д. Фольклор имеет много-сотне-летнюю традицию. Из того, что мы знаем, из того, что до нас дошло, по крайней мере, когда люди уже могли звук записывать, чуть больше ста лет, около 130 лет, когда появились первые приборы, способные записывать звук. Фольклору намного больше лет. Второй системный признак — фольклор является продолжением общенародной мудрости, в том смысле, что фольклор — это продукт коллективного творчества. Например, придумать песню может любой, 5-летние дети очень любят сочинять песни, ходят и напевают. Это не значит, что эта песня перейдет в века. Переходят в века, десятилетия, передаются следующим поколениям песни, которые тем или иным образом полируются, шлифуются, находятся в народной традиции, в мировоззрении народа. Потому что у каждого народа есть свои традиции и свои песни. Кто-то из великих сказал: у злых людей нет песен. Казалось бы, сколько есть в детских мультфильмах злых персонажей, которые поют злые песни. Но это не совсем так. Это несколько измененное восприятие злого, специально предназначенное для детского ума. Чтобы детский ум не воспринимал зло во всей его силе. Не надо к фольклору относиться поверхностно и пренебрежительно. Есть даже такое замечательное выражение: «Песня может отомстить». Это многоуровневое понимание, которое открывается постепенно. Наверное, одним из смыслов может быть то, что над песней нельзя шутить, нельзя глумиться. То, что мы вам даём, собиралось десятилетиями величайшими выдающимися людьми: некоторые наши современники, некоторые уже ныне покойные. Эти люди отдали всю жизнь для того, чтобы народное творчество перешло в наше время и продолжило свою жизнь. Если вы будете этими двумя системными признаками руководствоваться в своей деятельности, это будет замечательно.

В чем заключается особенность народного пения? Если не говорить о глубинном изменении в философском смысле, то по технике исполнения народное пение намного ближе к крику. Народные песни кричат. При оперном классическом пении воздух и звук где-то глубоко внизу живота образуются и оттуда выходят. В народном пении звук — на кончиках губ. Опускать звук нельзя. Он должен быть рядом, на поверхности. Пение даже должно быть немножко «противным». Это особенно касается девушек. Если вы научились петь противно, вы сможете потом перейти на правильный голос. Практика показывает, что петь могут все. Но в пении различаются некие роли. Народное пение — очень чистое по исполнению нот, если дали одну ноту, то все остальные должны эту же ноту дать. Невозможно, когда в разных тональностях поют одну песню, вернее, это возможно, но оно не подходит под признак народного. Как добиться того, чтобы люди попали в одну ноту? Есть такая вещь, как унисон. Это одна возможность, это начало песни. Попадая в унисон, мы понимаем с чего надо начать песню. И есть вторая возможность — это «пение за следом». Его практикуют все народные исполнители, которые не знают песню, которую в данный момент исполняют. Есть запевала, он должен прекрасно знать песню, он не должен путаться в тональности, должен каждый куплет начинать с одной тональности, а те люди, которые не знают этой песни — им достаточно тянуть последние звуки. Разучивается песня с конца, как правило последняя нота в народных песнях самая длинная, она всегда тянется.

Практические занятия

А теперь перейдём к практическим занятиям. Нам нужно сделать ровный круг. Для того, чтобы открыть голос, чтобы петь звонко, чтобы петь так, чтобы и вы наслаждались и вокруг вас люди наслаждались, нужно организовать свой голосовой аппарат. Он у всех разный, но все могут выполнять определенные звуки. Представьте себе, что где-то вдалеке идёт человек и он вас не видит и вам нужно его позвать. И вы делаете так: «Э-э-э-й!» А теперь я попрошу вас каждого по очереди петь. Вот некоторые приёмы, которые вам позволят легче это делать. Во-первых, запомните, что в народном пении мы не глотку дерём, не голосом одним поём, а мы поём всем телом. Это означает, что тело у нас должно принимать положение, которое нам удобно для пения. Поэтому, мы в тонусе находимся, представьте, что вас за макушку зацепили и слегка подвесили так, что мы едва-едва пола касаемся. Плечи расслаблены, висят. Живот в тонусе, не расслаблен, не падает живот у нас. При этом руки, ноги не скрещиваем — это негативно влияет на звукоизвлечение. Образно представьте себе сочную спелую виноградину, она прозрачная, вкусная — вот такое же должно быть у вас пение. Если же вы как изюм черные, сморщенные, вот такое же и пение будет — не лучше, не хуже. Поэтому, как мы дышим во время того, как мы поём? А точно также как мы говорим. Народное пение естественное. Не нужен вдох как особый процесс, действие. Дыхание должно быть свободным. При дыхании работает диафрагма и при выдохе подтягивается живот. И в момент, когда воздух заканчивается, он просто расслабляется. Вдох мгновенный, на вдохе не зацикливаемся. Длинный выдох с точки зрения влияния на здоровье, очень благотворен. Мы будем коротко незаметно вдыхать и длинно выдыхать.

Попробуйте снизу вверх подкинуть звук «Э-э-э-й». Поёте всем телом, помогите себе руками. Нам важно останавливаться. Не надо делать вдох. Звук надо обрывать резко и безжалостно. Не надо выжимать звук до конца, когда уже мало воздуха. Почему это важно? Потому что нас много и народное пение, которое идет в кругу постоянно продолжается, песня сохраняется. Она сохраняется между нами. Песня приобретает некое материальное состояние. На нас с вами очень большая ответственность лежит. Любой человек, который в этот момент халтурит... Представьте, что между нами большой воздушный шар, плотный, красивый, мы его своими голосами поддерживаем. А тут человек стоит отвлекается, болтает с кем-то. Так вот наш шар в этот момент сдувается, уходит, не получается. Почему важно, когда мы стоим в кругу, стоять более менее ровно? Для того, чтобы слушать окружающих. Мы не глухари на току, где каждый кричит как хочет. Мы должны прислушиваться. В идеале мы должны петь таким образом, чтобы вы слышали окружающих. Это не касается запевалы, потому что он запевает и в этот момент другие молчат.

Давайте сейчас попробуем подержать унисон. Я возьму ноту, не спешите все к ней присоединяться. Попробуйте присоединяться по мере возможности, т. е. как только вы поймёте, что готовы, вы вступаете. Для этого нужен навык. Для того, чтобы это делать долго, с лёгкостью, нужно тренироваться. Пение под душем рекомендуется.

Какие звуки мы тянем, а какие — нет. Из гласных не все звуки в народном пении тянутся. Это связано с тем, что некоторые звуки голосом видоизменяются. Например, звук «э» замечательно тянется, многие песни заканчиваются на «э». Звук «а». Звук «и» в позиции губ как для «ё», не плоский и губы не плоские. Звук «о» плохо тянется, звук падает, песня как будто вертикальной становится, это неправильно.

Практически в любой народной песне есть несколько голосов. Речь не идёт о том, что мужчины поют октавой ниже, а женщины октавой выше. У песни есть основной голос всегда, называется «путь», потому что он по интонации повторяет полностью всю песню. При наличии мужчин, даже и одного — нижний функциональный бас. Как правило, он мужской, хотя в некоторых местностях и женщины бывают с низким голосом. И есть верхний голос, он же дискант, он же дишкант, он же подголосок. Это голос, который является крыльями песни. Этот голос подкидывает песню на такую высоту, после которой слеза наворачивается, мурашки по спине пробегают. Если вы слышали народное пение, вы поймёте о чём речь. Дишкант без основы песни не работает. Дишкант как таковой, самостоятельный голос не существует, он опирается на средний и нижний обязательно, и на их плотной основе он может подняться. В самые-самые ключевые моменты, в кульминации песни взлетает верхний голос. Слушайте настоящее народное пение, например есть мужской казачий хор «Казачий круг». На странице Анны Тепловой В Контакте есть много подлинной народной музыки.

Звуки обозначаются жестами и меняя жест, мы меняем звук. Попробуем пока только звуки «э» и «а». Приветствуется, если кто-то из вас во время пения включит тело: это может быть движение рук, ритмические умеренные приседания, это может быть положение тела, которое вам удобно принять.

 

 

2.Каравай

Каравай- игра в кругу для детей от 5 3 до 8 лет. Все становятся в круг, взявшись за руки, один человек становится посередине. Поют, идя по кругу. В песне упоминается имя того, кто стоит в середине.

 

По Загорью хожу, каравай вожу,

На чьих именах, да на Машиных (вставить нужно имя того, кто в кругу)

Вот такая вышина, (здесь те по кругу, поднимаются на цыпочки, и соединенные руки также тянут вверх)

Вот такая нижина, (здесь те, кто ходит по кругу, приседают на корточки)

Вот такая ширина, (здесь те, кто образует круг, расходятся как можно шире, не расцепляя рук)

Вот такая ужина! (здесь круг сходится как можно ближе к тому, кто стоит посередине, не дотрагиваясь до него, а затем расходятся на привычное место и останавливаются на месте)

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!

После того, как песня кончилась, тот, кто в середине круга выбирает кого-либо, кланяясь ему.

В конце игры ребенку предоставляется право самому выбрать, кто будет следующим на его месте испытывать те же самые чувства. Этот момент выбора часто повторяется во многих народных играх.

 

3.Коза.

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие координации рук и ног.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга - «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

 

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

 

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, затем хлопают в ладоши и в заключении топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в центр круга, и игра продолжается до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

4.Тетёра.

Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В ней проигрываются такие ситуации, которые в жизни всем взрослым хорошо знакомы: идешь, идешь и вдруг что-то, кто-то тебя останавливает, «ловит». И даже не от тебя зависит, когда тебя поймают, кто это будет, ты просто должен подчиниться ситуации. В этой игре, многократно проигрываемой, ребенок учится терпению, ожиданию. И все это излагается в доступной для восприятия ребенка манере – в игре.

Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота». Все поют:

 

Тетёра шла, моховая шла,

По каменьям, по раменьям сама прошла,

Всех детей провела,

Само умного детёныше оста-авила!

Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота. Здесь нужно сказать о значении игры для формирования нормативного сознания ребенка, с одной стороны уважительного отношения к правилам игры, с другой. Творческому их воплощению (игре на грани нарушения правил)

 

 

5.Коршун.

 

Актуальная игра для детей в возрасте от 6-7 до 11 лет. Игра стимулирует выбор, активизацию двигательных функций (так как надо догнать того, кто затем сядет рядом с тобой). Также эта игра стимулирует речевую функцию и развивает регулирующую функцию речи, так как здесь присутствует момент совместного речевого сопровождения своих действий.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине на корточках сидит «коршун». Все, кроме «коршуна» идут по кругу и поют:

 

Коршун, коршун-дедушка, коршуниха-бабушка,

Вокруг коршуна хожу, за собой детей вожу,

Дети малые, сама старая…

 

Круг останавливается и, обращаясь к «коршуну», затевает с ним хором разговор, а «коршун» отвечает:

 

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Денежку ищу.

- А зачем тебе денежка?

- Ситец купить.

- А зачем тебе ситец?

- Мешочек сшить.

- А зачем тебе мешочек?

- Камушки собирать.

- А зачем тебе камушки?

- Ваших деток шуркать-буркать!

После этой фразы коршун вскакивает и ловит «под крылышко» кого-нибудь из круга. Условия игры допускают иногда ловить два человека – «под два крыла». Всех, кого «коршун» поймал, садятся вместе с ним в круг (теперь они все «коршуны»), а остальные снова ходят по кругу и поют ту же песню. Затем все повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все, кто ходил вокруг «коршуна», то есть пока все не становятся «коршунами».Про коршуна много можно добавить, имея ввиду развитие волевой регуляции.

Ворон Иван Петрович

Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символических смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей важно многократное проигрывание этой игры со всеми деталями.

Игра первоначально может происходить в форме рассказывания истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.

Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками (цыплятами)

Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (можно ширмой, или занавеской). Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет. Тогда хозяйка идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?

- Нет, не видал. Ты почтО на мое поле пришла?!(топ ногой!!!)

- Ну не видАл, так не видАл!

Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет.

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?

- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, ах одной нет.

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?

- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Наступил день. Раз, ах одной нет.

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?

- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Наступил день. Ах, ни одной нет.

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?

- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?

- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона, но еще никуда не бегут.

- Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып

 

Курочка.

Участники становятся в круг, как в «Каравае», но во время игры не ходят, а свободно стоят, изображая голоса животных и как-то показывая их особенные признаки. Они могут свободно двигаться в такт песенки - прихлопывать, притопывать для выражения своих эмоций. Кто-нибудь берет на себя роль ведущего и, выступив на шаг внутрь круга, показывает (напоминает) следующее животное (показывает крылышки у уточки, крылья у гусочки, рожки у козочки, рыльце у свинки …). Правильно, живо показанная (и таким образом введенная) игра, изображающая шум-гам домашнего хозяйства, очень нравится и дошкольникам, и младшим школьникам.

Дети учатся различать животных, произносят характерные звуки, показывают их характерные черты, запоминают последовательность их показа в порядке, обратном их появлению в игре. Игра совсем не проста в исполнении. В ней есть часть, которая поется хором громко и звонко, а есть часть, где каждый, изображая свою козочку, свинку, гусочку, делает это самостоятельно и только на курочке все снова собираются вместе, сливаясь в одном звуке (А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю).

В игре снимается чрезмерная застенчивость, у детей появляется возможность покривляться и покричать в рамках культурных приличий, ведь изображаются животные. Особая роль в этом случае ведущего, который наравне с детьми непосредственно крякает, хрюкает и т.д. и доставляет детям огромную радость. В этом пространстве игры можно проявить свое чувство юмора, потренировать память, внимательность, ощутить целостность сообщества-круга.

В каждом куплете добавляется еще одно животное, и они перечисляются в обратной последовательности.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, курочку себе.

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, уточку себе.

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, гусочку себе.

А гусочка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю…

Животные по одному добавляются в следующей последовательности:

А уточка кря-кря-кря

А гусочка га-га

А индюшка б-р-р

А козочка ме-е-е

А барашек бе-е-е

А свиночка уи-уи

А тёлочка му-у-у

А собачка гав-гав

 

А перечисляются они в песенке в обратной последовательности. Последний куплет выглядит так:

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, собачку себе.

А собачка гав-гав

А тёлочка му-у-у

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р

А гусочка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю…

В ссылочных аудиофайлах эта игра приводится в исполнении фольклорного ансамбля «Измайловская слобода».

В самом конце игровой встречи мы прощаемся с детьми и благодарим их за участие, говорим теплые слова от души, которые приходят сами. Каждый раз встреча оказывается уникальной и неповторимой, невозможно провести два одинаковых занятия, так как состав участников всегда хоть немного, но отличается, а по опыту каждый участник вносит что-то свое в общий круг.

Вокальное сопровождение имеет большое значение в играх, поэтому прилагаем ссылки на аудиофайлы с песенками из игр.

 

По прилагаемым ниже ссылкам можно прослушать вокальное сопровождение соответствующих игр.

 

Каравай https://yadi.sk/d/10J773P9M6jYW

Коза https://yadi.sk/d/RRayPJkLM6jxk

Коршун https://yadi.sk/d/ful9emCDM6jyM

Курочка https://yadi.sk/d/LXgNAjifM6jym

Курочка хор https://yadi.sk/d/m1pQrs8gM6jyu

Тетера https://yadi.sk/d/cEhSTDGGM6jzE

Другие игры дня

Хрен

Ой, хрен-господин. Да и кто ж тебя садил?

Садил меня Иван, поливал Селиван.

Селиванова жена близко к городу жила.

Хрен усаживала, огораживала.

Ой, бабушка Настасья, подай хренку.

Тяни сабе во-о-о! (Тяни себе во!)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: