Общеполитическая мысль Руси 16 века.




Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тендеций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либ0о боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства - служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства - засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии. Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам. Иван Грозный очень любил и уважал этого человека, поэтому болезненно перенес его отъезд. Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле. Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).

ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовня правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием - Великие Четьи - Пшней (чтения на каждый день) - 12 томное собрание книг. Было предназначено для личного чтения. Оно фактически вобрало в себя всю существующую на Руси литературу, в том числе еретическую, и подвергло её религиозно-назидательно толкованию.

Домострой - норма религиозного и этического поведения в повседневной жизни. Куда входили правила воспитания детей, советы по ведению хозяйства. Составитель Домостроя - священник Сильвестр. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 - 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи - икона Троица.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии. Цель этого - отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства - Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: