График выполнения и сдачи заданий СРСП




СИЛЛАБУС

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК

КУРС: 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: для неязыковых специальностей

СОСТАВИТЕЛИ: Шумбасова Е.В., Шацкая Д.А., Кныш И.С.

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3

ЭКЗАМЕН: 1, 2 СЕМЕСТР

 

СЕМЕЙ – 2012

 

Силлабус по дисциплине «Русский язык» составлен на основании рабочей учебной программы

Составители: Шумбасова Е.В., Шацкая Д.А., Кныш И.С.

 

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры иностранной и русской филологии

Протокол № ___ от «____» ________________ 2012 г.

 

Заведующая кафедрой _________________ Гайнуллина Ф. А.

 

ДИСЦИПЛИНА: «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

1. Данные о преподавателе:

- Шумбасова Елена Владимировна;

- Шацкая Дина Александровна;

- Кныш Ирина Сергеевна

- Контактная информация: раб. тел: 56 – 17 – 81, 56 – 24 – 23, 52 – 45 – 86

- Кабинет № 39, корпус № 3, улица Шмидта,44

Время консультаций -согласно графику на кафедре

 

Данные о дисциплине

Количество кредитов: 3

Количество практических занятий – 45 ч.

СРСП – 24 (1 семестр), 21(2 семестр).

Семестр изучения: 1, 2

 

Всего часов: 69 (1 семестр) + 66 (2 семестр)

Консультации: 3 ч. (1 семестр) + 3 ч. (2 семестр)

Экзамены: 2 ч. (1 семестр) + 2 ч. (2 семестр)

 

Количество аудиторных занятий: ПЗ – 45 ч. (1) + 45ч. (2)

СРСП – 24 ч. (1) + 21 ч. (2)

 

Выписка из учебного плана

Курс Семестр Кредиты Практ. занятия СРСП СРС Всего Форма контроля
              экзамен
              экзамен

Пререквизиты

  1. Общая учебная программа средней школы, высшего учебного заведения.

 

Постреквизиты

  1. Офисная документация.

 

 

Краткое описание

Курс русского языка как дисциплина общеобразовательного цикла рассчитан на студентов казахских отделений университетов (бакалавриат). Настоящий силлабус составлен в соответствии с требованиями к кредитной технологии и содержит общие рекомендации, реализация которых необходима в лингвистическом образовании учащихся любой специальности.

Коммуникативные цели и задачи практического владения языком являются концептуальными, базисными. Студенты бакалавриата, формируя и совершенствуя новые речевые навыки и умения, связанные с научной сферой коммуникации, овладевают дополнительным по отношению к родному языку средством общения, получают в конечном виде глубокое и качественное профессиональное образование.

Основная цель курса – формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции- способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы.

К задачам относятся: умение давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов, составлять тексты основных учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы.

Таким образом, для студентов всех специальностей основным объектом обучения представляется научно-профессиональная речь.

Цели и задачи курса:

А) сформировать и развить умения и навыки использования научной литературы по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции;

Б) научить понимать, как развивается информация текста, строить его логико-композиционную основу, выработать соответствующую систему коммуникативных умений;

В) сформировать представление у студентов об особенностях функционирования системы языка в научном дискурсе;

Г) обучить методам и приемам структурно – семантического и смысло-лингвистического анализа научного текста;

Д) способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов по специальности;

Е) научить извлекать из текста необходимую информацию, описать ее, обобщать и интерпретировать с целью использования в процессе учебно-профессионального обобщения;

Ж) сформировать систему знаний языковых форм выражения различных типов информации научного текста;

З) научить использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.

Усвоение необходимого минимума знаний, умений и навыков профессионального образования: формирование знаний о смысло-структурных особенностях текстов научногостиля; умение определять тип и объем научной информации, заложенной в тексте (определение понятия, общая и квалификативная характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика составляющих (сопротивопоставление, тождество) явлений, характер контактов предметов); умение анализировать структурно – семантическую организацию текста: формирование и отработка навыков составления назывного, вопросного и тезисного планов; преобразование тезисного плана; устный пересказ (запрос информации – ответы на вопросы; актуальный диалог-дискуссия); письменный пересказ – конспект содержания; реферативное описание содержания, написание аннотации к тексту; умение производить смысло-лингвистический анализ текста: формулировать тему, определять систему проблем, выделять микротемы, формулировать основную мысль (абзаца, текста); уметь определять языковые средства организации текста и использовать их при порождении собственных высказываний по теме, выражения мнения и системы его аргументации.

 

 

 

 

6. Содержание дисциплины и расчет часов:

№ п\п Темы и содержание практических занятий Распределение часов по видам работ Календарные сроки Темы и задания СРСП, СРС
ПЗ СРСП СРС
1.1   Тема № 1 Язык и его основные функции. Речь: Виды и формы речи. Письменная речь: основные жанры письменной речи. Упр. № 1, стр. 5; № 10, стр. 11, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005.         10.09 – 14.09 СРСП 1. Работа с текстом «Язык», заданий № 5, 8, 11, 13, стр. 395-396 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Сочинение «Язык – зеркало нации». 2. Работа с текстом «Русский характер и русский язык» (упр. № 54, стр. 34-35) 3. Выполнение упражнения 58, стр. 38-39. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 4. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания о языке.
1.2 Тема № 2 Устная речь: её ведущие признаки. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство(умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения). Качества хорошей (образцовой) речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Упр. № 6, стр. 8-9; упр. № 13, стр. 13, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       10.09 – 14.09 17.09 – 21.09 СРСП 1. Чтение наизусть стихотворения о языке. 2. Составление конспекта текста Закона РК «О языках в РК». Беседа по составленным конспектам. СРС 1. Выполнение заданий № 70, 71, 72, стр. 44-45 2. Упражнение № 68, стр. 43-44 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 3. Подготовить выразительное чтение отрывка из любимого произведения.  
1.3 Тема № 3 Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Основные признаки текста. ССЦ как компонент текста. Данная и новая информация текста. Роль предложения в тексте. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь. Понятие о структуре текста, абзаце, красной строке. Тема текста. Точность речи. Точность словоупотребления. Структура и смысл текста. Упр. № 26, стр. 20; упр. № 92, стр. 56 – 57, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005.         17.09 – 21.09 24.09 – 28.09   СРСП 1. Работа с текстом «Исторические изменения в лексике», задание № 1, стр. 430; задания № 7, 8, 9, 10, 12, 13, стр. 432 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Работа с текстами по своей специальности: определение темы и основной мысли текста, способа связи предложений в тексте. 3. Работа с текстами по специальности: определение темы текста, озаглавливание текста, составление плана текста, определение данной и новой информации в тексте. СРС 1. Подобрать 2 текста по своей специальности. Произвести самостоятельно анализ текстов. Выделить в них основные признаки текста. 2. Методика чтения текста. – конспект стр. 518 3. Выполнение упражнения № 16, стр. 16 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005  
1.4 Тема № 4 Коммуникативные задачи текста Смысло-речевые ситуации.Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст. Микротема текста. Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста. Прогрессия текста с однонаправленным данным. Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации. Упр. 113, стр. 70 – 71, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       24.09 – 28.09 1.10 – 5.10 СРСП 1. Выполнение упражнения № 33, стр. 25 (определение коммуникативных задач текста, озаглавливание текста). Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005. 2. Подбор текстов по своей специальности (не более 0,5 страницы). (Задание: озаглавить, определить вид прогрессии, способ развития информации в тексте, определить тему и микротемы текста).   СРС 1. Пересказ текста – упражнение 33, стр. 25. 2. Выполнение упр. № 73, стр. 45-46 3. Выполнение упр. № 74, № 80, стр. 46-49 4. Упр. № 275, стр. 162 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
1.5 Тема № 5 Функционально – смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. Типы монологической речи. Монолог. Диалог. Полилог.- конспект стр. 434 Составить: монолог на тему «Я бы хотел помочь тому кто…»; диалог «В библиотеке»; полилог «После просмотра кинофильма». Упр. № 96, стр. 59 – 60; упр. 115, стр. 71 – 73, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005.       8.10 – 12.10 15.10 – 19.10 СРСП 1. Написать мини – сочинения – описание: - «Мои родители»; - «Мой лучший друг (подруга)»; - «Мой самый любимый уголок на земле»; - «Мой самый счастливый день». 2. Написать мини – сочинение – рассуждение: «Каким я вижу себя через 10 лет?»; «Как пополнить свой словарный запас?»; «Куда уходит детство?»; «Нужно ли слушать чужие советы?». 3. Написать мини – сочинение – повествование: «Интересная поездка»; «Что я знаю о своей будущей профессии?» СРС 1. Выполнение заданий № 5, 14, стр. 436-438 2. Выполнение упражнения 96 – текст «Первая встреча с А. Блоком», стр. 59-60 3. Упр. № 303, стр. 178-179 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
1.6 Тема № 6 Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Разговорный стиль речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Собственно стилистические ошибки. Ошибки по отдельным уровням языковой системы . Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. Определение практической стилистики. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания. Выполнение упражнения № 95// Балашова Л.В., Дементьев В.В., Русский язык. Правописание. Фонетика и орфография, синтаксис и пунктуация, культура общения., М.:«Лицей», 2004. Упр. № 630, 633, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       22.10 – 26.10 СРСП 1. Составить диалог с использованием элементов разговорной речи на тему: «Город Семей». СРС 1. Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) разговорного стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор. 2. Выполнение упр. № 629, стр. 372-374 3. Упр. № 210, стр. 123-124, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005    
1.7 Тема № 7 Официально – деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Лексические особенности языка официально – делового стиля. Грамматические особенности языка официально – делового стиля. Стилистический анализ письменного официально – делового текста. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Совершенствование этики речевого поведения.Особенности делового общения. Речевой этикет. Деловой этикет. Регламентированность делового общения. Виды делового общения.   Выполнение упражнения «Порча хорошего настроения». Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры. Резюме. Анкета. – сообщения. Упр. 640, стр. 385; «Автобиография» - конспект, стр. 386;«Доверенность» - конспект, стр. 390; Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       22.10 – 26.10 29.10 – 2.11   СРСП 1. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью. Выступления на тему «Актуальность моей профессии». 2. Составление автобиографии, характеристики, доверенности, заявления. СРС 1. Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) официально – делового стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор. 2. Составить резюме. 3. Конспект таблицы «Особенности официально-делового стиля», стр. 387-388 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
1.8 Тема № 8 Публицистический стиль и его особенности. Лексические особенности языка публицистического стиля. Грамматические особенности языка публицистического стиля. Анализ публицистического текста.   Упр. № 637, стр. 380; № 638, стр. 382; «Очерк» - конспект, стр. 383. Конспект таблицы «Особенности публицистического стиля», стр. 381 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005         5.11 – 9.11 СРСП 1. Написание очерка, репортажа учитывая особенности жанров.   СРС 1. Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) публицистического стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор. 2. Составить очерк на свободную тему.  
1.9 Тема № 9 Стиль художественной литературы. Средства выразительности в художественном стиле. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций. Сочинение «Зимний вечер» с использование выразительных средств языка. Упр. № 647, стр. 392 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       5.11 – 9.11 12.11 – 16.11 СРСП 1. Конспект таблицы «Средства выразительности в художественном стиле», выписать предложенные тропы, фигуры речи в словарь, дать их толкование, стр. 392 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) стиля художественной литературы – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор. 2.Упр. № 609, стр. 360-362 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 3. Подготовить выразительное чтение стихотворения на свободную тему.  
1.10 Тема № 10 Научный стиль и его особенности. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Условия функционирования научной речи: научная сфера общения, преобладание письменной формы над устной, монологической речи над диалогической. Характерные черты научного стиля: логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность терминами. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Конструкции для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления. Анализ текстов научного стиля: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность и отвлечённость). Знакомство с жанрами научной речи. Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста.   Задания № 1, 4, 5, стр. 395; № 6, 7, 9, 10, 13, стр. 397 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       19.11 – 23.11 26.11 – 30.11 СРСП 1. Беседа-полилог о научном стиле, составление микротекстов на заданную научную тему, кратких сообщений в форме монолога с использованием языковых средств, свойственных научному стилю. 2. Сочинение на тему «Актуальность моей профессии». 3. Выполнение заданий 27, 28, 29, 30, стр. 399-400 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Задания № 17, стр. 398; № 22 – текст «О филологии и филологах», стр. 398; № 23, 24, 25, 26, стр. 399 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Подобрать 3 текста в научном стиле. Доказать их принадлежность к данному стилю.
1.11 Лексика научного стиля речи. Определение особенностей научного стиля на лексическом уровне. Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика. Употребительность слов с обоб­щенным и отвлеченным значением. Дифференциация основных пластов лексики научной речи. Работа со словами с обобщённым и отвлечённым значением. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Анализ лексического состава текста с выделением основных пластов лексики научной речи. Определение лексического значения заимствованных слов и словосочетаний, их запись в словари.   Задания № 1, 3, стр. 401; № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, стр. 402 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       26.11 – 30.11 3.12 – 7.12 СРСП 1. Дискуссия с использованием научной лексики. Формулирование научных тем и проблем с использованием специальной лексики. Составление текстов по опорным словам, относящимся к научной лексике. 2. Задания № 12, 13, 14, 15 16, 17, 18, 19 20, 21, 22, 23, стр. 404-405 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 3. Подобрать текст по своей специальности и сделать анализ лексического состава текста с выделением основных пластов научной речи. СРС 1. Выполнение заданий № 24, 25, 26, стр. 405-406 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Выбрать статью по своей специальности и охарактеризовать лексику.
1.12 Тема № 12 Терминологическая лексика русского языка. Понятие о терминах, их особенностях. Терминология как основной признак научного стиля. Узкоспециальная и общенаучная терминология. Однозначность терминов. Терминологические словари. Определение термина. Развитие умений применять полученные знания о терминологической лексике в речевой деятельности. Работа над интернациональ-ными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов. Нахождение в тексте и анализ общенаучных и узкоспециальных терминов. Составление терминологических словарей по специальности. Конструкции выражения источника, способа получения, наличия информации.   Задания № 1, 2, 3, 4, стр. 407; Задания № 9, 10, 11, 14, 18, 19, 20, 21, 22, 23, стр. 410-411 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       10.12 – 14.12 17.12 – 21.12 СРСП 1. Чтение текстов по специальности. Введение в активный словарь терминов по специальности, использование их в речи. Работа с терминологическими словарями. 2. Проведение научной конференции. Обсуждение докладов и сообщений. СРС 1. Составить глоссарий по своей специальности (минимум 50 терминов). 2. Подобрать текст по специальности, работа с лексикой текста (объяснение по словарю значений общенаучных и узкоспециальных терминов). 3. Выполнение заданий 18, 19, 20, 21, 22, стр. 409-411 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
1.13 Тема № 13 Морфология научного стиля речи. Морфологические особенности научного стиля. Высокая частотность существительного. Отвлечённые, отглагольные существительные, насыщенность текста существительными среднего рода. Глагол в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного действия. Задания № 1, 2, 3, 4, стр. 413 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005         17.12 – 21.12 24.12 – 28.12 СРСП 1. Аудирование текста с выделением ключевых слов, выраженных отвлечен­ными существительными. Анализ морфологических единиц, типичных для научного стиля, их активизация в речи. Определение соотношения в тексте имен существительных и глаголов. Конструирование предложений с существительными среднего рода и глаголами настоящего времени несовершенного вида в роли подлежащего и сказуемого. 2. Обсуждение заранее подготовленных вопросов по своей специальности с использованием элементов научной речи. СРС 1.Задания № 11, 12, 13, стр. 415 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Охарактеризовать научную статью по своей специальности с морфологической точки зрения.
(2ч.) КПР (рейтинговый контроль)       24.12 – 28.12 Итоговая контрольная работа по пройденным темам
Всего:        
2 семестр
2.13 Тема № 13 Морфология научного стиля речи. Употребление кратких прилагательных для выражения постоянного свойства предмета и кратких страдательных причастий в научной речи. Выделение морфологических средств, характерных для научной речи. Об­разование полных и кратких прилагательных и причастий, их включение в связную речь в роли определений и сказуемых. Транспозиция как средство свя­зи предложений в тексте (вычислить - вычисление, умножить - умножение).   № 7, 8, 9, 10 – текст «Иноязычные слова», стр. 414 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       I неделя СРСП 1.Выполнение заданий № 19, 20, 21, 22, стр. 416-417 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Подготовка проблемных вопросов по своей специальности. 2. Выполнение заданий 14, 15, 16, стр. 415, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
2.14 Тема № 14 Синтаксис научного стиля речи. Синтаксические особенности научного стиля: преобладание сложных предложений, широкое употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения с характером перечисления. Составные подчинительные союзы со значением обусловленности в научной речи: вследствие того что; несмотря на то что; ввиду того что; в связи с тем что; тогда между тем как. Слова и словосочетания в качестве средств связи предложении и частей текста: рассмотрим; необходимо подчеркнуть, что. Вводные слова и словосочетания как средства связи частей текста. Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтак­сическими единицами (параллельные синтаксические конструкции). Выделение характерных синтаксических особенностей научного стиля. Использование причастных и деепричастных оборотов для построения выска­зываний на заданную тему. Составление предложений с использованием ввод­ных слов и словосочетаний и других специальных средств для связи. Анализ сложных предложений с составными подчинительными союзами. Использование сложных предложений, однородных членов предложения, составных подчинительных союзов со значением обусловленности для состав­ления научных микротекстов. Работа с вводными словами и словосочетаниями, выступающими в качестве средств связи предложений и частей текста. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.   Задания № 1, 2, 3, 5, стр. 419; № 7, 8, 9, 10, 11, стр. 420 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       II – III неделя СРСП 1. Составление собственных монологов-рассуждений на основе прочитанно­го с использованием синтаксических особенностей научной речи. 2. Со­ставление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?». СРС 1. Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений. 2. Постройте монолог-рассуждение на тему: «Культура речи является показателем внутренней культуры и уровня духовного развития человека». 3. Задания № 12, 13, 14, 16, стр. 421; № 20, 21, 22, 24, 25, 26, стр. 423 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
2.15 Тема № 15 Подстили научного стиля речи. Понятие о подстилях научного стиля. Выделение подстилей: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного. Сфера употребления, осо­бенности изложения, цель, характер, адресата разных подстилей. Наблюдение над языковыми средствами подстилей в учебниках и учебных пособиях по специальности. Определение частотности научной лексики в раз­ных подстилях, определение их соотношения с общеупотребительной лекси­кой. Выявление языковых средств, обозначающих адресата речи в разных под­стилях. Характеристика структуры текста учебников по специальности.   Задания №1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, стр. 425-426 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       IV – V неделя СРСП 1. Подбор текстов по своей специальности различных подстилей. Сопоставительный анализ текстов различных подстилей. Определение особенностей стиля изложения каждого из подстилей. Чтение и анализ собст­венно научных, научно-популярных и научно-учебных текстов, составление плана, воспроизведение анализируемого текста, составление текста по его введению. 2. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный. СРС 1. Задания № 19 – текст «Неологизмы», 20, 21, 22, стр. 427 2. Выполнение задания № 22, 23, 24, 25, 26, 27, стр. 433-434 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 3. Анализ текстов различных подстилей по своей специальности. 4. Работа со статьями по своей специальности: доказать, что текст научный с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса, определить подстиль.
2.16 Тема № 16 Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста – первоисточника. Основные правила компрессии текста. Задания №1,2, 3,4 – текст «Мудрый заяц», 5 – текст «Равновесие вприроде»,6,7 Добротина И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста// РЯШ. - 2007. - № 4. - С. 24-27. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: Учебник / [под ред. Н. А. Ипполитовой]. - М., 2004. - С. 407.       VI неделя СРСП 1. Подобрать научную статью по своей специальности и выполнить компрессию этой статьи. СРС 1. Выполнение заданий 18, 19, 20, 23, стр. 439-440 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
2.17 Тема № 17 План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. Композиционно-смысловая структура научного текста. План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания.   Задания № 1, 4, 6 – текст «Новаторство»; № 7, 8, 9, 10, 11, стр. 443 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       VI – VII неделя СРСП 1. Задания № 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, стр. 444 2. Задания № 19 – текст «Правила разработки предпринимательских идей», 20, 21, 23, 24, стр. 445-446. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Составить сложный план научной статьи по своей специальности. 2. Составить вопросный план научной статьи по своей специальности. 3. Составить план-опорную схему научной статьи по совей специальности.
2.18 Тема № 18 Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки.   Задания № 1, 2, 3, 4, 5, 6, стр.447; № 8, 9, 10, 11, 12, стр. 448. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       VIII неделя СРСП 1. Составление тезисов научной статьи по своей специальности. СРС 1. Задания № 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, стр. 449-450. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
2.19 Тема № 19 Составление конспектов. Виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспектирование лекций как творческий процесс.   Задания № 1, 3, 4, стр. 454; № 5, 6, 7, 8, 10 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       IX неделя СРСП 1. Задания № 12 – текст «Организация деятельности предприятия», 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, стр. 456-457 2. Задания № 22 – текст «Семейный бюджет», 23, 24, 25, 26, 27, 28, стр. 457-459 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Составление текстуального конспекта научной статьи по своей специальности. 2. Задания № 29, 30, стр. 459 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005  
2.20 Тема № 20 Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.   Составить список справочной литературы по своей специальности. Задания 1, 2 Н.Г. Блохина, Т.Е. Жукова, И.С. Иванова. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. – Т, 2006         X неделя СРСП 1. Задание № 9, 10, 11, 12, 13, 14, стр. 462-463 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Подберите 5-7 цитат о своей профессии. Составьте с ними небольшой текст. Оформите цитаты в тексте согласно правилам. 2. Составить список справочной литературы по своей специальности (оформить по правилам).
2.21 Тема № 21 Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей.   Задания № 1, 2, стр. 460; 4, 6, 7, 8, стр. 461 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005         XI неделя СРСП 1. Составить аннотацию к статье по своей специальности. 2. Задания № 13, 14, 15, 16 – текст «Созвездие имен блестящих», 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, стр. 463-466 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Задания № 25, 26, 27, стр. 466 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Составить аннотацию учебника/ монографии по своей специальности.
2.22 Тема № 22 Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.   Задание № 1, 2, 3, 4,стр. 478; № 6, 7, 8, 9, 10. 11, 12, 13, 14, 15, стр. 489. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005         XII - XIII неделя СРСП 1. Задания № 17, 18, 19, 20, 21 – текст «Предприниматель», 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, стр. 481-483 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Выполнить реферирование научной статьи по своей специальности. СРС 1. Задания № 17, 18, 19, 20, стр. 480-481 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
2.23 Тема № 23 Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва. Задания № 1, 2, 3,стр. 468; № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, стр. 470-471. Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005       XIV неделя СРСП 1. Задания № 13, 14, 15, 16, 17, стр. 471-472 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 2. Написать рецензию на научную статью по своей специальности. СРС 1. Задания № 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, стр. 474-475. 2. Задание № 28, стр. 475 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 3. Написать отзыв о научной работе какого-либо ученого.
2.24 Тема № 24 Резюме – выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме – выводов.         XV неделя СРСП 2. Задания № 6, 7, 8, 9, 10, стр. 478-479 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 СРС 1. Составить план и тезисы научной статьи по своей специальности. 2. Составить аннотацию и рецензию к учебному пособию по своей специальности. 3. Составить резюме статьи по своей специальности.
(2ч.) КПР (рейтинговый контроль)       XV неделя Итоговая контрольная работа по пройденным темам
Всего:        

График выполнения и сдачи заданий СРСП

Тема Содержание задания Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя, месяц) Максим. оценоч-ный балл
1.1 Язык и его основные функции. Речь: Виды и формы речи. 1. Работа с текстом «Язык», заданий № 5, 8, 11, 13, стр. 395-396 Жаналина Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005 письменно I неделя 3 балла
1.2 Устная речь: её ведущие признаки. Определение культуры речи (правильность речи, речевое мастерство, качества хорошей (образцовой) речи). 1. Чтение наизусть стихотворения о языке.   2. Составление конспекта текста Закона РК «О языках в РК». Беседа по составленным конспектам. - - письменно устно и письменно II неделя 3 балла     3 балла


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: