История криминалистической фотографии в России




В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX - XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу -- выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфат натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А. Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И. Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л. Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги.

Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф. Буринского премии имени М.В.Ломоносова «за метод исследования, равный значению микроскопа»

В 1892 году при Прокуратуре Санкт-Петербургской судебной палаты была официально создана судебно-фотографическая лаборатория, которая в 1912 году преобразуется в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы. Один из трех его отделов был фотографический. Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф. Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф. Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

В 1913 - 1914 годах аналогичные кабинеты создаются в Москве, Киеве и Одессе. После революции все они прекратили свое существование, а наиболее прогрессивно настроены сотрудники их перешли работать в органы советской милиции.

Судебная фотография развивается в технических подразделениях органов милиции и в кабинетах научно-судебной экспертизы. В 1922 году в Петрограде был создан научно-технический кабинет, возглавляемый А.А. Сальковым. А в 1923 году подобные учреждения имеются уже в Киеве, Одессе, Харькове. Активная роль в развитии судебной фотографии принадлежит в эти годы Л.В. Русецкому и С.М. Потапову. Продолжали научную деятельность в этой области и другие ученные (например, профессор А.А. Захарьин возглавлял кафедру судебно-фотографической экспертизы в Высшем институте фотографии и фототехники) В.И. Гончаренко, И.Ф. Крылов Судебная фотография 1978 г. С.9.

В 1925 году эти кабинеты были преобразованы в институты научно-судебной экспертизы. В 30-х годах учреждаются судебно-фотографические лаборатории при юридических учебных заведениях и прокуратуре СССР. В послевоенные годы организуется широкая сеть научно-исследовательских криминалистических лабораторий в системе Министерства юстиции. В лабораториях и институтах проводится значительная работа по дальнейшему развитию судебно-фотографических методов, совершенствованию оборудованию.

В нашей стране уделяется большое внимание фотографическому оснащению следственных работников. В 1939 году были разработаны и разосланы на места следственные чемоданы, в комплект которых входили и камеры «Фотокор». В послевоенный период появились комплекты следственных чемоданов, портфелей, оперативных и экспертных сумок с новейшей фотоаппаратурой и приспособлениями, обеспечивающими следователю все необходимые виды и способы фотосъемки. В настоящее время существуют специальные фотонаборы, которые помогают осуществлять на практике многие судебно-фотографические методы и приемы. Большим количеством специального фотооборудования располагают созданные экспертно-криминалистические центры.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова «Судебная фотография» (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы «научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала». Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и детективной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потаповым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В учебнике это определение выглядит следующим образом: «Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений» С.М. Потапов «Судебная фотография» т1 1987 г. - М..

В последующих трудах Е.Ю. Брайчевской, Н.М. Зюскина, Б.Р. Киричинского, А.А. Леви, Д.Я. Мирского, Н.С. Полевого, Н.А. Селиванова, П.Ф. Силкина, Н.В. Терзиева, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и некоторых других ученых-криминалистов проведены заметные теоретические исследования, позволившие уточнить предмет судебной фотографии, круг объектов ее съемки и исследований, перечень решаемых задач С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В. и др. В частности, высказывались обоснованные предложения о замене понятия «судебная фотография» «криминалистической фотографией», что более полно отражает ее содержание и входит в полное соответствие с термином «криминалистическая техника».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: