Сущность и субъекты оптовой торговли




Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы товарного обращения. При этом процесс товарного обращения складывается из оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля является посредническим звеном между производителем и розницей (рис.1).

Рис. 1 Оптовая торговля во взаимодействии с производством и потреблением

Экономической пространство оптовой торговли представлено оптовым рынком, рассматриваемым в данном случае в макроэкономическом аспекте.

Оптовый рынок – это рынок предприятий, приобретающих товары для их последующей перепродажи с целью получения прибыли.

По сравнению с розничным рынком он достаточно емкий и характеризуется относительно небольшим количеством действующих на нем субъектов (см рис).

Оптовая торговля связывает все области экономики, она является составной частью товарного обращения, через нее проходят почти все товарные ресурсы. Кроме того, через оптовую торговлю осуществляется воздействие потребителей на производителей в направлении сбалансированности спроса и предложения товаров.

Оптовая торговля – это вид деятельности, включающий продажу потребительских товаров покупателям и представляющий собой торговлю крупными партиями товаров с последующей их перепродажей в розницу или профессиональным использованием.

Коммерческие функции оптовой торговли:

1. функция исследования и освоения рынка

Предприятия оптовой торговли выполняют важную задачу, осваивая для имеющихся товаров новые рынки или расширяя рынок путем рекламы.

2. функция формирования хозяйственных связей

3. функция формирования ассортимента

Оптовая торговля осуществляет закупки зачастую распыленных товаров вследствие специализации производства и дифференцированности спроса, т.е. она исследует предложение товаров и выбирает для снабжаемого ею сегмента рынка по своему товарному ассортименту.

4. функция преодоления разрыва во времени

Оптовая торговля осуществляет функцию преодоления временного разрыва между моментами производства и потребления, например: нерегулярный подвоз южных фруктов, поставки строительных материалов с весны до осени и.т.п

5. функция формирования запасов (функция обеспечения надежности)

Служит для выравнивания колебаний спроса на различные товары в различные периоды времени.

6. функция формирования и выравнивания цен

Заключается в использовании преимуществ по затратам благодаря скидкам при закупке больших парий товаров, транспортировке, упаковке и предложению товаров по сниженным ценам.

7. функция финансирования

Преодоление разрыва во времени между закупкой товара и его оплатой представляет собой кредитную функцию. По поставке предоставляется краткосрочный кредит, если торговое предприятие вносит задаток. Покупатель получает кредит (товарный кредит), если торговое предприятие осуществляет поставки на срок (в кредит).

8. функция маркетинговой поддержки производителей и розничных предприятий.

9. функция стимулирования оптовых продаж

Предоставляет своим покупателям широкий спектр услуг, среди которых такие, как помощь в формировании и содержании товарных запасов, рекламе, аренде торгового оборудования и т.п.

Технологические функции оптовой торговли:

1. функция преодоления пространственного разрыва

Функция преодоления расстояния между местом производства и местом потребления в любом случае является транспортной функцией, причем купленный товар может доставляться клиентам оптовой торговли или они могут забирать его сами на предприятии оптовой торговли.

2. функция гарантированного качества (функция манипулирования)

Означает, что оптовая торговля подготавливает товары к дальнейшей продаже. Это осуществляется путем сортировки, упаковки, смешивания ассортимента, очищения, т.е. путем «манипулирования». Сюда относятся, например, разлив импортного вина, дозревание фруктов, хранение сырья до достижения им зрелости для целей переработки (древесина, табак) и т.п.

3. функция хранения на складе

Эта функция неразрывно связана с функцией преодоления разрыва во времени, поскольку ритмичность возникновения потребностей покупателей оптовой торговли зачастую не соответствует ритмичности предложения производителей. Например, большая часть яблок для производства сока собирается в октябре и поставляется на предприятия, производящие сок. Оптовая же торговля должна быть готова к поставкам яблок прежде всего в летние месяцы. Это возможно лишь при наличии достаточных складских мощностей.

Непременным условием функционирования экономики рыночного типа является развитая оптовая торговая инфраструктура. При этом развитая инфраструктура оптовой деятельности должна обеспечить рыночное разнообразие структур, осуществляющих торговлю.

Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке (рис.3).

Рис. 3. Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке

Для определения отличительных признаков тех или иных видов оптовых предприятий, функционирующих на рынке, следует остановиться на рассмотрении признаков систематизации их отдельных видовых групп (табл. 1). Цель классификации – лучше понять сущность отдельных выделяемых видов предприятий оптовой торговли. При этом важно подчеркнуть, что никакое предприятие не может быть однозначно определено с использованием какого-либо одного признака. Признаки классификации систематизируются следующим образом:

 

Таблица 1

Классификация предприятий оптовой торговли, функционирующих на товарном рынке

№ п/п Признаки классификации Содержание
1. Специализация предприятий 1.1. Универсальные 1.2. Специализированные
2. Форма собственности 1.1. Государственная 1.2. Кооперативная 1.3. Частная
3. Приобретение права собственности на продаваемый товар 1.1. Оптовые предприятия, приобретающие право собственности на товар 1.2. Оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар  
4. Уровень предприятия 1.1. Федеральные (общенациональные) оптовые предприятия 1.2. Региональные предприятия
5. Спектр предоставляемых услуг 1.1. Оптовые предприятия с полным циклом обслуживания 1.2. Оптовые предприятия с ограниченным циклом обслуживания

 

Виды предприятий оптовой торговли:

Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в себя в той или иной мере практически каждый перечисленный признак (табл.1). В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технологическими функциями, масштабами деятельности. К числу наиболее значимых относят:

1. оптовые базы – это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции;

2. оптовые магазины – оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям;

3. оптовые магазины типа «кэш энд керри» -«Плати и увози» - «Cash – and – carry» - оптовая торговля с оплатой наличными до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по форме самообслуживания). Данный вид оптовых продаж производится постоянным покупателям (розничные торговцы, владельцы ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по форме самообслуживания. Оплата товара осуществляется наличными (cash), клиент осуществляет погрузку и выгрузку товара (carry) самостоятельно;

4. оптово-розничные магазины;

5. торговые дома – сложные многоцелевые структуры, интегрированные в сферу производства и финансов;

6. коммерческо-посреднические организации – оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников (брокерские конторы, дилеры, агенты, дистрибьюторы);

7. аукционы – особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов

8. ярмарки – выставки – периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

9. товарные биржи – организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема и фиксированным членством.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: