Самое знаменитое исследование, на которое ссылается большинство российских авторов - это проект GLOBE (Global Leadership and Behavior Effectiveness), осуществленный в середине 90-х годов ХХ в. Уортонской школой бизнеса (США), целью которого является создание основанной на эмпирических данных теории, объясняющей влияние национальной культуры на эффективность поведения людей в организации, где в качестве основных характеристик менеджмента и делового лидерства использовались те же параметры сопоставления социокультуры, что и в классической работе профессора Хофстеда, проведенной в 80-е годы по инициативе компании IBM:
Избежание неопределенности – характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры пытаются избежать незнакомых ситуаций с помощью бюрократических процедур, социальных норм и т.д.
Дистанция власти - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры ожидают неравного распределения власти в обществе.
Коллективизм - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на агрегированном уровне (уровне общества в целом).
Семейный коллективизм - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры лояльны и привязаны к своей семье или группе в частной жизни.
Роли мужские и женские (равенство полов) - характеристика, показывающая в какой степени для данной национальной культуры естественная минимизация различий в социальных ролях полов.
Агрессивность (настойчивость) - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры конфронтационны, настойчивы и агрессивны в социальных конфликтах.
|
Ориентация на будущее - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры готовы участвовать в мероприятиях, связанных с планированием будущего, долгосрочными инвестициями, отказом от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем и т.д.
Ориентация на результаты - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют стремление к повышению результативности своих действий и стремление становиться лучше.
Гуманистическая ориентация - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют альтруистическое и дружелюбное отношение к другим людям.
В результате исследования был составлен профиль российского менеджера в виде диаграммы (рис. 15.1). одна линия описывает реальное состояние дел (как есть), а другая – предпочтения по изменению этого состояния (как должно быть).
Рис. 15.1 Профиль российского менеджмента
Из полученной диаграммы видно, что национальная культура России:
- мало поощряет стремление человека к повышению результативности своих действий и стремление становиться все лучше;
- не предполагает готовность человека участвовать в мероприятиях, связанных с планированием будущего, долгосрочными инвестициями, отказом от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем;
- ведет к отсутствию настойчивости и агрессивности в социальных контактах;
- поощряет коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на уровне общества, лояльность и привязанность к своей семье или группе в частной жизни;
|
- в средней степени поощряет альтруистическое и дружелюбное отношение к другим людям;
- предполагает высокую готовность россиян ожидать неравного распределение власти в обществе;
- предполагает высокую толерантность к незнакомым ситуациям и, наоборот, практически не предполагает попыток избежать незнакомых ситуаций с помощью бюрократических процедур, социальных норм и т.д.
Авторы проекта отводят России место в одном ряду с такими странами, как Венесуэла, Иран, Турция, Мексика, Греция.
После кризиса 1998 г. представление иностранцев о российском менеджменте несколько изменилось: то, что раньше считалось недостатком в «цивилизованном менеджменте», в условиях России стало нашим преимуществом. Иностранцы признали наш профессионализм в области производства, сбыта, инженерии, высоких технологий. Среди преимуществ Российского менеджмента выделили такие характеристики как:
- склонность к инновациям;
- вкус к риску;
- выраженная предпринимательская жилка;
- амбициозность;
- самокритичность;
- отсутствие склонности к чинопочитанию;
- интуитивность;
- склонность к бескорыстной помощи;
- любовь к обучению.
Так же выделяют и недостатки российского менеджмента, например такие, как:
- уничижительное отношение к себе и своей стране;
- самодержавность;
- политизированность российского менеджмента;
- транжирство и расточительность;
- эгоцентризм и алчность;
- странная привязанность к своей должности;
- широкомасштабность (русские «стремятся» охватить всё и вся и как следствие - часто разбрасываются).
В качестве вывода можно сказать, что по мнению иностранных респондентов, в России лучше работать россиянам, так как иностранные менеджеры пока не могут справляться с российской действительностью.