Зарубежные исследования российского менеджмента




 

Самое знаменитое исследование, на которое ссылается большинство российских авторов - это проект GLOBE (Global Leadership and Behavior Effectiveness), осуществленный в середине 90-х годов ХХ в. Уортонской школой бизнеса (США), целью которого является создание основанной на эмпирических данных теории, объясняющей влияние национальной культуры на эффективность поведения людей в организации, где в качестве основных характеристик менеджмента и делового лидерства использовались те же параметры сопоставления социокультуры, что и в классической работе профессора Хофстеда, проведенной в 80-е годы по инициативе компании IBM:

Избежание неопределенности характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры пытаются избежать незнакомых ситуаций с помощью бюрократических процедур, социальных норм и т.д.

Дистанция власти - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры ожидают неравного распределения власти в обществе.

Коллективизм - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на агрегированном уровне (уровне общества в целом).

Семейный коллективизм - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры лояльны и привязаны к своей семье или группе в частной жизни.

Роли мужские и женские (равенство полов) - характеристика, показывающая в какой степени для данной национальной культуры естественная минимизация различий в социальных ролях полов.

Агрессивность (настойчивость) - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры конфронтационны, настойчивы и агрессивны в социальных конфликтах.

Ориентация на будущее - характеристика, показывающая в какой степени люди данной национальной культуры готовы участвовать в мероприятиях, связанных с планированием будущего, долгосрочными инвестициями, отказом от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем и т.д.

Ориентация на результаты - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют стремление к повышению результативности своих действий и стремление становиться лучше.

Гуманистическая ориентация - характеристика, показывающая в какой степени нормы данной национальной культуры поощряют альтруистическое и дружелюбное отношение к другим людям.

В результате исследования был составлен профиль российского менеджера в виде диаграммы (рис. 15.1). одна линия описывает реальное состояние дел (как есть), а другая – предпочтения по изменению этого состояния (как должно быть).

 

Рис. 15.1 Профиль российского менеджмента

 

Из полученной диаграммы видно, что национальная культура России:

- мало поощряет стремление человека к повышению результативности своих действий и стремление становиться все лучше;

- не предполагает готовность человека участвовать в мероприятиях, связанных с планированием будущего, долгосрочными инвестициями, отказом от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем;

- ведет к отсутствию настойчивости и агрессивности в социальных контактах;

- поощряет коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на уровне общества, лояльность и привязанность к своей семье или группе в частной жизни;

- в средней степени поощряет альтруистическое и дружелюбное отношение к другим людям;

- предполагает высокую готовность россиян ожидать неравного распределение власти в обществе;

- предполагает высокую толерантность к незнакомым ситуациям и, наоборот, практически не предполагает попыток избежать незнакомых ситуаций с помощью бюрократических процедур, социальных норм и т.д.

Авторы проекта отводят России место в одном ряду с такими странами, как Венесуэла, Иран, Турция, Мексика, Греция.

После кризиса 1998 г. представление иностранцев о российском менеджменте несколько изменилось: то, что раньше считалось недостатком в «цивилизованном менеджменте», в условиях России стало нашим преимуществом. Иностранцы признали наш профессионализм в области производства, сбыта, инженерии, высоких технологий. Среди преимуществ Российского менеджмента выделили такие характеристики как:

- склонность к инновациям;

- вкус к риску;

- выраженная предпринимательская жилка;

- амбициозность;

- самокритичность;

- отсутствие склонности к чинопочитанию;

- интуитивность;

- склонность к бескорыстной помощи;

- любовь к обучению.

Так же выделяют и недостатки российского менеджмента, например такие, как:

- уничижительное отношение к себе и своей стране;

- самодержавность;

- политизированность российского менеджмента;

- транжирство и расточительность;

- эгоцентризм и алчность;

- странная привязанность к своей должности;

- широкомасштабность (русские «стремятся» охватить всё и вся и как следствие - часто разбрасываются).

В качестве вывода можно сказать, что по мнению иностранных респондентов, в России лучше работать россиянам, так как иностранные менеджеры пока не могут справляться с российской действительностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: