Термин «перспектива» происходит от латинского Perspicere происходит – « смотреть сквозь». Перспектива занимается наукой об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-то поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые наблюдаются в натуре.
По мере своего развития изобразительное искусство всё более стремилось к максимально точному изображению пространства и объектов в пространстве, что вначале привело к открытиям, полученным эмпирическим путём, а затем к развитию теоретических знаний о перспективе.
Не обладая знаниями законов и правил перспективы невозможно начертить или реалистически нарисовать даже самый простой предмет. А перед художниками стояли задачи точного изображения сложных натюрмортов, пейзажей, многофигурных композиций. Бурное развитие инженерного искусства (архитектуры) привело к усложнению задач росписи внутренних поверхностей зданий, плафонов и купольных пространств. Невозможно представить себе выполнение этих задач без знаний перспективных построений. Несоблюдение законов перспективы ведёт к искажению формы предметов, нарушению масштабности изобразительного ряда и искажению глубины пространства
Рассмотрим для примера картину Паоло Веронезе «Свадьба в Канне Галилейскойй (1562 г).
Столы, предметы, персонажи и архитектурные сооружения нарисованы согласно правилам центральной перспективы (фронтальной перспективы с одной точкой схода). Чтобы её изобразить, художник должен находиться непосредственно напротив того, что он изображает. Высота точки схода определяется высотой горизонта. И в этой точке будут сходиться все прямые линии, идущие перпендикулярно плоскости картины. В большинстве случаев точку схода смещают от центра, что бы избежать слишком симметричного изображения.
|
Фигуры на картине уменьшаются по мере того, как переходят от переднего к заднему плану. Более того, любопытствующие персонажи, склонившиеся с террас и карнизов, уменьшаясь в пропорциях, создают впечатление глубины.
Еще один пример, когда умелое использование перспективы позволяет художнику усилить эмоциональное восприятие своего произведения.
В своей фреске «Тайная вечеря » (1495—1498 гг.) Леонардо да Винчи использует направление в точку схода прямых линий архитектурных элементов изображённого интерьера и краёв стола, чтобы направить внимание зрителя в её композиционный центр,
Поместив голову Христа в центральной точке схода.
Вот ещё один образец использования линейной перспективы в произведениях живописи.
Винсент Ван Гог «Дома в Сен-Мари» (1888 г.).
В представленной работе художник изображает перспективу с высоким горизонтом. Мы как бы смотрим на улицу, находясь на возвышении. Это позволяет ему изобразить большую часть поверхности земли. Дома по мере удаления уменьшаются, создавая иллюзию глубины.
Другой пример использования высокого горизонта. Альма Тадема Лоренс «Выгодная позиция» (1895 г.). В ней художник, поднимая горизонт, позволяет зрителю охватить большое пространство, передать глубину картины. Мы сверху смотрим на трассу, которая в свою очередь высоко вознесена над морской поверхностью. Это позволяет подробно рассмотреть девушек, стоящих у перил и увидеть далеко внизу входящий в гавань корабль. Мастерски используя перспективу, художнику удаётся, не только грамотно изобразить происходящее, но и передать глубину пространства.
|
В свой ксилографии «Смольный» (1924 г) П. Остроумова-Лебедева, используя законы перспективы, создаёт эффект глубины пространства. Она низко опускает линию горизонта и образующие передний план тёмные и массивные пропилеи линиями своих боковых фасадов, направленных в точку схода, придают картине динамику. А расположенный в глубине вытянутый по горизонтали фасад Смольного института, создавая контраст с передним планом, усиливает ощущение глубины плоскости листа.
Для грамотного и точного изображения головы и фигуры человека в ракурсе требуется отличное знания перспективы
.
Андреа Мантень "Мертвый Христос" (около 1500 г.)
Эта картина приобрела известность благодаря своему перспективному решению которое достигается в ней благодаря оптическо-иллюзорному эффекту.