Правоотношения по обеспечению трудовыми пенсиями
Глава 1. Пенсионные правоотношения в системе правоотношений по социальному обеспечению
1.1. Правоотношения по социальному обеспечению
1.2. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, содержание
Глава 2 Особенности назначения трудовых пенсий в РФ
2.2. Пенсионное страхование
2.3 Государственное пенсионное обеспечение
Сущность, задачи, виды
пенсионного обеспечения РФ
Пенсия – регулярная государственная выплата физическим лицам денежного пособия и части индивидуальных накоплений [41,с.35]. Основаниями для пенсионного обеспечения являются жизненные обстоятельства, которые в силу действия правовых норм представляют собой юридические факты [44, с.25].
Виды пенсий (по законодательству РФ):
– трудовая (страховая): пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца;
– пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
– социальная пенсия (государственная пенсия, установленная гражданам, не имеющим права на пенсию по трудовой деятельности).
Отметим, что имеются экономические и правовые трактовки системы пенсионного обеспечения, а также многие авторы выступают за системный подход.
Д.Н. Ермаков понимает систему пенсионного обеспечения в РФ как совокупность правовых и других институтов, норм, назначающих населению пенсионное материальное обеспечение [55,с.258].
Л.П. Иноземцева определяет систему пенсионного обеспечения в РФ как совокупность экономические и правовых институтов и норм, цель которых - предоставление материального обеспечения в форме пенсий [,с.271].
С точки зрения Ю.Ю. Косенковой, пенсионная система - это комплексная категория, которая регулирует: 1) отношения по формированию пенсионных фондов, 2) правовые отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями, 3) административные отношения по управлению организацией пенсионирования [56, с.174].
Нам кажется наиболее удачным определение С.Н. Орлова, согласно которому пенсионное обеспечение (в экономическом ключе) представляет собой финансовые отношения в сфере распределения и перераспределения ВВП с целью формирования денежного фонда для утратившего трудоспособность населения [, с.]. С.Н. Орлов раскрывает экономическую сущность данного вида социального обеспечения. Пенсия замещает заработную плату, в государстве для нее резервируется определенная часть ВВП [, с.].
На основании имеющихся формулировок, дадим собственное рабочее определение пенсионной системы. Пенсионная система – одна из основных форм социального обеспечения и показатель развития социальной политики в государстве.
Задачи пенсионного обеспечения на современном этапе сформулированы в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ.
1. Обеспечение социально допустимого уровня пенсий.
2. Долгосрочная финансовая стабильность и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда.
3. Развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами.
4. Повышение роли накопительной составляющей пенсионной системы [25].
Как уже указывалось выше, современная пенсионная система РФ с 2015г. имеет три уровня.
1. Государственное пенсионное обеспечение.
2. Обязательное пенсионное страхование.
3. Негосударственное пенсионное обеспечение.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению - пенсии, назначаемые отдельным категориям граждан, финансирование данных пенсий производится из федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия;
5) пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлены такие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который знаменовал принципиальные изменения в порядке назначения и расчета страховой пенсии. Согласно новому закону, для возникновения права на страховую пенсию по старости необходимо: достижение возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет, не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Пенсия стала страховой и накопительной, новый принцип расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования получил название «Новая пенсионная формула». Согласно ей, размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, эти баллы просчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Размер накопительной пенсии определяется исходя из средств пенсионных накоплений. Из 22% от зарплаты гражданина, которые работодатель отчисляет в Пенсионный фонд, 6% идут на пенсионные накопления.
С 1 января текущего года, как уже подчеркивалось выше, накопительная часть трудовой пенсии выделена в самостоятельный вид пенсии. Согласно уже вступившему с 1 января текущего года Федеральному закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [], накопительная пенсия – «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости» [], она устанавливается при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет. Ежегодно размер накопительной пенсии планируется изменять исходя из суммы поступивших страховых взносов и результатов их инвестирования. Накопительная часть трудовой (страховой) пенсии вычисляется по схеме: сумма на счету делится на количество месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии. В настоящее время значение этого показателя равно 228.
Таким образом, пенсионная система – одна из основных форм социального обеспечения и показатель развития социальной политики в государстве. Сущность новой пенсионной системы в РФ состоит в переводе пенсионной системы на принципы страхования. В текущем году пенсионная система РФ находится на пути перехода от распределительной к накопительной системе и её можно охарактеризовать как распределительно-накопительную.