Абдуллина Гульфия Масхутовна
педагог дополнительного образования.
марта. (Среда). Дистанционное занятие (30 мин.)
Группа 1.
Тема: Театральный монолог. Монолог «размышление», как жанр литературы и искусства. Выбор монолога – размышления для заучивания наизусть.
Цели и задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральному искусству.
2. Развивать дикцию, интонацию и технику речи.
3. Создать условия для изучения данной темы.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение).
Психологические условия на дистанционном занятии:
- психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня творческого развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование и материалы:
- светлое помещение;
- видеооборудование и ноутбук для создания материала;
- интернет.
1. Методическое обеспечение занятия:
- конспект занятия (познавательный материал соответствующий данной теме).
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) вступительная часть;
в) объяснение темы.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия).
Задание на дом: Изучить конспект по теме. Выбрать театральный монолог – «Размышление» и выучить наизусть.
Театральный монолог – это речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь обращенная к слушателям или к самому себе.
Существует множество различных монологов, различаются они по их драматической функции и по литературной форме.
По драматической функции монологи бывают:
Технический монолог – это рассказ героя о событиях, уже произошедших, либо происходящих в настоящее время;
Лирический монолог – это повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
Монолог – размышление или монолог – принятие решений – это монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого – либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
Рассуждение — вид монологической речи. Монолог-рассуждение носит оценочный характер. Он состоит из логических доказательств, мыслей, чувств, убеждений. Цель монолога-рассуждения — доказать или опровергнуть основное положение (тезис) текста. В монологе-рассуждении важно не только правильно изложить основное положение, но и аргументировать свою точку зрения, дать оценку героям или событиям.
Монолог-рассуждение строится по следующей схеме:
1. Вступление представляет собой подведение к раскрытию центральной проблемы монолога, например: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы вдруг исчезла необходимость учиться?
2.Основная часть — это система тезисов и доказательств. Это самая большая по объёму часть в монологе. После того, как изложено главное утверждение, приводятся аргументы (доказательства), например: Я за высшее образование. Но не за высшее техническое и не за высшее гуманитарное. Я за высшее нравственное.
3. Заключение — это завершение монолога. В нём делаются выводы. Оно должно закончить работу, связав её с началом. Заключение должно быть таким, чтобы читающий понял, что об этом больше сказать нечего, например: Знание — вот единственное, к чему человек всегда должен стремиться.
Для того, чтобы монолог-рассуждение получился завершённым и доказательным, важно, чтобы:
1. основной тезис соответствовал теме монолога;
2. доказательства были убедительными;
3. части рассуждения — тесно связанными;
4. выводы — чёткими.
УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ!
Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.
Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутным потоком глупой и бесцельной информации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где развлечения?
Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.
А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. Посмотрите, с каким удовольствием маленький ребёнок учится ходить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте любить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового.
Учитесь любить учиться!
(Д. Лихачёв)