«ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО»
Петровское время - петровские реформы - явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени.
Петербургский стиль - уникальный художественный стиль, сложившийся в особых исторических, географических и климатических условиях, был отражением личных вкусов Петра.
Город, заложенный в дельте реки Невы - вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость. Сплошная застройка улиц типична для Петербурга, при этом улицы, в силу отсутствия подъемов и спусков, становятся как бы интерьером города. Уникальность петербургского стиля определилась и тем, что Петербург же был воздвигнут всего за какую-нибудь четверть столетия и почти сразу же в камне.
С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, с запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем. Трезини оформил проезд в линии оборонительных укреплений в виде триумфальной арки, ставшей главными воротами, названными Петровскими. Петровские ворота были возведены в формах барокко, хотя стиль архитектуры Петербурга при жизни его создателя Петра I не являлся стилем барокко в полном смысле этого слова. Петр не допускал никаких излишеств даже при строительстве дома для себя в Летнем саду. Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Летний сад был разбит по голландской моде: без радиальных аллей, по квадратной схеме со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.
|
Петр I жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований.
Постепенно вкусы Петра стали отклоняться от добротного утилитаризма бюргерской Голландии в сторону величавой пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа. Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю.
В петровскую эпоху получили развитие новые области изобразительного искусства, к которым в первую очередь следует отнести портретную живопись, гравюру и миниатюру по эмали.
Одним из первых русских мастеров реалистического светского портрета является Иван Никитич Никитин (1690-1742). своей портретной живописью Никитин доказал значение портрета как особого жанра, в котором отражаются и историческая обстановка, и морально-этические устремления, и неповторимая индивидуальность человека своего времени.
Андрей Матвеевич Матвеев (1704-1739), гордо называвший себя «первым русским живописцем», был придворным живописцем Екатерины I и продолжателем стиля «петровского барокко» с элементами рококо.
Новым для России видом искусства в петровскую эпоху являлась гравюра. Первые гравюры были выполнены мастерами Оружейной палаты по рисункам С.Ушакова еще в конце XVII в. Но настоящий расцвет этого вида изобразительного искусства наступил только при Петре I.
|
Расписные эмали известны в России с XVII в., однако портретная миниатюра на эмали появилась лишь в начале XVIII столетия в связи с развитием в петровское время жанра портрета. Первым русским художником-миниатюристом по эмали был Георгий Семенович Myсикийский (ок. 1670-ок. 1740).
«ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ РОКОКО»
К концу царствования Петра I придворная культура все более тяготела к роскоши и пышности. Поколение архитекторов возглавили Ф.Б.Растрелли и Д.В.Ухтомский, поднявшие русскую архитектуру до мирового уровня и ставшие создателями русского национального варианта стиля барокко.
Именно Петру Михайловичу Еропкину (1698-1740), бывшему петровскому пенсионеру, принадлежит грандиозный градостроительный проект, реализация которого началась в 1737 г. Сохранив регулярную планировку, задуманную Петром I, он завершил создание четкой трехлучевой системы магистралей, сходящихся к башне Адмиралтейства. Эти три лучевые проспекта Петербурга - Невский, Гороховая и Вознесенский, расположенные под абсолютно равными углами. Елизаветинскую эпоху характеризует сочетание великолепия с игривостью. Излюбленным мотивом орнамента для Елизаветы Петровны являлся рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и в мелкой пластике широко использовался стиль рококо.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) соединил в своих постройках ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате возник особый, растреллиевский стиль, или, как его еще называли в России, «монументальное рококо».
|
Петербург из города-крепости, города-порта превращается в город дворцов, в которых отражалась не одна пышность придворного быта, но и могущество русского государства. Растрелли использовал градостроительные принципы классицизма, выработанные во Франции столетием ранее. Последовательное развитие стиля Растрелли проявилось и в построенных им царских резиденциях близ Петербурга - в ансамбле Петергофа и Царского Села. Великолепные царские резиденции были призваны демонстрировать высокую культуру царского двора и мощь империи.
В Петергофе, сохранив основную композицию Петровского дворца, Растрелли расширил его за счет галерей, надстроил третий этаж и изменил форму куполов на боковых павильонах. Более радикальным изменениям подверглись внутренние интерьеры, где впервые гений Растрелли проявился в области декоративно-прикладного искусства. Дворцовые интерьеры Растрелли - это бесконечная анфилада залов и кабинетов, бесконечная благодаря тому, что парадная лестница размещалась не в центре дворца, а сбоку. Другой характерной чертой интерьеров Растрелли является их светский, увеселительный, праздничный облик независимо от предназначения. Подтверждением тому служит «рокайльное» убранство церкви с обилием золотых раковин, ангелов, предметов сельского труда, являющееся как бы частью торжественного и одновременно легкомысленного дворцового быта. Третья особенность оформления интерьеров Растрелли состояла в его пристрастии к изобилию. Позолоченные раковины, картуши, растительные завитки и порхающие купидоны, многочисленные зеркала в золоченых изгибах деревянных резных рам, роспись плафонов и узоры паркетного пола, изысканные фарфоровые безделушки и изящная легкая мебель - все сверкающее и переливающееся - создавали впечатление ошеломляющей, ослепительной роскоши. При этом интерьеры Растрелли не были оформлены произвольно и асимметрично, что свойственно интерьерам французского рококо.
Растрелли создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь. В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора.
Зимний дворец - вершина творчества Растрелли в области светского зодчества, в нем соединились три европейских стиля - барокко, классицизм и рококо, что в целом и дало своеобразный «растреллиевский стиль».
Ансамбль Смольного монастыря как произведение архитектуры явился творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и европейских монастырских комплексов. В центре Растрелли поместил пятиглавый крестообразный в плане собор, который окружали двухэтажные монастырские кельи, создающие форму крестообразного обширного двора, четыре внутренних угла которого подчеркивались одноглавыми церквами. Воскресенский собор Смольного монастыря являет собой уникальное сочетание традиционного русского пятиглавия и европейской купольной базилики.
Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719 — 1774) — выдающийся русский архитектор московской школы «елизаветинского рококо». Он основал Архитектурную школу в Москве, выпускниками которой были выдающиеся зодчие русского классицизма М.Казаков, А.Кокоринов, И.Ста-ров. Ухтомский руководил реконструкцией московского Кремля, но самыми выдающимися его сооружениями являются колокольня Троице-Сергиевой лавры и триумфальные Красные ворота у Земляного города в Москве. вицах.
Особенности, присущие елизаветинской архитектуре середины века, находили своеобразное отражение в литературе, а именно в жанре торжественной оды, в котором дух елизаветинской эпохи получил наиболее полное воплощение. В 1729 г. Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, выступив зачинателем сатирического направления. Михаила Васильевич Ломоносов (1711 -1765) выделил три рода речений - высоких, в основном церковно-славянских, посредственных и низких, разговорного языка. К высокому стилю относились трагедия, героические поэмы, оды, «прозаические речи о важных материях». Посредственный стиль включал послание, сатиру, элегию, драму, написанные словами всех трех родов речений. Низкий стиль - это комедии, эпиграммы, басни, письма и песни, которые писали языком, близким к разговорному.
Подобно литературе елизаветинской эпохи, изобразительное искусство того времени тоже характеризовалось многообразием жанров. В живописи наряду с плафонной и театральной декорацией как составляющими декоративно-прикладного искусства рококо, утвердились жанры портрета, в котором прославился русский живописец И.Вишняков, исторической картины и пейзажа.
В 1752 г. М.В.Ломоносов как выдающийся ученый получил «привилегию» на основание фабрики цветных стекол недалеко от Ораниенбаума и возродил технику смальтовой мозаики. Наряду с высокохудожественными изделиями из цветного стекла в середине века под Петербургом было налажено производство фарфоровых расписных изделий. Первооткрывателем фарфора в России стал Дмитрий Иванович Виноградов.